Встреча на горе Синай

Это перевод текста древнего свитка, недавно найденного в Синайский пустыне. Автор, разумеется, не несёт никакой ответственности за содержание текста, а только за точность перевода:


…Я понимаю, надоело голодать, я знаю, не дают вам  спать
воспоминания - о пряных ароматах разваренного мяса,
об острых  соусах с приправами душистыми...

- Ну хорошо, готов я замолчать, но если всё равно приходится страдать,
то лучше уж за принципы Его, за истину, и угодить тем самым Господу
за всё, что сделал для народа...

- Ах, что Он сделал... Значит, всё забыли...
А что Он попросту
с цепи привычного нам рабства
спустил нас в лютую свободу,
где только Господа законы,
а не плётка фараона.
вашу звериную природу
будут укрощать!...

- Да перестаньте, негодяи, камнями швырять –
в меня, вашего Учителя, вождя национального!...

- Не слышу... Ну что ж, я понимаю,
меня этим вопросом часто донимают, -
как мог я допустить, чтоб дело это
зашло так далеко, до положения поистине скандального,
как мог я согласиться, чтоб всё свелось к убогому, банальному,
напыщенному фарсу, блофу,
где смысла здравого нет и в помине,
чтоб докатились мы до всенародной  катастрофы,
когда капкан всё умертвляющей пустыни
захлопнулся за ошалевшей нацией,
когда назад дороги нет, и нам исхода никакого нет –
мы  вынуждены  подписать Завет,
как акт о безоговорочной капитуляции...

- Вы что же, думаете, я этого всего не видел?
Не знал, чем это кончится? А что я мог поделать?
Что только я не говорил, как умолял, я говорил Ему намного более того,
что вы в своей нелепой, ребячьей ненависти бросаете мне теперь в лицо.

Я говорил Ему:
- О, Господи, нам-то всё это - зачем?
И для чего тебе мы, Господи? Ну вот уедем, а зачем?
А то, что в рабстве мы живём, так мы к тому привычные,
а ежели подумать, то что дурного в том?
да и эпоха-то покамест всё ещё античная…

- И что с того, что строим пирамиды?
Ты прав, работа грубая, физическая.
Зато нет в мире пирамиды величественней     и более геометрической!
И заработки там приличные, - по разнарядке, по закону...
А что - профессия? Профессия отличная, нужная и обществу, и фараону.
Правда, с нами он бывает крут подчас,
но можно и его понять, - стройка важная, и сроки тут,
не может же он нас так долго ждать...

- Конечно, травмы производственные, и это есть.
Зато - какая честь - за дело за святое пострадать.
К тому ж за братьев моих родственных всегда я мог похлопотать,
как приближённый к цареву двору...

- Зачем же было сердце его ожесточать? Зачем же было всё бросать
и навсегда надежду потерять
когда-нибудь нам слиться -  с величайшей нацией,
в стране древнейшей и красивейшей  цивилизации!
- Подумать лишь, сослать сюда, в глухие, гиблые края,
где ни еды и ни питья, где ни работы, ни жилья,
чтоб вылепить из бреда, -  забавного и странного,   
полузабытых дедов  мечту фатоморганную,    
опасную и чуждую, нам непокарманную,   
и на чёрта нужную, блажь обетованную!

И чтоб по плану Твоему, холодному и точному,
по трупам, грязи и дерьму - победно промаршировать,
чтоб с кровью навсегда смешать реки беспорочные,
что пока текут себе - медовые, молочные…

Да и с какой же стати, и кто просил, о, Господи,
выбрать из народов в орду завоевателей
нас, забытых отпрысков трусливых скотоводов,
лентяев и мечтателей,   в солдаты для бесславных
и утомительных походов? И что взамен Ты дал нам?

Он отвечал: - Свободу.

- Свободу? - я вскричал, - Какую там свободу,
когда ты всё, что можно было, нам позапрещал!

Вот ТАМ, да, да, именно ТАМ, в родном Египте, были мы по настоящему свободны!

Пусть работа каторжная, подневольная, на солнцепёке,
но зато потом, во всём остальном,
были мы  абсолютно вольны, и от принуждения далёки,
и очень, нет, в самом деле, очень довольны!

Забудь про все правила, ешь, что найдётся,
веруй хоть в дьявола, спи с кем придётся,
живи с собой мирно и дружно, дури себе, нагло зверея,
что ещё для счастья нужно древнему еврею?

Помню, бывало, после работы, (как было прОсто всё, как беззаботно!)
как только божество Ра заходило, плескались мы в водах прохладного Нила,
шашлык на углях, окорок, чахохбили, мы плавали, ели, мы пели и пили,
как всё было мило! как кайф мы ловили!...Правда, нас там не очень любили...

Зачем же ты, Боже, то счастье ничтожное
у нас отобрал? зачем нас из рабского рая изгнал?
зачем сделал так?!!

И было ко мне слово Господне:

- Ты, Мойше, - дурак, или просто устал,
ну я же тебе столько раз объяснял,
что все вы, люди, без исключенья,
хоть и венцы моего творенья,
правда, к несчастью и огорченью,
где бы и кем бы там ни были вы,
дети мои, все вы – рабы!

