Стихотворение месяца 75 - Обзор Скари
*Говорят, предательство – это грех,
*Что нельзя прощать его никому. – *кто говорит? Фраза построена так, будто автор сомневается в негативной оценке данного поступка… Если же об этом говорит Библия, то разумеется, грех. А если грех – понятие религиозное, то библия «говорит», его надо прощать, и ближнему, и дальнему.
Выступать не смею я против всех,
Но прощенье искреннее пойму.
Говорят, измена – любви коллапс:
Херувимских крыльев заброшен тюк,
А в сознанье трауром лезет грязь,
Панихидный колокол – сердца стук.
Говорят, страданием жизнь гублю…
Не вернуть любимую, не найти:
Постоянство чувства равно нулю,
И бесстрастно сердце в её груди.
Ненаглядной брошенный, стану сном,
Оберегом буду от бед судьбы;
*Мотыльком предстану ей над цветком,
Грациозным ирисом голубым;
В темноте ночной освещу весь путь,
*Золотой кометой упав к ногам…
Говорят: в прощении - Бога суть,
И прощая, близимся мы к богам.
Из-за противоречий в первом катрене, не вижу надобности в нём вообще. Во втором же каждая строка – удивительная, насыщенная метафора. Херувимских крыльев заброшен тюк (с) – прекрасно. После такой демонстрации возможностей языка мне уже не важны технические мелочи, например: «коллапс – грязь», «найти – груди», ибо очевидно, что данный Автор позволяет себе не перекраивать свои замыслы в угоду точным рифмам, говорит именно то, что хочет сказать.
Усомнюсь лишь в некоторых переносных значениях, исходя из простой логики:
а) *мотыльком предстану ей над цветком (с) – предстану над цветком – топорно для лёгкого порхающего существа, которое большую часть своей мимолётной жизни опирается на крылья, а не на конечности. По крайней мере, данный образ имеет ценность, когда летает, порхает и кружится, а не стоит, ходит или ползает.
б) *Золотой кометой упав к ногам… (с) – комета не падает, она летит, а также вращается по какой-либо орбите. А вот осколки от неё и других небесных тел, прошедшие атмосферу Земли и достигшие поверхности, – это метеорит. Такие слова, обозначающие ограниченное понятие, сложнее облечь в метафору. Замена на традиционно-лирическое, типа «падающей звезды», упрощает задачу, отбрасывает надобность в поиске соответствий переносному значению при чтении.
5/4
-------------------------------
2. "В северной деревне"
*Капли горячего пота падали в росную траву.
За непутёвой косою шёл неумелый косарь...
Если кому и обидно было за нашу державу,
то косарю городскому, местному люду не жаль.
Местный - старик со старухой, да инвалид отсидевший,
да развесёлый пропойца спал с поросёнком в хлеву.
Дети уехали в город, про деревенское детство
любят припомнить за рюмкой, не утирая слезу.
Про упоенье рыбалкой - удочки, сеть, перемёты,
да про лесные забавы с полной корзиной грибов.
Но старики почему-то, если меня вы поймёте,
не выражают упрямо к прожитой жизни любовь...
Дети вернулись в деревню и понастроили дачи.
Дети съезжаются летом, кто бизнесмен, кто доцент.
Жизнь возвращает, *как в кассе, с платы полученной сдачу – *как в кассу
или с отложенных вкладов банковский щедрый процент.
*трАву – раздражает. Отсутствие образов, простое описание людей/явлений. Бытовуха. Иногда она преподносится под покровом лирической задушевности, но лично мне для этого мало старика со старухой, также меня не пронимают слова «слёзы», «любовь» и «обидно». Художественная бедность текста вызывает низкую вибрацию отклика: Правильно, что дети уехали из такой деревни. Плохо, что наследуют дурные привычки. Ностальгируют «за рюмкой, не утирая слезу» (с)... По рыбалке и грибам? Рыба и грибы на месте. А ещё дачи образовалась, всё нормально, карьера, бизнес, проценты... Быть может, скучают по сидельцу да развесёлому пропойце в хлеву? Вряд ли. Свинская ностальгия, фальшивая тоска по разрухе.
4/3
-------------------------------
3. "* * *"
Я встречаю тебя через сон, через два.
И опять эта ночь и бескрайняя степь,
Где бесшумно колышется ветром трава,
Где грубеют слова, не успев долететь
До того, кто приходит услышать ответ
На банальный вопрос и теряет покой,
Если голос, забытый за давностью лет,
Осторожно шепнёт: не сейчас, не со мной.
