Стихотворение месяца 75 - Обзор Ларисы Ладыки
Красивый логаэдный ритм, чётко выдержанный на протяжении всего стихотворения. Рифмы хорошие, несколько сомнительной показалась только одна: «коллапс – грязь». Общий смысл стихотворения ясен, очень хороши завершающие строки, подводящие итог сказанному.
Однако построение некоторых предложений спорит с грамматикой русского языка и местами затемняет смысл.
Так во фразе «оберегом буду от бед судьбы» явно не хватает указания, оберегом для кого (для себя? вообще для всех? для любимой?) То же самое с выражением «освещу весь путь» – чей? для кого? Глагол «предстать» требует послелога «перед» (предстать перед кем-то).
В сочетании высказываний «Постоянство чувства равно нулю, и бесстрастно сердце в её груди» – смысловое противоречие: ведь нулю равно не чувство, а постоянство чувств, значит – чувства в изменнице играют, и сердце её не может быть бесстрастно.
Все эти неточности снижают художественное впечатление.
4\4
-------------------
2. "В северной деревне"
Замечательное стихотворение, если его слушать: и картинка возникает, и мысли невесёлые «за жизнь». И язык хорош, почти разговорный, вместе с тем образно-поэтический:
«За непутёвой косою шёл неумелый косарь» – !!!
И ударение «тр;ву» воспринимается как естественный местный говор.
Особенно понравился мудрый оптимизм заключительных строк.
Но вот читать это произведение глазами – сплошное расстройство: автор с пунктуацией не дружит, и это местами превращает текст в непроходимые дебри. Например, я долго не могла вникнуть в смысл строк «Если кому и обидно было за нашу державу, то косарю городскому, местному люду не жаль», пока не расставила знаки вот так:
«Если кому и обидно было за нашу державу,
то косарю городскому. Местному люду – не жаль»
И так – по всему тексту. Например: «Местный - старик со старухой, да инвалид отсидевший, да развесёлый пропойца спал с поросёнком в хлеву». Если «старик со старухой», то должно быть – «местные». Ах, автор имел в виду местный ЛЮД! Но тогда в соответствии с авторской расстановкой знаков получается, что весь этот люд спал в хлеву с поросёнком!
Наплевательское отношение к знакам препинания превратило отличное стихотворение в кашу. Поэтому:
3\5
-------------------
3. "* * *"
Настроенческое, без названия, очень понравилось. Ну, нЕ к чему придраться!
5\5
-------------------
4. "Дорожное"
Хорошо! Есть картинка и мысли под перестук колёс. Короткие строки и логаэдный ритм помогают созданию зримых образов. «Сосны за руки взялись» – !!!
Посоветовала бы автору всё-таки использовать букву Ё.
И ещё чуть царапнула строка «Сколько б ни было их много». По-русски правильнее не «сколько много», а «как много». Т.е., «Как бы ни было их много».
5\5
-------------------
5. "Таинство танца"
Как будто бы с техникой всё в порядке. И рифмы хорошие, вот разве что «тысячелетья – речи?». Да ещё несочетаемое сочетание «в трансе… на ушах».
«Какие чувства будит танец?» – интересуется автор, но не отвечает на вопрос. И непонятно, что даёт ему основание предполагать, что человечество возвратится в первобытное состояние. Поэтому я задала вопрос себе: «Какие чувства пробудило во мне это стихотворение?» Честно отвечаю: «Никакие». Поэтому –
4\3
-------------------
6. "Четырнадцать"
Считала слоги, чертила палочки, но так и не поняла, логаэд это или тоника. Во всяком случае, стихотворение ритмично гармонично. Такие размеры любят песенники. Легко и светло, просто и чудесно!
5\5
-------------------
7. "Дуэт"
Ни к ритму, ни к рифмам не придраться, но всё-таки впечатление, что стихотворение не додумано и не доделано: образы противоречивы. Так, в первой строфе неудачно выбрано слово «момент» для обозначения длительного отрезка времени:
«шагаю» – действие длительное (глагол несовершенного вида); «момент» – краткий точечный миг.
Странный образ солнца ПРИСЕВШЕГО кому-то на плечи. Это уже не «ласковый луч», а испепеляющая Хиросима!
Не стыкуются образы «ветер» и «кровь».
И опять о пунктуации. Поскольку содержание шёпота ветерка кавычками не обозначено, читатель понимает, что весь оставшийся текст – тоже речь ветерка. И без того неокончательные по смыслу заключительные строки становятся ещё неопределённее.
4\3
-------------------
8. "Пробуждение"
Откровенно не понравились подробности похмельного утра. Кто умер во рту? Как ОДНА мысль сходилась в ряды? Корячившийся кран, знавший свой черёд? Ну, и – моральный урод, оравший из тела – ! И как оставалась белой стена, которой уже «доверили» чёрт-те какую гадость? И зачем делиться с читателем ощущением такой мерзости?
Поскольку выбор лексики – дело техники,
3\3
-------------------
9. "Голуби"
Всё нормально с рифмами и ритмом. В последней строфе две лишние запятые: а) 2-ая строка после слова «домой», б) 4-ая строка после «в том» (если хотите выделить слово «блокадном», выделять его следует с двух сторон запятыми или тире).
Зачем сравнивать голубей с гусями-лебедями (птиц с птицами?) Дважды повторяется утверждение, что если голубям насыпать овса или накрошить хлеба, то они будут летать (взлетать), а не клевать. Несколько смущает и тавтологичное «кровли крыш», на что автор, конечно, может возразить, что это не совсем одно и то же. И всё-таки образ каких-то крыш за облаками размыт и неясен, как и летящий в довоенном кителе дед.