Рабы либо злых, либо добрых царей,
возлюбленных женщин, любимых детей,
низменной плоти, высоких страстей,
старых привычек и новых идей,

Но шанс я единственный вам даровал,
и вас я из дома рабства изъял,
чтоб дать вам истинную свободу,
высшую в обществе и природе, -

свободу решить, добровольно притом,
хорошенько подумав,(но лучше добром),
что все вы охотно решаете сами
навек стать мне, Господу Богу, рабами,

И, значит, с восторгом     и облегченьем
воспримите тут же          ограниченья,
те, что сейчас вам         непостижимы,
так как пути мои           и намерения
для вас пока               неИсповедимы.

В награду же Я обещаю отдать - народу безродному, неприкаянному,
(и попробуйте только, паршивцы, не взять!) вами непрошенную,
и нежеланную, раз уже брошенную, непостоянную,
мною навязанную  дурь неотвязную,
мечту окаянную, обетованную!

Не  хнычь же, ну хватит, - послушай совет.
Учитель ты им, - не лавочник мелкий.
Сейчас заключил ты со мною Завет,   
лучшую в вашей истории сделку,
(которую будут припоминать
тебе раз в год, на праздник ваш Пасхи)
   
Иди же, там ждут. И не надо вздыхать.
Не бойся же, Мойше, все будет, как в сказке

- Так кончил Господь свою речь, оставив меня погружённым
в нелёгкие размышления… И вот я пред вами, с Его поручением...

Постойте, друзья, куда же вы? Прошу вас, остановитесь!
Это неповиновение....  Ну постыдитесь! Нет, я этого так не оставлю!
Да подождите же, я догоню, я ведь ваш вождь, я сейчас вас возглавлю...

Роняет скрижали на каменистую землю. Они разбиваются. Приподняв полы одежд, Моисей трусцой догоняет поджидающий его Народ...


Рецензии
Красиво сделано! В сборник "Маленькие трагедии"!

Запоминается:
"Рабы либо злых, либо добрых царей,
возлюбленных женщин, любимых детей,
низменной плоти, высоких страстей,
старых привычек и новых идей"

А финал - прямо для кинематографа!

Валерий Бучельников   23.04.2025 12:37     Заявить о нарушении
Но почему трагедию? Я это видел больше как маленькую историческую комедию. Ну, может, трагикомедию )
Спасибо!

Иной   23.04.2025 13:58   Заявить о нарушении
Вам удалось сделать смешно. Но трагедию я вижу в том, что заповеди не работают.
Даже единственную заповедь (не есть яблок) нарушили . А с десятью и подавно не справиться. И Финал, когда скрижали разбиваются, это как бы подчёркивает.

Валерий Бучельников   23.04.2025 15:21   Заявить о нарушении
Что это за заповедь - не есть яблок? Первый раз слышу. А по части других заповедей, а их намного больше, чем десять, боюсь, у Вас нет правильного представления о них. Они являются моральной, этической и законодательной основой современной западной цивилизации.

Иной   23.04.2025 23:28   Заявить о нарушении
Про яблоки я имел в виду то самое, которое Ева с Адамом попробовали.
Насчёт заповедей, прописанных в Скрижалях, я действительно не уверен в их количестве. Слышал о цифре 613. Библия говорит о 10. Чем больше заповедей, тем больше вероятность их нарушения.

Валерий Бучельников   24.04.2025 09:38   Заявить о нарушении
Забыл добавить о морали и этике.
"Gott mit uns" и "Jedem das Seine" на этой же базе выросли.

Валерий Бучельников   24.04.2025 09:59   Заявить о нарушении
- Сожалею, но ни в заповедях, ни в рассказе об Адаме и Еве ни о каких яблоках и прочих фруктах нет и упоминания, а есть только это: «И заповедал Бог Адаму, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него». И ещё в одном месте: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Никаких яблок и апельсинов, и никаких запретов на них никогда не было и нет.
- Насчёт числа заповедей: По моему, неважно, сколько их, а важно то, что судить о них можно, только зная, о чём они.
- Насчёт Jedem das Seine":это высказывание относится к Платону и к его книге «Республика»:
http://www.thoughtco.com/german-proverb-changed-through-history-4025700
и, следовательно, к заповедям Торы не имеет никакого отношения
- Насчёт «Gott mit uns». Впервые это высказывание появилось в Новом Завете:
http://en.wikipedia.org/wiki/Gott_mit_uns
и, следовательно, к заповедям Торы не имеет никакого отношения

Иной   24.04.2025 17:37   Заявить о нарушении
Дело в том, что я не обсуждаю положения Торы и не собираюсь этого делать.
Абсолютно ничего против неё не имею.
Вы говорили об моральной основе западной цивилизации.
Откуда появился Гитлер?
А спорить о том, как назывались плоды на дереве, с которого было запрещено есть Адаму, считаю несерьёзным.
С уважением,

Валерий Бучельников   24.04.2025 18:16   Заявить о нарушении
У меня создалось впечатление, что Вы хотели доказать, что именно Тора и привела нас к Гитлеру. Если это не так, то нет проблем ) и прошу прощения.

С уважением

Иной   25.04.2025 08:19   Заявить о нарушении
Принято. Хорошо, что мы вовремя выяснили отношения.
А то вместо комплимента Вашему произведению получилось то, что получилось.
Я уже говорил Вам раньше, что у Вас интересно.

С уважением,

Валерий Бучельников   25.04.2025 09:25   Заявить о нарушении