Стихотворение месяца 75 - Обзор Жиля Де Брюна
Первая оценка за технику, вторая - за художественность.
1. Прощение
Говорят, предательство – это грех,
Что нельзя прощать его никому.
Выступать не смею я против всех,
Но прощенье искреннее пойму.
Говорят, измена – любви коллапс:
Херувимских крыльев заброшен тюк,
А в сознанье трауром лезет грязь,
Панихидный колокол – сердца стук.
Говорят, страданием жизнь гублю…
Не вернуть любимую, не найти:
Постоянство чувства равно нулю,
И бесстрастно сердце в её груди.
Ненаглядной брошенный, стану сном,
Оберегом буду от бед судьбы;
Мотыльком предстану ей над цветком,
Грациозным ирисом голубым;
В темноте ночной освещу весь путь,
Золотой кометой упав к ногам…
Говорят: в прощении - Бога суть,
И прощая, близимся мы к богам.
(4+4) С орфографией и пунктуацией всё нормально, рифмы в начале хорошие, а в конце не очень («сном-цветком», «путь-суть», «ногам-богам»). Сюжет ясный, но единый Бог в предпоследней строке противоречит смыслу последней, где боги упоминаются во множественном числе, как в язычестве. В целом стихотворение хорошее.
*****
2. В северной деревне
Капли горячего пота падали в росную траву.
За непутёвой косою шёл неумелый косарь...
Если кому и обидно было за нашу державу,
то косарю городскому, местному люду не жаль.
Местный - старик со старухой, да инвалид отсидевший,
да развесёлый пропойца спал с поросёнком в хлеву.
Дети уехали в город, про деревенское детство
любят припомнить за рюмкой, не утирая слезу.
Про упоенье рыбалкой - удочки, сеть, перемёты,
да про лесные забавы с полной корзиной грибов.
Но старики почему-то, если меня вы поймёте,
не выражают упрямо к прожитой жизни любовь...
Дети вернулись в деревню и понастроили дачи.
Дети съезжаются летом, кто бизнесмен, кто доцент.
Жизнь возвращает, как в кассе, с платы полученной сдачу
или с отложенных вкладов банковский щедрый процент.
(3+3) В первой строке однозначно читается «трАву», почему бы тогда не заменить на «росные травы», в этом случае строка была бы благозвучной. По содержанию стихотворение не выглядит цельным: сначала три катрена описания упадка дел в деревне, а затем вдруг мажорная концовка с просторечным «понастроили». Удовлетворительно, но не более того.
*****
3. "* * *"
Я встречаю тебя через сон, через два.
И опять эта ночь и бескрайняя степь,
Где бесшумно колышется ветром трава,
Где грубеют слова, не успев долететь
До того, кто приходит услышать ответ
На банальный вопрос и теряет покой,
Если голос, забытый за давностью лет,
Осторожно шепнёт: не сейчас, не со мной.
Я на собственный сон предъявляю права,
Из туманных картин начинаю отбор,
Повседневных забот отступает канва,
Приснопамятных дат проступает узор.
Наплывают видения прожитых дней
Лица старых друзей – те, что видел не раз
И твоё среди них – бледный блик на стене.
Говорю: уходи, не ко мне, не сейчас.
(4+4) Изложение грамотное, звучание ровное, без сбоев. Смысл строк «повседневных забот отступает канва» и «приснопамятных дат проступает узор» я не осилил. Общее впечатление: написано изящно, но слишком туманно.
*****
4. Дорожное
Полустанки, перегоны,
Серость, снег и воронье.
Лязг нетопленых вагонов
Да попутчиков враньё.
Холодок случайных взглядов
Исподлобья: "Что тебе
В глухомани нашей надо,
От каких сбегаешь бед?
Здесь таким лилейно-бледным,
Неспособным встать за плуг,
Неустроенность и бедность
Обнулят счета заслуг,
Сколько б ни было их много.
Не впряжешься - пропадешь!"
Убегает вдаль дорога,
Не идет из тела дрожь...
Воронье взлетает с веток,
Сосны за руки взялись.
Скоро, скоро я приеду.
Ты дождись меня, дождись!