Я на собственный сон предъявляю права,
Из туманных картин начинаю отбор,
Повседневных забот отступает канва,
Приснопамятных* дат проступает узор.
Наплывают видения прожитых дней
Лица старых друзей – *те, что видел не раз – *необязательное пояснение/растяжение строки.
*И твоё среди них – бледный блик на стене – *речь идёт о лице/изображении, а блик – лишь световое пятно, точка, что недостаточно для отражения лица.
Говорю: уходи, не ко мне, не сейчас.
Многослойная картина, плавная, без рефлексии и огня, водная-воздушная семантика делает её приглушённой, почти бесцветной, и, как чёрно-белое фото, имеет свой неповторимый объём и атмосферу.
Почему-то меня тронули эти строки:
Где бесшумно колышется ветром трава,
Где грубеют слова, не успев долететь (с)
А вот смысл до меня не долетел. Как невнятный шёпот. Но здесь важно не о чём, а как это сделано. Я чувствую почерк, стиль, индивидуальность.
5/4
-------------------------------
4. "Дорожное"
Полустанки, перегоны,
Серость, снег и воронье.
Лязг нетопленых вагонов
Да попутчиков враньё.
*Холодок случайных взглядов – *штамп
Исподлобья: "Что тебе
В глухомани нашей надо,
От каких сбегаешь бед?
Здесь таким лилейно-бледным,
*Неспособным встать за плуг – то ли метафора, то ли это буквально, но звучит как претензия на исключительность данной способности. Пахать можно и в другой сфере. Надоела архаика.
Неустроенность и бедность
Обнулят счета заслуг,
Сколько б ни было их много.
Не впряжешься - пропадешь!"
*Убегает вдаль дорога – *штамп
Не идет из тела дрожь...
Воронье взлетает с веток,
*Сосны за руки взялись.
Скоро, скоро я приеду.
Ты дождись меня, дождись!
Мне не хватило образности языка. И лучше бледный штамп, незаметным штрихом, чем такой яркий и запоминающийся, как «сосны взялись за руки». У меня они размахнулись на всю картину, заслонив всё, потому что бесспорно хороши. Но это было, не раз. Не только сосны за руки брались, но и другие деревья.
Непонятно, к кому едет и в финале обращается лг: местность/друг/родственники/любимая? От этого зависят разные грани чувств, но их нет, как нет знаков, указывающих на «центр притяжения». Как будто лг стремится в никуда и обращается к пустому месту.
4/3
-------------------------------
5. "Таинство танца"
В те дни, когда неандертальцы
Сидели молча у костров,
Они устраивали танцы,
Чтоб был успешным их улов
Или охота. И едва ли
Раскрыт сегодня их секрет:
Зачем животным подражали
Они в движеньях тыщи лет.
Шаманы Азии, камлая
Стояли в трансе "на ушах",
При этом часто повторяя
То лёт орла, то лисий шаг*.
*Какой процесс скрывает танец? – *такой же, как и в других видах искусства, – создание художественного образа, а инструмент – тело.
Какие чувства будит он?
Быть может, он из древних таинств
Ещё не познанный закон?
Быть может, сквозь тысячелетья
К истокам возвратясь опять,
Взамен привычной ныне речи
Мы снова будем танцевать? – кто «мы»?
Редкость, не банальность темы. Но слегка разочаровало то, как она подана. На мой взгляд, не стоит говорить от лица других, использовать «мы», «нас», нам», а также задаваться вопросами от лица «всех». Но здесь не самый претенциозный случай, некоторые авторы умудряются общественными устами вещать о смысле жизни, устремлениях, вере и т.д. В данной композиции «мы» можно было бы сузить до влюблённой пары, например, где танец – способ выражения чувств.
5/4
-------------------------------
6. "Четырнадцать"
Утро заблудилось в ресницах,
*Возраст без забот и тревог – *подростковый возраст без тревог? Странно.
Я уже готова влюбиться,
Только не решила в кого.
Свежая газета у папы -
*Льготная подписка на год,
Маминых оладушек запах,
Вкусно по квартире плывёт.
За окошком город весенний,
Полный приключений и тайн,
Длинное, как жизнь, воскресенье –
Время о любви помечтать.
Книжка не из школьной программы,
Сердце бьётся птичкой в груди.
- Мне уже четырнадцать, мама!
