Малы
Колокольня Мальского монастыря — одно из лучших созданий псковского церковного зодчества. Ранее, это была не колокольня, а звонница. Она имела односкатную кровлю и плоскую южную стену, вверху которой было четыре арочных проема для колоколов, и соответствовала псковским строительным традициям. В 1902 году ее перестроили, потому что нужно было укрепить верх, но и в этом исполнении звонница-колокольня чудесно смотрится с любой точки.
Прежде чем там окажешься, нужно еще пройти через деревню, стоящую на берегу чистейшего озера. Название у нее очень уютное – Малы. Здесь привычные бревенчатые срубы изб чередуются с домами из плитняка – древнейшего строительного материала псковичей. Своего населения в деревне почти нет. Зато можно полюбоваться на семейную жизнь аистов, устроивших гнездо прямо на электрических проводах.
Деревня находится наверху, а к заброшенному старому монастырю нужно спускаться в глубокую лощину, укрытую густым лесом. Вершину колокольни видно еще с горы. Дорога дальше есть, но свою машину лучше оставить в деревне и отправиться туда пешком. Больше увидишь, да и к природе такого уникального красивейшего природного заповедника, освященного символами православной веры, нужно относиться с должным почтением. Скоро замечаешь на зеленом склоне древний каменный крест и источник с холодной вкусной водой. Ее здесь всем хватает, и местным жителям, и приезжим паломникам.
На самом дне лощины расположился невидимый людскому глазу Мальский Спасо-Рождественский монастырь или как его еще называют - Онуфриева пустынь, по имени основателя монастыря преподобного Онуфрия Мальского (память 25 июня). Суров и нелюдим был край во второй половине XV века, когда впервые пришел сюда Онуфрий. Как водится на Руси, место это скоро обросло людской молвой, а потом обустроилось окрестными селами. На месте пустыни потом возник монастырь, от которого теперь остались только руины. Мощи святого Онуфрия почивают под этими развалинами. Год основания Мальского монастыря в точности неизвестен, но в некоторые источниках указывается 1471 год.
Эта другая жизнь начинается сразу, как только входишь в лес. Он здесь самый настоящий, берендеевский, с непроходимыми чащобами и причудливыми сказочными деревьями. После спуска по крутому склону, такой темный лес может показаться впечатлительному путнику настоящим подземельем. Продвигаясь дальше по лесной тропинке, незаметно для себя, оказываешься на погосте. Хоронят там с давних времен, делают это и сейчас. На могильных крестах и обелисках рядом со знакомыми русскими фамилиями и именами можно встретить немало имен немецкого и прибалтийского происхождения. Есть и фотографии мужчин в чужой, похожей на польскую, военной форме. Позже, у местных деревенских узнал, что они принадлежали малому народу финно-угорской этнической группы сето, что жили здесь в соседней деревне Сигово. Людьми они были православными, как здесь говорили “полуверцами”. Этим не высказывалось никакого пренебрежения. Православие они принимали в Печорском монастыре по своей воле, а жили дальше без Евангелия. Много своего в вере было.
Сказывают, что до XV века сето были язычниками, и предками их были эсты, бежавшие сюда от преследований рыцарей католического ордена на территории современной Эстонии. Потом еще и Ливонская война добавила им многих разорений. Уже в 20-е годы прошлого века сето вместе со всем Печорским краем оказались в Эстонии. Многие там принудительно сменили свои русские имена и окончания фамилий. Так продолжалось до августа 1944 года, когда Печорский район вошел в Псковскую область. После этого многие сето подались жить на запад, в Эстонию. Получился еще один разделенный народ, что многое объясняло. Нам ли, русским, сегодня этого не понять?
Имя свое сменить – еще не означает потерять память. В тот день группа сето из 10 человек приехала на Мальский погост из соседней Эстонии, чтобы посетить могилы своих предков.
По-русски они с местными жителями совсем не разговаривают. Вроде, теперь языка нашего не знают. Получилось, что мы с ними тогда поздоровались по-фински. Они нам тоже так ответили. К этому времени, я еще показал им свои рисунки. Тут у них русский язык и вспомнился. Дело это было у святого источника, который бил из-под самого алтаря храма. Воду пили мы вместе, а потом ушли, каждый в свою сторону. Не удержался и глянул им вслед, а они тоже, оглянулись и рукой мне помахали...
Есть еще и другая версия, что этот финно-угорский народ, сохранившийся до наших времен, “осколок” древней псковской чуди, с которой встретились славяне при заселении северо-запада Восточно - Европейской равнины. Вот так. Хотите, верьте, хотите, нет. А еще говорят, что чудь – это таинственные карлики белоглазые, что под землю ушли, прихватив с собой несметные сокровища. Все тогда конца света ожидали, ангелы-то начали над Псковским краем небо сворачивать. Даже картина такая есть у Николая Рериха. Чудеса, да и только…
На фото - акварельный рисунок автора
Свидетельство о публикации №119061201617