(5+5) Вот это стихотворение мне понравилось. Оно достаточно простое, но при этом от начала до конца понятное, и при этом жизнеутверждающее и благозвучное.
*****
5. Таинство танца
В те дни, когда неандертальцы
Сидели молча у костров,
Они устраивали танцы,
Чтоб был успешным их улов
Или охота. И едва ли
Раскрыт сегодня их секрет:
Зачем животным подражали
Они в движеньях тыщи лет.
Шаманы Азии, камлая
Стояли в трансе "на ушах",
При этом часто повторяя
То лёт орла, то лисий шаг*.
Какой процесс скрывает танец?
Какие чувства будит он?
Быть может, он из древних таинств
Ещё не познанный закон?
Быть может, сквозь тысячелетья
К истокам возвратясь опять,
Взамен привычной ныне речи
Мы снова будем танцевать?
*лисий шаг - фокс трот http://dance123.ru/fokstrot
(4+3) «Сидели молча у костров» и одновременно «устраивали танцы»? С самого начала чтения возникают вопросы. Лично мне трудно предположить, что «взамен привычной ныне речи мы снова будем танцевать». Речь танцам не мешает, равно как и наоборот.
*****
6. Четырнадцать
Утро заблудилось в ресницах,
Возраст без забот и тревог,
Я уже готова влюбиться,
Только не решила в кого.
Свежая газета у папы -
Льготная подписка на год,
Маминых оладушек запах,
Вкусно по квартире плывёт.
За окошком город весенний,
Полный приключений и тайн,
Длинное, как жизнь, воскресенье -
Время о любви помечтать.
Книжка не из школьной программы,
Сердце бьётся птичкой в груди.
- Мне уже четырнадцать, мама!
Всё ещё пока впереди...
(5+4) Милое альбомное стихотворение. Описываются чувства девочки-подростка, которой пришла пора получать первый паспорт. Вот надо же – я ещё помню, что такое льготная подписка на газету. «Утро заблудилось в ресницах» - прекрасная фраза. «Всё ещё пока впереди» - почти банальность, к финальной строке текст ощутимо теряет эмоциональный заряд. Тем не менее – спасибо за него, автор!
*****
7. Дуэт
Не нужен мне отдельный кабинет,
И тишина, и ручка дорогая,
Стихи мои слагаются в момент,
Когда под проливным дождём шагаю.
А если солнце ласковым лучом
Присядет отдышаться мне на плечи,
Из родника души стихи ключом
Бьют весело, и ветер тихо шепчет:
Одной мы крови, позабудь уют,
Свободой и полётом наслаждайся,
Пусть в новых строчках соловьи поют,
И гром гремит рассветным утром майским.
Благословит ромашка на сонет.
И радуга раскрасит рифму ярко,
Составим мы с природою дуэт,
Творить возьмёмся на аллеях парка.
(4+3) Звучит хорошо, знаки препинания на своих местах. Но почему «стихи мои слагаются в момент,
когда под проливным дождём шагаю» - автор не объяснил, роль ливня в творчестве здесь не совсем ясна. Далее «солнце… лучом присядет… мне на плечи» - это как вообще возможно? «Из родника души стихи ключом» - здесь в одной строке сразу два штампа. «Творить возьмёмся на аллеях парка» - тут, как и в случае с проливным дождём, непонятно упоминание парковых аллей. Вот поясните: почему творить следует именно там?
*****
8. Пробуждение
Я встал поутру от боли в спине.
Кто умер во рту, доверил стене.
Из мыслей была, сходилась в ряды,
свербила одна: чтоб выпить воды.
Корячился кран. Он знал свой черёд.
Из тела орал моральный урод.
Белела стена напротив, как холст,
а стол у окна выдерживал пост.
(3+3) Если говорить честно, я не смог понять мотивы автора, отправившего этот текст на конкурс. В чём значимость этого поэтического высказывания? Ставлю минимальную оценку и перехожу к чтению следующего произведения.
*****
9. Голуби
Возле свалки городской на морозном холоде
Ходят- бродят, ищут корм городские голуби.
Смотрят бусинки- глаза грустно-виноватые.
Я насыплю им овса, пусть клюют пернатые.