Всё ещё пока впереди...
Простое. Вставить бы сюда какие-нибудь очаровательные речевые трюки, свойственные для детской непосредственности. Есть одна попытка: Я уже готова влюбиться, только не решила в кого (с), но она слишком поспешна и неубедительна под вступительной строкой от лица зрелого человека.
«Льготная подписка» указывает на ретроспективность воспоминаний. В таком случае можно было бы раскрасить полотно текста духом той эпохи, в которой девочка живёт. Я, как читатель, мог бы понять, чем эта девочка уникальна, увидеть её во времени и пространстве... Но её в этом тексте «нет». Есть только некая светлая, невидимая субстанция, написанная Автором – словно для себя.
4/3
-------------------------------
7. "Дуэт"
*Не нужен мне отдельный кабинет,
*И тишина, и ручка дорогая, – *21 век на дворе. Поэт, пишущий в отдельном кабинете, брендовой ручкой… не хочу тратить на это своё воображение. Тем не менее, понимаю, что необходима некая прелюдия.
Стихи мои слагаются в момент,
Когда под проливным дождём шагаю.
А если солнце ласковым лучом
Присядет отдышаться мне на плечи,
*Из родника души стихи ключом
*Бьют весело, и ветер тихо шепчет: – **»стихи ключом бьют весело» породили ассоциацию: стихи – веселье… творчество связано с весельем.. искусство, наконец, это весело. Теперь я вообще перестаю понимать лг, не ощущаю сопричастности.
Одной мы крови, позабудь уют,
Свободой и полётом наслаждайся,
Пусть в новых строчках соловьи поют,
И гром гремит рассветным утром майским.
Благословит ромашка на сонет.
И радуга раскрасит рифму ярко,
Составим мы с природою дуэт,
Творить возьмёмся на аллеях парка.
Субъективно «не моё» до такой степени, что ощущаю пропасть, вместо моста "автор – читатель".
5/3
-------------------------------
8."Пробуждение"
Я встал поутру от боли в спине.
Кто умер во рту, доверил стене.
Из мыслей была, сходилась в ряды,
свербила одна: чтоб выпить воды.
Корячился кран. Он знал свой черёд.
Из тела орал моральный урод.
*Белела стена напротив, как холст, - *холст не белый
а стол у окна выдерживал пост.
Похоже на утреннее похмелье. То ли психологический кризис. То ли драма. Тогда не вижу, в чём конфликт. Здесь всё не важно, главное здоровье…
Только «корячился кран» (с) – это удивило и понравилось.
4/3
-------------------------------
9."Голуби"
Возле свалки городской на морозном холоде
Ходят- бродят, ищут корм городские голуби.
Смотрят бусинки- глаза грустно-виноватые.
Я насыплю им овса, пусть клюют пернатые.
Я насыплю им овса, накрошу и хлеба им.
Взмоют птицы в небеса, словно гуси-лебеди.
Там, под кровлей крыш косых, в голубой обители
Желторотые птенцы ждут своих родителей.
И мне кажется порой: гордо вскинув головы,
Крылья выпластав, домой, прилетят не голуби.
Прилетит родной мой дед в довоенном кителе
И погибшие от бед в том, блокадном Питере;
Желторотым их птенцам век не знать бы голода...
..Я насыплю им овса, пусть летают голуби...
Трехсложная рифма – плюс к технике, и нет «притянутости». Крылья выпластав (с) – раздражает. Сомнительным показалось сравнение голубей с гусями-лебедями. «Это возмутительно, Автор меня дурачит», подумал я. А что если муха взлетит, как махаон, а чихуа вцепится, как стафф. Удивляться я люблю, но не от абсурда. Перечитал ещё раз и подумал, ну… бывает. Снова перечитал, и решил, что всё-таки «Взмоют птицы в небеса, словно гуси-лебеди» (с) – это хорошо)
5/5
-------------------------------
10. "Обет молчания"
Солнце, как последний лист, опало,
И дорога тёмная пуста.
У тебя в багажнике лопата,
У тебя на шее нет креста.
Словно электрические скаты,
Жалят мысли с воем пёсьих свор.
Я сболтнула про твои откаты,
И сорвался главный договор.
Жизнь моя с последней эскападой
В выхлопную вылетит трубу.
Ты запасся новенькой лопатой,
Я кусаю локти и губу.
Только что за левым поворотом
Высветили фары в темноте?