4\4
-------------------
10. "Обет молчания"
Чёрт-те что! Действительно, не сон, а просто жуть!
5\4
-------------------
11. "При дожде не видно слёз".
Глагол «твердить» – переходный, требует прямого дополнения (твердить что?)
Грёзы и мечты – синонимы. «Грезить в мечтах» или «мечтать в грёзах» – не по-русски. «Любовь справляет панихиду» – ещё одно неудачное выражение. Значит, любовь осталась живой? Кто (что) тогда умер((ло)?
Прямая речь (то, что он сказал, вздыхая тяжко), не выделена кавычками.
«От слЕда» неправильное ударение.
Ну, и содержание банальное, неинтересное. Поэтому
3\3
-------------------
12. "Кантата соловья"
Кантата по определению – торжественная хоровая песня с инструментальным сопровождением. У Вас же соловей один, он исполняет что-то другое (арию, серенаду, ноктюрн…) Очень простое слово для кантаты – «большая». «Дробью били» означает «стреляли дробью», а подковы, наверное, БИЛИ ДРОБЬ?
И, наконец, картинку портит глагольная рассогласованность: певец свистел, щёлкал, подковы били – все действия длительные (выражаются глаголами несовершенного вида). Логично предположить, что люди слушали и замирали (в то время, когда слушали). Автор же говорит, что они «замерли и забыли», т.е. одномоментно окаменели? Продолжали ли они слушать соловья?
Не будем представлять, кем были и что делали эти забывшие грехи люди на пустыре…
4\3
-------------------
13. "Ещё ничей"
Есть причина для… луны? Мне представляется, что причина может быть для действия, явления, состояния, но не для предмета. «… хлыст устало кричит, как сбрендивший старик» – образ противоречивый.
Первые две строфы – время настоящее, а вот «язычество глядело» – пошло прошедшее, несогласующееся с придаточными предложениями (должно быть: глядело, как овцы прядали ушами и воздух мяли…)
Первое предложение последней строфы вообще завёрнуто не по-русски: «Так объявлял себя спросонок к привычной тишине вещей рожденьем новый бог…» Почему «объявлял к…»? Почему «объявлял», если – немой?
3\3
-------------------
14. "Сыграть бы жизнь мне..."
Ну, и где чувство ритма? Почему красивая рамочная рифмовка первых трёх строф вдруг меняется?
По смыслу «сыграть задом наперед» – не означает «исправить». На каком инструменте собирается играть ЛГ? С кем садится автор играть в шашки? Откуда вдруг является судьба с шахматной доской? Некий сумбур образов присутствует.
4\4
-------------------
15. "Черёмуховые холода"
Стоит ли выискивать мелких «блошек» (например, пара недостающих запятых и «переползание» ударения в слове «её»), когда здесь такой набор «перлов»! «Заснежить назад»?
«Майский привет сплетен»?
«… лавиной прошлась незамужних подруг ледяная река»? «…оглянись, светотеней каприз»? «Мой черёмухи снег» – так мой или черёмухи?
Некоторые авторские находки мне представляются сомнительными, местами даже вычурными.
Финальная строка «Не прыжок, а путь веры с тобой» – лишняя по смыслу (в предыдущей уже есть намёк на прыжок, вместе с тем она оставляет и надежду на путь к свету – открытый финал лучше!)
3\3
-------------------
16. "Юность"
«Сполох зари пылал полоской алой» – есть смысловое противоречие: сполох– вспышка, полоска – нечто ровное и стабильное.
«… жизнь казалась мне тогда малиной» – выражение из блатного жаргона. По форме напоминает сонет, по смысловому содержанию не является таковым, поскольку не соблюдены условия «теза – антитеза – синтез».
4\4
-------------------
17. "В электричке"
Ну, вот какое настоящее, ладно скроенное и философски-оптимистичное – несмотря на печаль! – стихотворение! Всё мне в нём нравится: и картинки узнаваемы, и состояние героини очень понятно. Отлично! Спасибо, автор!
5\5
___________________
Лариса Ладыка
Свидетельство о публикации №119060803878
По смыслу «сыграть задом наперед» – не означает «исправить». На каком инструменте собирается играть ЛГ? С кем садится автор играть в шашки? Откуда вдруг является судьба с шахматной доской? Некий сумбур образов присутствует."
Если размер слегка меняется, это не значит, что это ошибка, не так ли?!может это подчеркивание неких особенностей?!
В прочтении и трактовке автора... ЛГ при игре (на взятой взаймы у героя романа Г.Л.ОЛДи, иначе зачем бы автор его цитировал?!)) на волшебной лютне (и это большой секрет) все таки попытался что-либо исправить в силу своего странного и непредсказуемого характера... а на остальные вопросы, чтобы не повторяться можно прочитать в обзорах Клювика и Е.Л.Маркеловой.
Мастер Степанов 08.06.2019 23:10 Заявить о нарушении
Упорство, с которым Вы защищаете своё произведение, направьте в конструктивное русло. Успехов!
Лариса Ладыка 09.06.2019 13:05 Заявить о нарушении
А упорство, которое Вы якобы увидели, Вам, наверняка, привиделось, поскольку его не было... ни во сне, ни наяву. Так что "тень на плетень наводить":) не надо, это- лишнее. И пожелание ко всем рецензентам - более внимательное(не поспешное) прочтение произведений и более уважительное отношение, сродни такого, какого бы Вы ожидали и к себе. Спасибо.
Мастер Степанов 11.06.2019 00:04 Заявить о нарушении