Я насыплю им овса, накрошу и хлеба им.
Взмоют птицы в небеса, словно гуси-лебеди.
Там, под кровлей крыш косых , в голубой обители
Желторотые птенцы ждут своих родителей.
И мне кажется порой: гордо вскинув головы,
Крылья выпластав, домой, прилетят не голуби.
Прилетит родной мой дед в довоенном кителе
И погибшие от бед в том, блокадном Питере;
Желторотым их птенцам век не знать бы голода...
..Я насыплю им овса, пусть летают голуби...
(4+3) Во многих местах текста автор поставил лишние пробелы, в том числе и при употреблении дефисов, а это даже в школьных диктантах и сочинениях считается за ошибку. Почему голубей сравнивают с гусями и лебедями – для меня загадка, ничего похожего между ними я не наблюдаю. А сравнение с голубями «родного деда в довоенном кителе» и жертв блокады Ленинграда мне понравилось ещё меньше.
*****
10. Обет молчания
Солнце, как последний лист, опало,
И дорога тёмная пуста.
У тебя в багажнике лопата,
У тебя на шее нет креста.
Словно электрические скаты,
Жалят мысли с воем пёсьих свор.
Я сболтнула про твои откаты,
И сорвался главный договор.
Жизнь моя с последней эскападой
В выхлопную вылетит трубу.
Ты запасся новенькой лопатой,
Я кусаю локти и губу.
Только что за левым поворотом
Высветили фары в темноте?
Это знак «Дорожные работы».
Джип ещё быстрее полетел,
Но в разбеге вдруг остановился,
Хоть и на спидометре за сто.
Потянулись черти вереницей
Из дыры в асфальте и кустов.
- Мать твою! – воскликнул ты, пытаясь
Газануть. Куда там. Сто чертей,
Веселясь и гнусно ухмыляясь,
На шоссе выплясывают степ.
Сунули тебе твою лопату
И могилу заставляют рыть.
А ко мне мохнатый и горбатый
Бес бежит во всю бесячью прыть.
- Чёрти что! И что нам с нею делать?
Гляньте, осеняется крестом.
- Очерти её пока что мелом,
Раз с крестом, то к нам придёт потом.
Очень неприятная беседа
Предстоит красавице «в Верхах».
…Я очнулась от ночного бреда
Вся в поту, в душе раздрай и страх.
Что-то жизнь моя не хорошеет
В горький век тотальных распродаж.
Почему же я с крестом на шее
Вдруг почти решилась на шантаж?
Ты вошёл небритый и лохматый,
Но живой. Не сон, а просто жуть.
Я всё знаю про твои откаты,
Только никому не расскажу.
(3+4) Пожалуй, самое задорное стихотворение конкурсного лонг-листа. В нём можно найти много оплошностей. Например, фраза «словно электрические скаты, жалят мысли с воем пёсьих свор». Во-первых, пёсьи своры обычно лают, а не воют. Во вторых, «жалят скаты с пёсьим воем» - это запредельный экстрим из малобюджетного ужастика. А ещё меня беседа «в Верхах» улыбнула, никогда ранее такого написания мне не встречалось. При этом – финальная строфа очень хороша. А всё остальное можно смело и основательно редактировать.
*****
11. При дожде не видно слёз
По нервам барабанит дождь,
Твердишь ты мне, вздыхая тяжко,
Опять очередная ложь
Про след помады на рубашке.
И с сигаретою в руках
В окно глядишь тоскливым взглядом
О ком-то грезишь ты в мечтах,
Кого-то хочешь видеть рядом.
Прошу, не нужно этой лжи,
Фальшь множит горечь и обиду
Слова пустые – миражи,
Любовь справляет панихиду.
Пойми, всё было не всерьёз,
Сказал ты мне, вздыхая тяжко,
А при дожде не видно слёз,
Лишь боль…от следа на рубашке.