Это знак «Дорожные работы».
Джип ещё быстрее полетел,
Но в разбеге вдруг остановился,
Хоть и на спидометре за сто.
Потянулись черти вереницей
Из дыры в асфальте и кустов.
- Мать твою! – воскликнул ты, пытаясь
Газануть. Куда там. Сто чертей,
Веселясь и гнусно ухмыляясь,
На шоссе выплясывают степ.
Сунули тебе твою лопату
И могилу заставляют рыть.
А ко мне мохнатый и горбатый
Бес бежит во всю бесячью прыть.
- Чёрти что! И что нам с нею делать?
Гляньте, осеняется крестом.
- Очерти её пока что мелом,
Раз с крестом, то к нам придёт потом.
Очень неприятная беседа
Предстоит красавице «в Верхах».
…Я очнулась от ночного бреда
*Вся в поту, в душе раздрай и страх.
Что-то жизнь моя не хорошеет
В горький век тотальных распродаж.
Почему же я с крестом на шее
Вдруг почти решилась на шантаж?
Ты вошёл небритый и лохматый,
Но живой. Не сон, а просто жуть.
*Я всё знаю про твои откаты,
Только никому не расскажу.
Энергичное, динамичное, сюжетное стихотворение. Но стилистика такова, что мешает мне воспринимать этот текст до конца, как художественный. В том числе из-за слов «раздрай» и «откат».
5/4
-------------------------------
11."При дожде не видно слёз".
По нервам барабанит дождь,
*Твердишь ты мне, вздыхая тяжко, – о чём или что/про что?
*Опять очередная ложь – *очереднУю ложь
*Про след помады на рубашке.
И с сигаретою в руках
В окно глядишь тоскливым взглядом
О ком-то грезишь ты в мечтах,
Кого-то хочешь видеть рядом.
Прошу, не нужно этой лжи,
Фальшь множит горечь и обиду
Слова пустые – миражи,
Любовь справляет панихиду.
Пойми, всё было не всерьёз,
Сказал ты мне, вздыхая тяжко,
*А при дожде не видно слёз,
*Лишь боль…от следа на рубашке.
«твердишь ты мне, вздыхая тяжко, опять очередная ложь про след помады на рубашке» (с): твердишь – очередная ложь. В данном предложении после слова «твердишь», возникает ожидание части речи в предложном или винительном падежах. Аналогия: «Говоришь горькую правду про…» – «Твердишь очередную ложь про...»
Лишь боль…от следа на рубашке (с) – первое впечатление, будто не лг, а рубашке больно или её хозяину. Но боль относится к слезам, а не к следу: «не видно слёз, лишь боль»… которая от следа. Поэтому Автор ставит паузу.
4/4
-------------------------------
12."Кантата соловья"
Фон городского шума заглушая,
Из беспородной гущи пустыря,
Для птахи маленькой немыслимо большая,
Вдруг грянула кантата соловья.
Певец свистел и щёлкал, дробью били
Хрустальные подковы лошадей.
А люди замерли и все грехи забыли -
Такие лица были у людей.
Понравился ритмический рисунок 11-10-13-10. Но в кантате соловья не вижу поводов для катарсиса, недостаточно, даже на фоне городского шума.
5/4
-------------------------------
13. "Ещё ничей"
Пока дубы, насупясь грозно,
прошедшим днем удивлены,
*вниз расцветают сочно звезды
и есть причина для луны.
Идет пастух и хлыст устало
кричит, как сбрендивший старик,
но вот подходит к дому стадо,
услышав чей-то тонкий крик.
Язычество меж валунами
глядело в капельках росы
как овцы прядают ушами
и воздух мнут пастушьи псы.
Так объявлял себя спросонок
к привычной тишине вещей
рожденьем новый бог - ребенок.
Ещё немой. Ещё ничей.
*Может, звёзды не «вниз расцветают», а «в них»? В дубах, т.е. со стороны наблюдателя звёзды светят сквозь ветви дуба.
В целом понравилась образность языка.
5/5
-------------------------------
14. "Сыграть бы жизнь мне..."
– Играешь жизнь задом наперед? Олди Генри Лайон "Песни Петера Сьлядека "
Сыграть бы жизнь мне... задом наперед!
Судьбу свою попробовать исправить...
Сказать себе - Ведь ты - Волшебник, парень!
Вперед, дружок! Создай шедевр из нот.
-Чёрт побери, Маэстро, где твой раж?!
