Немного о критике...

Отклик на статью – «Кто критикует критикующего? - статья -» (Андрей Меркулов 4)

Статья хорошая, добротная, в смысле обстоятельная. Раскрывает все аспекты критики.
Да действительно это так, если стих сильный и затрагивает какие-то потаённые струны души, то сбоя ритма, логики и т.д. просто не замечаешь.
Поэты на критику реагируют по-разному, даже на очень тактичную критику в личное сообщение, насчёт просто вопиющих логических, орфографических, и сбоев ритма ошибок – некоторые благодарят и с готовностью принимают предложенный вариант, а другие сразу же блокируют и заносят в ЧС. Сколько я с этим столкнулась так просто ужас.
Ну тут, как в медицине, главный критерий — «не навреди». В конце-то концов это дело самого автора поэта принимать что-то во внимание или нет.
Сама я стараюсь критику воспринимать в положительном ключе. Любой критик это просто учитель. Если он может меня чему-то научить так "velcom".
Но только конструктивно и по делу.
Как справедливо замечено в данной статье, теряется при переделке стиха сама энергетика стиха. Было со мной такое года 1,5 назад, завалилась ко мне на страничку одна мадама, сначала я всё старательно исправляла. Но в итоге стихи перестали быть моими, получилась какая-то выхолощенная ритмичная «фигня», не трогающая ни ум, ни сердце. Потом я плюнула и послала мадаму в ЧС. Тем более, что стихов у неё интересных и настоящих (которые врезаются в память) нет.
Что-то безупречно зарифмованное по какому-то, незначительному поводу.
Конечно, были и по делу замечания и в личное сообщение и в рецензиях.
Особенно мне запомнилась длинная рецензия по поводу одной поэмы на древние легенды "Шаш-Илака"(Ташкентская область).Я исправила почти все сбои ритма и логические ошибки типа "варили вар"(хоть в подлиннике легенд так и было сказано)
Было архисложно это сделать, так как я была ограничена жёсткими рамками этой легенды (имена героев, местности, сюжета и т.д.)
Ну, вот исправила всё, что могла и за это была благодарна критику.
Но когда он стал критиковать саму легенду, я его при всём моём к нему уважении послала  подальше. Сначала я тактично написала, что я не имею никакого права переделывать на свой лад и логику эту древнюю легенду, так как она является результатом народного творчества, как первоисточник. И моя единственная цель просто сохранить народное слово, которое иначе, просто исчезнет.
Так как оригинал был написан в прошлом веке в 250экз и практически исчез (в интернете нет).А я не имею права опубликовать эту легенду в прозе, потому что нарушаются авторские права, человека , который бережно всё собрал и написал прозу по этим легендам.
Поэтому, если бы я даже написала всё верлибром, это и то было ценно.
  Вы наверное читали – как горько сокрушается А.С. Пушкин и возмущается Радищевым, который вместо того чтобы записать стих «об Алексии божьем человеке», который поёт слепой старик. Радищев одаривает этого старика своим шейным платком, и умиляется, что через несколько дней слепой умирает с этим шейным платком, так его и не сняв.
А.С.Пушкин пишет «Вместо всего этого пустословия лучше было бы , если Радищев, кстати, о старом всем известном «Стихе» поговорил нам о наших народных легендах, которые до сих пор ещё не напечатаны и которые заключают в себя столь много истинной поэзии»
Поэтому бережное отношение А.С.Пушкина к народному слову для меня это высочайший пример.
  Вернёмся к статье, на этом сайте много разных авторов. Много поэтов пишут,  потому что просто хотят выразить свои мысли и чувства. Конечно, не всегда это получается, но надо к таким поэтам относиться всё-таки бережно. Не рубить острой критикой, да ещё публично. Можно так погубить тонкие всходы пробуждения их поэтичности. Может где-то как-то посоветовать и помочь если можно.
 И ещё самый главный для меня критерий стиха это написать нечто подобное. То есть, выразить всю гамму своих чувств, охвативших тебя после прочтения данного стиха. Так было со мной после прочтения стиха Чернова Сергея Михайловича «Цыганка». Кстати, не только со мной было такое, но и со многими.
 Некоторые авторы, прочитав талантливые стихи, начинают писать подражания им, и получается всё-таки плагиат, потому что выхватывают оттуда целые четверостишия, чуть-чуть переделывают, вдохновивший их стих, и искреннее уже считают своим этот стих. Не буду указывать имён. Так как эти авторы всё равно не могут понять и признать, то  что их старания напрасны, всё-таки выпячивается плагиат или компиляция в лучшем случае. Они писали, старались, пропускали слова и мысли всё через себя – но не получилось.
  А другие авторы, таких меньше, создают, вдохновляясь, таким образом, шедевры. Не побоюсь этого слова. Но это очень редкий случай.
Ну, вот как-то так.
Желаю всем творческих успехов!


