Стихотворение месяца 75 - Обзор Ларисы Ладыки

1. "Прощение"

Красивый логаэдный ритм, чётко выдержанный на протяжении всего стихотворения. Рифмы хорошие, несколько сомнительной показалась только одна: «коллапс – грязь». Общий смысл стихотворения ясен, очень хороши завершающие строки, подводящие итог сказанному.

Однако построение некоторых предложений спорит с грамматикой русского языка и местами затемняет смысл.

Так во фразе «оберегом буду от бед судьбы» явно не хватает указания, оберегом для кого (для себя? вообще для всех? для любимой?) То же самое с выражением «освещу весь путь» – чей? для кого? Глагол «предстать» требует послелога «перед» (предстать перед кем-то).

В сочетании высказываний «Постоянство чувства равно нулю, и бесстрастно сердце в её груди» – смысловое противоречие: ведь нулю равно не чувство, а постоянство чувств, значит – чувства в изменнице играют, и сердце её не может быть бесстрастно.

Все эти неточности снижают художественное впечатление.

4\4

-------------------
2. "В северной деревне"

Замечательное стихотворение, если его слушать: и картинка возникает, и мысли невесёлые «за жизнь». И язык хорош, почти разговорный, вместе с тем образно-поэтический:

«За непутёвой косою шёл неумелый косарь» – !!!

И ударение «тр;ву» воспринимается как естественный местный говор.

Особенно понравился мудрый оптимизм заключительных строк.

Но вот читать это произведение глазами – сплошное расстройство: автор с пунктуацией не дружит, и это местами превращает текст в непроходимые дебри. Например, я долго не могла вникнуть в смысл строк «Если кому и обидно было за нашу державу, то косарю городскому, местному люду не жаль», пока не расставила знаки вот так:

«Если кому и обидно было за нашу державу,

то косарю городскому. Местному люду – не жаль»

И так – по всему тексту. Например: «Местный - старик со старухой, да инвалид отсидевший, да развесёлый пропойца спал с поросёнком в хлеву». Если «старик со старухой», то должно быть – «местные». Ах, автор имел в виду местный ЛЮД! Но тогда в соответствии с авторской расстановкой знаков получается, что весь этот люд спал в хлеву с поросёнком!

Наплевательское отношение к знакам препинания превратило отличное стихотворение в кашу. Поэтому:

3\5

-------------------
3. "* * *"

Настроенческое, без названия, очень понравилось. Ну, нЕ к чему придраться!

5\5

-------------------
4. "Дорожное"

Хорошо! Есть картинка и мысли под перестук колёс. Короткие строки и логаэдный ритм помогают созданию зримых образов. «Сосны за руки взялись» – !!!

Посоветовала бы автору всё-таки использовать букву Ё.

И ещё чуть царапнула строка «Сколько б ни было их много». По-русски правильнее не «сколько много», а «как много». Т.е., «Как бы ни было их много».

5\5

-------------------
5. "Таинство танца"

 Как будто бы с техникой всё в порядке. И рифмы хорошие, вот разве что «тысячелетья – речи?». Да ещё несочетаемое сочетание «в трансе… на ушах».

«Какие чувства будит танец?» – интересуется автор, но не отвечает на вопрос. И непонятно, что даёт ему основание предполагать, что человечество возвратится в первобытное состояние. Поэтому я задала вопрос себе: «Какие чувства пробудило во мне это стихотворение?» Честно отвечаю: «Никакие». Поэтому –

4\3

-------------------
6. "Четырнадцать"

Считала слоги, чертила палочки, но так и не поняла, логаэд это или тоника. Во всяком случае, стихотворение ритмично гармонично. Такие размеры любят песенники. Легко и светло, просто и чудесно!

5\5

-------------------
7. "Дуэт"

Ни к ритму, ни к рифмам не придраться, но всё-таки впечатление, что стихотворение не додумано и не доделано: образы противоречивы. Так, в первой строфе неудачно выбрано слово «момент» для обозначения длительного отрезка времени:

«шагаю» – действие длительное (глагол несовершенного вида); «момент» – краткий точечный миг.

Странный образ солнца ПРИСЕВШЕГО кому-то на плечи. Это уже не «ласковый луч», а испепеляющая Хиросима!