Где чувство ритма, сонный неудачник?!
Приди в себя!.. allegro*, милый мальчик,
А лучше - presto**, здесь - крутой вираж!
Давно я, братцы," в шашки не играл!"-
Истёр все пальцы, прижимая струны.
*(Улыбка на губах возникла, словно юность...
Спустилась трапом с корабля на бал).
Последний бал... как первый, что ж сыграть?!
Забылись детства раннего мгновенья.
Судьба неистово: "Маэстро! Шах и мат! "
Я умер... иль родился?! Что здесь верно?!
Звучат аккорды тихо, не спеша...
Финальный вздох вдруг обратился... криком?!
Слова о помощи...- лишь шепот... был ли шанс?!
И что мелькнуло... мотыльком... иль бликом?!
а) Нарушена гармония ритмического рисунка. б)*(Улыбка на губах возникла, словно юность... Спустилась трапом с корабля на бал) (с) – улыбка спустилась или юность спустилась; возникает дополнительный поиск соответствия переносному значению при чтении.
3/4
-------------------------------
15. "Черёмуховые холода"
То ли снег, то ли град – то черёмухи цвет
Лепестковой пургой сердце мне бередит.
Не заснежит назад её майский привет
Сплетен, вешней водой проторивших следы.
То ли брак, то ли так… Мы искали тепла,
И в ночи грела руку не только рука.
Не клялись на всю жизнь и лавиной прошлась
Незамужних подруг ледяная река.
То ли дождь, то ли злость на щеке как слеза,
В морось можно не врать, что попало *в глаза.
Сильной быть - не просить, не хулить *заглаза. – тавтологическая рифма
Никогда в эту ложь возвращаться нельзя.
То ли сон, то ли нет, не понятно самой.
Хоть на миг оглянись, светотеней каприз
Мой черёмухи снег за бескрылой спиной.
То ли вниз, то ли в свет уводящий карниз –
Не прыжок, а путь веры с тобой.
Особенность этого стиха – в его композиции, музыкальности и единстве нерасчленимого содержания.
Незамужних подруг ледяная река (с) – понравилось.
4/5
-------------------------------
16. "Юность"
С утра глядела юность на меня.
*Сполох зари пылал полоской алой,
А я прощался с родиною малой
И уходил в далёкие края.
Шагал вперёд по солнечной долине,
Где брезжил синью розовый рассвет,
А вслед махал ветвями бересклет,
И жизнь казалась мне тогда малиной.
Рядилась в образ девушки одной,
Являлась вмиг передо мною прямо,
Хозяйкой непременно молодой.
Но отчего всегда такой упрямой?
К чему стремилась каждый раз она?
Неужто к счастью в закоулках сна?..
*сполох зари пылает полоской алой (с) – небрежное сравнение/смешивание/накручивание. Сполох пылает? Скорее, заря пылает. Сполох – вспышка света, огня… нечто кратковременное, а заря – относительно постоянное, полоска алая – так же ассоциируется с зарей, а не вспышкой.
Ретроградность мотива и стиля, растягивание строк "родиною малой", "и жизнь казалась мне тогда малиной", "являлась вмиг передо мною прямо", завершаются натужной, весьма сомнительной аллегорией "Неужто к счастью в закоулках сна?.."
3/3
-------------------------------
17. "В электричке"
В пустом вагоне задремав нечаянно,
закутавшись в осенний неуют,
во сне лечу в мой город опечаленный,
на улицу любимую мою.
Там дворик за желтеющими клёнами,
там в окнах непременная герань.
Скамеечки покинуты влюблёнными,
и не понять – сегодня ли, вчера
я выпорхнула из сердечных горестей,
и к времени прошедшему остыв,
дошла до эпилога долгой повести,
сожгла дотла все письма и мосты.
И вот теперь, свободна и бестрепетна,
смотрю вперёд, ищу маяк в ночи.
Я знаю, что без слёз судьба не верит нам.
А электричка в будущее мчит.
И техника, и образность языка, всё есть. Авторский взгляд превращается в цельную, самодостаточную картину.
5/5
Свидетельство о публикации №119060803937
ДОброго времени суток , я думаю, что необходимые ответы уже даны Вашим коллегам Клювику и Е.Л.Маркеловой, куда даже и ради интереса Вы можете зайти, если есть, конечно, время и желание. Благодарю за отнятое время.
Мастер Степанов 08.06.2019 22:39 Заявить о нарушении