О внутренней рифме
В румяный дух реберчатого теса
Врывался визг отверток и клещей,
И люди были тверды, как утесы,
И лица были мертвы, как клише.
Ладно бы в классическом александрийском стихе - но в пятистопном ямбе! Это удивительное "ёр" как бы воспроизводит добротную работу плотников: каждая строка закреплена дополнительно, "привинчена" еще и ровно посередине. Вообще-то, положа руку на сердце: а кто в русской поэзии превзошел Бориса Леонидовича по части аллитерации и внутренней рифмовки? Заболоцкий однажды попытался соперничать с ним на этом поприще, в его поздней поэме «Рубрук в Монголии» есть такая строфа:
В те дни, по милости Батыев,
Ладони выев до костей,
Еще дымился древний Киев
У ног непрошеных гостей.
Но, вероятно, очутившись на чуждой ему территории, Николай Алексеевич быстро сообразил, что его сила как поэта отнюдь не в этом и что каждому дано нечто свое, неповторимое... Пастернак был гениальным слухачом: недаром в молодости сочинял фортепианные пьесы, которые нравились самому Скрябину. Достаточно вспомнить его "Рождественскую звезду":
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
...Все злей и свирепей дул ветер из степи...
...Все яблоки, все золотые шары.
"Затепленных", "цепи", "великолепье", "свирепей" - и все на своем месте, ничто не натужно, абсолютная естественность речи. Здесь, кстати говоря, также налицо версификационное иллюстрирование образа - правда, уже на уровне строки, а не стопы: перечисление видений, знаменитый пастернаковский "каскад", как бы внезапно прерывается, временно развеивается дующим из степи свирепым ветром.
То же и в его непревзойденном стихотворении "Шекспир":
Спиралями, мешкотно падает снег.
Уже запирали, когда он, обрюзгший,
Как сползший набрюшник, пошел в полусне
Валить, засыпая уснувшую пустошь.
Снег падает спиралями, оттого и внутренняя рифмовка ложится как бы "по спирали": "спиралями - запирали", "обрюзгший - набрюшник - уснувшую". Иными словами, раскручивается мощная пружина звукосимволизма, строфа инкрустируется созвучиями - для придания ей как можно большей ювелирной ценности. Хотя истинная значимость внутренней рифмы - в сохранении генетического кода бытия: внешней повторяемости событий сопутствует их параллельное внутреннее осмысление, вследствие чего и выкристаллизовывается итоговый magnum opus. В случае с Борисом Пастернаком - его роман "Доктор Живаго".
И рифма не вторенье строк,
А гардеробный номерок,
Талон на место у колонн
В загробный гул корней и лон...
И рифма не вторенье строк,
Но вход и пропуск за порог,
Чтоб сдать, как плащ за бляшкою
Болезни тягость тяжкую,
Боязнь огласки и греха
За громкой бляшкою стиха.
Свидетельство о публикации №119061207308