Не стыкуются образы «ветер» и «кровь».

И опять о пунктуации. Поскольку содержание шёпота ветерка кавычками не обозначено, читатель понимает, что весь оставшийся текст – тоже речь ветерка. И без того неокончательные по смыслу заключительные строки становятся ещё неопределённее.

4\3

-------------------
8. "Пробуждение"

Откровенно не понравились подробности похмельного утра. Кто умер во рту? Как ОДНА мысль сходилась в ряды? Корячившийся кран, знавший свой черёд? Ну, и – моральный урод, оравший из тела – ! И как оставалась белой стена, которой уже «доверили» чёрт-те какую гадость? И зачем делиться с читателем ощущением такой мерзости?

Поскольку выбор лексики – дело техники,

3\3

-------------------
9. "Голуби"

Всё нормально с рифмами и ритмом. В последней строфе две лишние запятые: а) 2-ая строка после слова «домой», б) 4-ая строка после «в том» (если хотите выделить слово «блокадном», выделять его следует с двух сторон запятыми или тире).

Зачем сравнивать голубей с гусями-лебедями (птиц с птицами?) Дважды повторяется утверждение, что если голубям насыпать овса или накрошить хлеба, то они будут летать (взлетать), а не клевать. Несколько смущает и тавтологичное «кровли крыш», на что автор, конечно, может возразить, что это не совсем одно и то же. И всё-таки образ каких-то крыш за облаками размыт и неясен, как и летящий в довоенном кителе дед.

4\4

-------------------
10. "Обет молчания"

Чёрт-те что! Действительно, не сон, а просто жуть!

5\4

-------------------
11. "При дожде не видно слёз".

Глагол «твердить» – переходный, требует прямого дополнения (твердить что?)

Грёзы и мечты – синонимы. «Грезить в мечтах» или «мечтать в грёзах» – не по-русски. «Любовь справляет панихиду» – ещё одно неудачное выражение. Значит, любовь осталась живой? Кто (что) тогда умер((ло)?

Прямая речь (то, что он сказал, вздыхая тяжко), не выделена кавычками.

«От слЕда» неправильное ударение.

Ну, и содержание банальное, неинтересное. Поэтому

3\3

-------------------
12. "Кантата соловья"

Кантата по определению – торжественная хоровая песня с инструментальным сопровождением. У Вас же соловей один, он исполняет что-то другое (арию, серенаду, ноктюрн…) Очень простое слово для кантаты – «большая». «Дробью били» означает «стреляли дробью», а подковы, наверное, БИЛИ ДРОБЬ?

И, наконец, картинку портит глагольная рассогласованность: певец свистел, щёлкал, подковы били – все действия длительные (выражаются глаголами несовершенного вида). Логично предположить, что люди слушали и замирали (в то время, когда слушали). Автор же говорит, что они «замерли и забыли», т.е. одномоментно окаменели? Продолжали ли они слушать соловья?

Не будем представлять, кем были и что делали эти забывшие грехи люди на пустыре…

4\3

-------------------
13. "Ещё ничей"

Есть причина для… луны? Мне представляется, что причина может быть для действия, явления, состояния, но не для предмета. «… хлыст устало кричит, как сбрендивший старик» – образ противоречивый.

Первые две строфы – время настоящее, а вот «язычество глядело» – пошло прошедшее, несогласующееся с придаточными предложениями (должно быть: глядело, как овцы прядали ушами и воздух мяли…)

Первое предложение последней строфы вообще завёрнуто не по-русски: «Так объявлял себя спросонок к привычной тишине вещей рожденьем новый бог…» Почему «объявлял к…»? Почему «объявлял», если – немой?

3\3

-------------------
14. "Сыграть бы жизнь мне..."

Ну, и где чувство ритма? Почему красивая рамочная рифмовка первых трёх строф вдруг меняется?

По смыслу «сыграть задом наперед» – не означает «исправить». На каком инструменте собирается играть ЛГ? С кем садится автор играть в шашки? Откуда вдруг является судьба с шахматной доской? Некий сумбур образов присутствует.

4\4

-------------------
15. "Черёмуховые холода"

Стоит ли выискивать мелких «блошек» (например, пара недостающих запятых и «переползание» ударения в слове «её»), когда здесь такой набор «перлов»! «Заснежить назад»?