(4+3) «По нервам барабанит дождь» - нет, здесь всё не так дословно. Правильнее сказать, что дождь барабанит по крыше (или по стёклам, по подоконнику), а человека это нервирует. «Любовь справляет панихиду» - звучит чересчур трагично, а ведь никто не умер. Или это любовь приказала долго жить? Но тогда как она сама по себе «панихиду справляет»? И в финале: «лишь боль…от следа на рубашке». Опять же, боль здесь не от следа помады, а от обиды, причинённой неверностью любимого человека. Напоминаю, уважаемый автор (и себе тоже напоминаю), что слова в поэзии требуют внимательного отношения к их значениям.
*****
12. Кантата соловья
Фон городского шума заглушая,
Из беспородной гущи пустыря,
Для птахи маленькой немыслимо большая,
Вдруг грянула кантата соловья.
Певец свистел и щёлкал, дробью били
Хрустальные подковы лошадей.
А люди замерли и все грехи забыли -
Такие лица были у людей.
(4+3) Хрустальные подковы лошадей здесь по звучанию с пением соловья сравнивается? Ну и ну, ни за что бы не подумал. Мне трудно также представить, что от соловьиной песни «люди замерли и все грехи забыли». Лично я, когда в последний раз ночью соловья слышал, - выпивал, курил и читал вслух матерные стихи поэта Степанцова. Боюсь даже представить своё лицо при этом. В общем – не поверил я в эту соловьиную терапию, уважаемый автор.
*****
13. Ещё ничей
Пока дубы, насупясь грозно,
прошедшим днем удивлены,
вниз расцветают сочно звезды
и есть причина для луны.
Идет пастух и хлыст устало
кричит, как сбрендивший старик,
но вот подходит к дому стадо,
услышав чей-то тонкий крик.
Язычество меж валунами
глядело в капельках росы
как овцы прядают ушами
и воздух мнут пастушьи псы.
Так объявлял себя спросонок
к привычной тишине вещей
рожденьем новый бог - ребенок.
Ещё немой. Ещё ничей.
(4+3) Последняя строфа словно бы существует отдельно от трёх других. Можно смело отправлять стихотворение без финального катрена редакторам программы «Что? Где? Когда?». С вопросом «Чей это был тонкий крик?» Знатоки точно не догадаются.
*****
14. Сыграть бы жизнь мне...
– Играешь жизнь задом наперед? Олди Генри Лайон "Песни Петера Сьлядека "
Сыграть бы жизнь мне... задом наперед!
Судьбу свою попробовать исправить...
Сказать себе - Ведь ты - Волшебник, парень!
Вперед, дружок! Создай шедевр из нот.
-Чёрт побери, Маэстро, где твой раж?!
Где чувство ритма, сонный неудачник?!
Приди в себя!.. allegro*, милый мальчик,
А лучше - presto**, здесь - крутой вираж!
Давно я, братцы," в шашки не играл!"-
Истёр все пальцы, прижимая струны.
(Улыбка на губах возникла, словно юность...
Спустилась трапом с корабля на бал).
Последний бал... как первый, что ж сыграть?!
Забылись детства раннего мгновенья.
Судьба неистово: "Маэстро! Шах и мат! "
Я умер... иль родился?! Что здесь верно?!
Звучат аккорды тихо, не спеша...
Финальный вздох вдруг обратился... криком?!
Слова о помощи...- лишь шепот... был ли шанс?!
И что мелькнуло... мотыльком... иль бликом?!
*allegro, переводится как весело, бодро, радостно — музыкальный термин итальянского происхождения.
**presto — быстро — термин, характеризующий особо быстрое исполнение музыкального произведения либо его отрывка. Значительно менее быстрый музыкальный темп — allegro.
(4+4) «Улыбка на губах возникла, словно юность...» - здесь явный ритмический сбой. В целом же стихотворение неплохое, но его нельзя назвать блестящим и безукоризненным.
*****
15. Черёмуховые холода
То ли снег, то ли град – то черёмухи цвет
Лепестковой пургой сердце мне бередит.
Не заснежит назад её майский привет
Сплетен, вешней водой проторивших следы.
То ли брак, то ли так… Мы искали тепла,
И в ночи грела руку не только рука.
Не клялись на всю жизнь и лав иной прошлась
Незамужних подруг ледяная река.
То ли дождь, то ли злость на щеке как слеза,
В морось можно не врать, что попало в глаза.
