Капитанская дочка
Я прочитал несколько раз в течение жизни « Капитанскую дочку», смотрел три экранных варианта, но когда сам стал писать, понял архитектонику« Капитанской дочки».
Населяют все свои общества: господа – крестьяне, казаки – разбойники, протодиакон и гарнизонные офицеры. Солдаты, башкиры, калмыки и даже мосье Бопре… Матушка – Государыня и Батюшка – Злодей.Пушкин любит их всех. В глаза бросается сказочный зачин, Он также используется в европейской романистике - Отец провожает сына в дорогу на государеву службу, счастья по¬пытать. Даёт наказ: «Береги честь смолоду!» (Вспомним Полония и Лаэрта. Д, Артаньяна). Как продолжение отцовской опеки: слуга – друг, наставник – верен до самоотречения. Савёлый, седой, этакий «Серый волк», «Сивка-бурка». В пути герой приобретает помощников (Воин – Зурин, Вожатый, Посыльный – урядник), благодаря симпатичным чертам характера: открытости, незлобливости, чувству справедливо¬сти, полному отсутствию меркантильности. В течение каждой встречи приносится искупительная жертва: сто рублей – Зурину, заячий тулупчик, водка (куда же без неё?) – Вожатому, полтина – Посыльному. Когда же герой теряет энергию движения, вмешивается Провидение – метель. Метель – любимое Пушкиным, зримое проявление Божественного смысла.
Белогорская крепость – Метафора России.
Белогорская крепость управляется не комендантом, а «Василисой Премудрой» – его женой. Взяла власть силой характера, умом – намёк на Государыню - Матушку, законность владения троном, которой сомнительна. ( Мужнина - жена). Управляет крепостью по домашнему: «Разобрать, кто виноват, да и наказать обоих». И даже воинское преступление – дуэль, расследует и судит сама. Комендант выступает вперёд только во время военных действий, да и то для того, чтобы погибнуть с достоинством. «Белогорская крепость» – зерно всех дальнейших событий: знакомство, влюбленность, ссора, дуэль, беспамятство, больная постель, навет и наказание. Швабрин – антипод героя, его зазеркалье. (Единственный, кто чёрен и лицом и душой). Если Гринёв раз от раза духовно возвышается, то Швабрин падает глубже и глубже. Подлый удар шпагой, навет и так далее. Пушкин морально вооружает Гринёва. Он хорошо владеет оружием, что является достоинством для дворянина, но не ранит и не убивает. Интересно, если бы ранили Швабрина, что бы делала Маша?! Тот же Д, Артаньян или сам Гамлет: колят и рубят направо и налево.
Маша – это любовь: жалость, сострадание, Она девушка в самом прямом смысле, Русский Идеал.А Гринёв? «Хватит шляться по девичьим!». Тут можно и закончить: душа-девица завоевана «Пирком , да и за свадебку». Злодей – Швабрин, не Пугачёв, тот Батюшка-Злодей, шлёт навет на Гринева родителям. Невозможно получить родительское благословение – клятва верности не принимается Богом. Герой теряет энергию движения. И . . . промысел Божий – Пугачёвский бунт, сильно напоминающий Метель.
Сказочный мотив испытания: между Сциллой и Харибдой. Предательством и смертью. Герой выдерживает это испытание. Соперник становится Злодеем – берёт в полон Царь - Девицу! На помощь приходит Вожатый. Пугачёв – одна из высших сил, но служить ему нельзя! Клятва на верность уже дана, в закладе - душа.
Вожатый - двойственная роль, проводник и помощник, с другой стороны – Змей-Горыныч, задаёт неразрешимые загадки. Решишь – озолотит, нет – испепелит.
Поражает разум дипломатичность молодого 17-летнего человека, без европейского образования. Всего-то мочальный хвост к «Африке» приделал, Это Вам не Гамлет! (К услугам 20 веков европейской культуры). Отвечает на все каверзы, неразрешимые задачи. Основой служит высокий моральный дух русского дворянина. Воспитанник Савельича, дядьки стременного. С любовью, в твёрдых моральных устоях, растворённых в языке, в самом его строе, в предпочтениях и отрицаниях, перелитых в сказания, сказки, песни. Вот что является высокой моральной крепостью Гринёва.