«Майский привет сплетен»?

«… лавиной прошлась незамужних подруг ледяная река»? «…оглянись, светотеней каприз»? «Мой черёмухи снег» – так мой или черёмухи?

Некоторые авторские находки мне представляются сомнительными, местами даже вычурными.

Финальная строка «Не прыжок, а путь веры с тобой» – лишняя по смыслу (в предыдущей уже есть намёк на прыжок, вместе с тем она оставляет и надежду на путь к свету – открытый финал лучше!)

3\3

-------------------
16. "Юность"

«Сполох зари пылал полоской алой» – есть смысловое противоречие: сполох– вспышка, полоска – нечто ровное и стабильное.

«… жизнь казалась мне тогда малиной» – выражение из блатного жаргона. По форме напоминает сонет, по смысловому содержанию не является таковым, поскольку не соблюдены условия «теза – антитеза – синтез».

4\4

-------------------
17. "В электричке"

Ну, вот какое настоящее, ладно скроенное и философски-оптимистичное – несмотря на печаль! – стихотворение! Всё мне в нём нравится: и картинки узнаваемы, и состояние героини очень понятно. Отлично! Спасибо, автор!
5\5

___________________
Лариса Ладыка


Рецензии
спасибо..."Ну, и где чувство ритма? Почему красивая рамочная рифмовка первых трёх строф вдруг меняется?

По смыслу «сыграть задом наперед» – не означает «исправить». На каком инструменте собирается играть ЛГ? С кем садится автор играть в шашки? Откуда вдруг является судьба с шахматной доской? Некий сумбур образов присутствует."

Если размер слегка меняется, это не значит, что это ошибка, не так ли?!может это подчеркивание неких особенностей?!
В прочтении и трактовке автора... ЛГ при игре (на взятой взаймы у героя романа Г.Л.ОЛДи, иначе зачем бы автор его цитировал?!)) на волшебной лютне (и это большой секрет) все таки попытался что-либо исправить в силу своего странного и непредсказуемого характера... а на остальные вопросы, чтобы не повторяться можно прочитать в обзорах Клювика и Е.Л.Маркеловой.

Мастер Степанов   08.06.2019 23:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валерий! Вы действительно считаете, что роман харьковских авторов должен быть всем досконально известен, и все Ваши аллюзии поэтому прозрачны и понятны? Ну, убедились, что таки - нет? Не нужно каждому рецензенту подробно растолковывать, что Вы имели в виду. На их вопросы Вы должны ответить для себя, чтобы понять, почему Ваши мысли и образы читателю непонятны.
Упорство, с которым Вы защищаете своё произведение, направьте в конструктивное русло. Успехов!

Лариса Ладыка   09.06.2019 13:05   Заявить о нарушении
Доброго времени суток, уважаемая Лариса!К Вам особых вопросов, по идее, и не было. (Когда то, это было очень давно-начало 70-х, был и у меня одноклассник по фамилии Ладыка! Троечник страшный;). В Харькове случайно родственников никогда не было?!:) ) На вопросы членов жюри отвечал чисто из чувства природной воспитанности, наверное... и, очевидно, соскучился по общению, которого был лишен очень длительное время по разным причинам. И, собственно, ничего защищать не собирался, просто высказывал свою точку зрения. А вот тон некоторых рецензентов при общении с оппонентами оставляет желать лучшего, не находите?! Говорю это, исходя из своего прошлого многочисленного многолетнего опыта. Кстати, авторы пишущие под псевдонимом Олди, -лауреаты всевозможных международных премий и сейчас известны, наверное, не меньше, чем всем известные братья Стругацкие, которых Вы наверняка хотя бы раз, но читали. А у них, у Олди,;) в романах бывают и недосказанности, загадки, отсылки... куда-нибудь еще.
А упорство, которое Вы якобы увидели, Вам, наверняка, привиделось, поскольку его не было... ни во сне, ни наяву. Так что "тень на плетень наводить":) не надо, это- лишнее. И пожелание ко всем рецензентам - более внимательное(не поспешное) прочтение произведений и более уважительное отношение, сродни такого, какого бы Вы ожидали и к себе. Спасибо.

Мастер Степанов   11.06.2019 00:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.