Сильной быть - не просить, не хулить заглаза.
Никогда в эту ложь возвращаться нельзя.
То ли сон, то ли нет, не понятно самой.
Хоть на миг оглянись, светотеней каприз
Мой черёмухи снег за бескрылой спиной.
То ли вниз, то ли в свет уводящий карниз –
Не прыжок, а путь веры с тобой.
(3+3) Сплетни сравниваются здесь с вешней водой. Ну, не знаю… Торить можно дорогу, путь. Но не следы. «И в ночи грела руку не только рука» - а что ещё грело руку? «Незамужних подруг ледяная река» - это невероятный образ, я выписал его себе в блокнотик. Строчкой выше «лав иной» вместо «лавиной» - явная опечатка, но в контексте перекликается с love. А вот «заглаза» сильно смахивает на ошибку. Последние две строки загадочны. В целом стихотворение не самое удачное, на мой взгляд.
*****
16. Юность
С утра глядела юность на меня.
Сполох зари пылал полоской алой,
А я прощался с родиною малой
И уходил в далёкие края.
Шагал вперёд по солнечной долине,
Где брезжил синью розовый рассвет,
А вслед махал ветвями бересклет,
И жизнь казалась мне тогда малиной.
Рядилась в образ девушки одной,
Являлась вмиг передо мною прямо,
Хозяйкой непременно молодой.
Но отчего всегда такой упрямой?
К чему стремилась каждый раз она?
Неужто к счастью в закоулках сна?..
(4+3) В слове «сполох» ударение допускается ставить на любой из двух слогов. Приятно, что автор об этом знает. А вот строка «брезжил синью розовый рассвет» мне категорически не понравилась. Как и «стремилась <…> к счастью в закоулках сна». И ещё в предпоследнем терцете: «рядилась в образ девушки одной, являлась вмиг передо мною прямо». Здесь «одной» и «прямо» выглядят словами-затычками, употреблёнными только ради рифмы.
*****
17. В электричке
В пустом вагоне задремав нечаянно,
закутавшись в осенний неуют,
во сне лечу в мой город опечаленный,
на улицу любимую мою.
Там дворик за желтеющими клёнами,
там в окнах непременная герань.
Скамеечки покинуты влюблёнными,
и не понять – сегодня ли, вчера
я выпорхнула из сердечных горестей,
и к времени прошедшему остыв,
дошла до эпилога долгой повести,
сожгла дотла все письма и мосты.
И вот теперь, свободна и бестрепетна,
смотрю вперёд, ищу маяк в ночи.
Я знаю, что без слёз судьба не верит нам.
А электричка в будущее мчит.
(5+5) Сюжет довольно банальный, но написано весьма неплохо. Долго думал - не снять ли один балл за затёртый до дыр образ маяка в ночи? В итоге решил этот вопрос в пользу автора, поскольку в целом стихотворение мне понравилось.
*****
----------------------
Gilles de Brunes
Свидетельство о публикации №119060803991
Поправьте меня, если я неправ.
Говоря технарским языком, эта страница на
Вашей площадке - испытательный стенд для новых изделий.
Технари знают, сколь важен он для процесса разработки.
Если это так, то нелепо ожидать на этой странице
тщательно "отделанных"(выражение Есенина "...отделано просто и строго"...)
поэтических шедевров.
Полученные оценки меня не волнуют и не обижают.
Суть заключается в критическом анализе, неважно, произведён ли он топором
или хирургическим скальпелем.
Поэтому я благодарен всем рецензентам, но замечу, что обилие двоек и единиц
говорит не столько о качестве текстов, сколько о высокомерии оценивателя.
Удачи Вам.
PS
Что касается моего текста, то я пытался отметить процесс превращения умирающих деревень в дачные посёлки.
Семён Кац 08.06.2019 22:22 Заявить о нарушении
Отсюда и разочарование, и эмоции.
Яна Гауэрт Огнева 09.06.2019 16:36 Заявить о нарушении
Всегда существенно правую мои тексты после аппробирования на Вашей странице.
Нас бьют, нам на пользу идёт:)
Семён Кац 09.06.2019 19:19 Заявить о нарушении