Мотив верности – главное качество для Пушкина. «Капитанская дочка» – пир верности, по словам Ф. Искандера. Герой верен присяге, Маше, Савельичу. Савельич – Гринёву. Комендантша – мужу. Пугачёв – верен своему пути: «Выкупят свою шею моей головой». Даже Швабрин пошёл в Злодеи из-за страсти к Маше. (Жертвует душой, нарушает слово, данное перед Богом). Маша верна любви Гринёву.
Верность женщины наиболее любезна Пушкину: «Но я, другому. отдана» - красной нитью через многие произведения. Для понимания стройности замысла Пушкина необходима «не вошедшая глава». Дуэль продолжается: Герой и слуга с помощью Вожатого и Воина в сражении железом побеждают Злодея, освобождая Царь-Девицу.
Благословение нельзя принять от Пугачёва – он не легитимен. . .Ура! Родители благословляют. Вроде бы ВСЁ! Злодей наносит удар уже из зазеркалья. Навет – клевета. Помощников у Героя нет. Мужская сила исчерпана, проявляется женская. «Мария-Искусница» – дочь «Василисы Премудрой». Обращается к Матушке – Государыне. Маша верна Гринёву. Государыня верна Маше. ( Искупительная жертва привнесена – смерть родителей). Государыня выступает проводником Вышних Сил.
Замечательно, как Пушкин одевает, и описывает своих героев. Матушка – Государыня – « в лице прелесть неизъяснимая» одета в белое платье, Батюшка-Злодей – кафтан, рубаха красная – палаческий цвет. Лицо умное, глаза сметливые. Только роль Злодея – в душе он не Злодей.
Вспомним и Швабрина. Раз от раза он чернее и чернее. Уже за гранью моральной смерти, он седеет – негатив человека.
Власть Матушки-Государыни – вертикаль от Бога. Пушкин вручает ей Россию.
Батюшка-Злодей – горизонталь, «тулупчик-то треснул на окаянных плечах», полученный в метель, в сумятицу со стаканом вина. Когда Пугачёв предстает перед ясны - очи Государыни, то та произносит загадочные слова: « Ну что, «Маркиз Яицкий», получил земли?» А маркиз с французского – владетель окраинных земель. Так что тут – проще простого. Четыре раза Гринёв видел Пугачёва (четыре – число смерти у индоевропейцев).
Одна русская особенность – не суд решает дело Гринёва, не закон, а воля Матушки-Государыни .Так то.
И, ещё имена: Емеля – не всегда получается «по щучьему веленью», вернее, никогда.
Пётр - «На камне сим, я воздвигну мою церковь».
В шестом классе я писал: «Гринёв – бытовой герой, а истинный герой произведения – Пугачёв».
Фотограф нажал на спуск, и через сорок лет вылетела птичка – негатив проявился.
Триста лет крепостному праву – народ сдан в рабство… Да, несправедливо, ужасно, но так вышло.
Есть элита, дворянство – наконечник - лезвие , народ – древко, вместе - копьё. Дворянский недоросль, воспитанный мужиком Савельичем в русской морали, русским языком в неразрывной связи с народными корнями, и «Дядька - Стремянной», Только вместе они – движущая сила Повести, и Нашей Истории – вот что хотел сказать А.С. Пушкин. Не знаю, почему в 1825 году он не был на Сенатской площади, но ко времени написания
« Капитанской дочки» явно не пошёл бы.
«РУССКИЙ БУНТ БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ»
- Горе тому, кто самустит малых сих
-« Наипрочнейшие изменения от улучшения нравов.» За последние сто лет, нам два раза говорили: «МЫ ЗНАЕМ, КАК НАДО!» И два раза нам вырыли ЯМУ! И два раза мы из неё едва выбрались. Читайте ПУШКИНА внимательно!
Свидетельство о публикации №119060806657
О русском бунте скажу, что он эволюционно неизбежен (количество перерастает в качество), но невежество - главный его бич. "Познайте истину..." А истина проста. Это смысл человеческого существования.
Из ямы мы выбрались. Физической. Но моральная всё глубже.
Благодарю за интересный труд!
Татьяна Сердюк 09.06.2019 04:47 Заявить о нарушении