Рецензии
Дорогая Татьяна!
Пусть я не даю критики никогда, ибо уважаю авторов; но знаю, что такое созидательная и расстраивающая критика. Здесь уже замешаны гордость и самооценка - как критикующего, так и автора; - итог диалога зависит от восприимчивости друг друга или от, собственно, невосприимчивости: критик на пустом месте иногда может оставить свой след, а автор на пустом месте не принять, - и там, и там - высокомерие, не более.
...Но если критика объективная и доступная, спокойная, то грех не прислушаться к ней. Хотя как по мне, то - первые чувства автора по вдохновению - самые правильные, самые яркие, ибо их выражение можно будет вспомнить хоть через двадцать лет (как фотоальбом); но когда автор - по указке кого либо, или по своим предпочтениям - меняет что-то в сочинении, то первое чувство, выраженное в нем, растворяется постепенно в обыкновенных словах и рифмах, что зовется графоманством (не графоманией - ибо этот термин относится к психическому заболеванию: манией к письму, мягко говоря).

У каждого автора есть право выразиться как он умеет, как и у каждого читателя есть право дать критику, как умеет. Я за авторов, по сему скажу, что у дающего критику нет права вести себя фамильярно, - лишь участвовать в творчестве того, кого он читает. Конечно, есть и невольные ошибки - торопливые опечатки, например; или непонятные поэтические образы; - но это не повод для критика унизить или выставить автора больным выдумщиком. - Поэзию нельзя объяснить ни с профессиональной, ни с научной точки зрения, ибо она - индивидуальная у каждого, ведь здесь прежде всего работает человеческое чувство, а не рассудок. Рассудку, характеру, знанию, закону и подобному научить можно, а чувству научить - нет, ибо оно у каждого с рождения и свое.

Отмечу точное предложение: "Можно так погубить тонкие всходы пробуждения их поэтичности". - И это бывает именно тогда, когда только-только автор зарегистрировался на портале - и к нему тут же нагрянули критиканы, тролли и прочее барахло. В итоге - автор разочаровался - и не важно, что в Стихире! но - в своем творческом потенциале, который при должной поддержке мог бы превратить его в достойную поэзию. То есть автор покинул портал...
...Важно участие, взаимоуважение, ненавязчивое внимание; и поддержка - иногда, конечно, с некоторыми подсказками - на мягких лапах, как говорят. Важно оценивать и быть свидетелем творчества авторов; и не выставлять себя выше творчества в целом, как оно есть.

А насчет подражания. Как Вам известно, Татьяна, есть такое выражение: "Подражать - значит, продолжать". Подражание ведь, это не использование или склонение на свой лад слов или выражений источника; но - продолжение его мотива, его идеи. Жалко, что есть авторы, которые вдохновившись кем-то или чем-то, не могут дополнить своими чувствами и выражениями то, того, кто или что придали им вдохновение, а подстраиваются творчески под оригинальное слова, описывая лишь их, по сути. Это тоже где-то можно назвать плагиаторством; но все равно - никак не подражанием.

И авторов шикарных и гениальных на портале много! Это так.
__________
Спасибо большое за статью и за возможность высказаться, Татьяна! Не знаю, насколько грамотно и доступно у меня получилось, но опубликовал почти все то, что хотел сказать, - все то, что на мой взгляд по теме Вашей работы.
Вдохновения и удач, Татьяна!
С почтением,

Викторъ Штрауфъ   13.06.2019 22:30     Заявить о нарушении
Большое спасибо за такой подробный и обстоятельный отклик.Мне лестно, что моя статья послужила поводом для такого отзыва.
С наилучшими пожеланиями,

Таня Калистратова   14.06.2019 08:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.