Выстрел
Вот так же, сугубо индивидуально, мы и должны оценивать рецензию молодого провинциального автора, в будущем - гениального и чуть ли не самого своеобычного в XX веке писателя Андрея Платонова, на книгу не менее выдающегося русского религиозного мыслителя Льва Карсавина. Рецензию, через две недели после опубликования которой Карсавин вынужденно отбыл в эмиграцию на «философском пароходе» (звено в логической цепочке, приведшей к гибели в ГУЛАГе). Была ли она простой «заказухой», ступенькой на пути в столицу, к рабкриновской кормушке? Или же это действительно был крик души, русское революционное ницшеанство, искреннее пробуждение белокурой бестии с красными лампасами? Восхищаясь языком Платонова, зная о всех сложнейших и провидческих перипетиях его мысли, я не могу и не хочу все упрощать. Однако и не беру на себя смелость что бы то ни было утверждать. Пока этот текст не устаканился в моем сознании, пока мне не стали достоверно известны все сопутствующие обстоятельства. Потому что русская революция - чересчур сложное, многогранное явление, затронувшее всех и каждого, все человечество в его историческом движении. Слишком серьезная и кровавая тема, чтобы необдуманно вешать ярлыки.
Лев Карсавин
«NOCTES PETROPOLITANАЕ» ПЕТЕРБУРГ, 1922 г.
— По-русски это значит «Петербургские ночи». Книга написана, как говорится в предисловии, только для просвященных и действительно просвященных людей. Там же говорится, что «единственно оправдывающим издателя обстоятельством может служить только его искреннее желание сохранить для потомства поучительный образец современных антинаучных построений и безответственных мистических исканий».
Содержание книги, по автору, метафизика любви. Автор, кажется, профессор и, как показывает книга, физически совершенно бесчувственный человек. Для него любовь существует как Любовь, т. е. самостоятельное отвлеченное существо, а не составляет с любимой единого,— как есть в жизни. Любовь — это Вера, Александра, Варвара, Мария, или — Петр, Семен, Владимир, Епифан, но не третье, самостоятельно живущее, хотя и дышащее в двух полюбивших, существо — любовь. Любовь не трое (триединство: Любящий, любящая, Сама Любовь), а — ни одного. Любивший это видел сам. Л. Карсавин не имеет ни сердца, ни семени — и ненавидит их. Для него никогда не было любимой, девушки Маши. А если бы это и случилось, он сейчас же сделал бы все это мировым явлением, оправдал бы Христом, девой Марией, создал бы вокруг живого и теплого чувства мир червивых профессорских понятий — и истребил бы любовь к себе. Вот он что говорит: «Ты ушла. Но люблю тебя я, Любовь. Люблю тобою, Любовью! Ты — любимая моя, ты — я сам, ты — двуединство наше; целостно-вечная, бессмертно-живая, всесовершенная!» Хорошо! Дальше. «Бог становится Богом личным, лучше сказать,— сверхличным в троичном самостяжении своем. Он всецело разъединяется на три взаимоограничивающих друг друга ипостаси»... и т. д. Вся книга — варево понятий протухшего усталого мозга. О настоящей человеческой любви автор не имеет никакого представления. Для него любовь — религия, философия, литература, все, что угодно, только не крик будущего, не движение семени, не физиология, не теплота, не мужество и не физическая сила, истребляющая негодные поколения, не работа солнца. Автор — дохлый человек, и совершенно непросвященный. Его книга, кроме прочего, еще и до последней точки реакционна и христиански убога, и совсем не эквивалентна содержанием труду, затраченному на ее создание.
А Пл.
(«Коммуна», № 178, 9 авг. 1922 г.)
Свидетельство о публикации №119061205996