Стихотворение месяца 75 - Обзор Эмкея

1. "Прощение" Оценка: 2/2

Структура размытая, строки натянуты, некоторые существуют сами по себе, страдания книжные, стиль искусственный, коряво-кучерявый.
Вольное обращение с русским языком:
«Херувимских крыльев заброшен тюк»  - куда заброшен, и сколько поместилось в тюк?
«Мотыльком предстану ей над цветком» - ПЕРЕД НЕЙ
«И прощая, близимся мы к богам» - ПРИБЛИЖАЕМСЯ

Проблемы с логикой.
Измена мб причиной, но не коллапсом, который сам по себе является процессом.
Кто кого прощает, не понятно.
Резкий переход от страданий с «грязью, лезущей в сознание трауром»(?), до неумеренного самолюбования:
«Грациозным ирисом голубым»;
«Золотой кометой упав к ногам…»

Форма:
1. Случайные, лишние слова (втычки):
«В темноте ночной освещу весь путь» - а раньше освещал только часть, какую?

2. Преобладают рифмы бедные, однородные= грязь/коллапс; тюк/стук; сном/цветком; ногам/ богам.

3. Фонетические погрешности - ОТБЕД, БОГАСУТЬ.

------------------------------------------
2. "В северной деревне" Оценка: 2/2

С места, что называется, в карьер:
«За непутёвой косою шёл неумелый косарь...»

Идти можно за плугом, бороной и тп., но никак ни за косой, граблями, тяпкой или лопатой, если только они не электрические или на конной тяге.

Обида на державу – общее место. Автор ставит вопрос, избегая обсуждения темы – «если меня вы поймете». Нет, не понимаем, в чем обида на державу «городского косаря». И «местный люд» (архаизм), как следует из текста, обижен не на державу, а на жизнь, точнее – на детей. Почему именно «северная деревня», в чем ее атрибуты, в наличии косы?

Вольное обращение с русским языком:
«Местный - старик со старухой, да инвалид отсидевший, да развесёлый пропойца (ЧТО, КОТОРЫЙ) спал с поросёнком в хлеву».

Рифмы простые, не оригинальные:
Траву/державу; отсидеший/детство; хлеву/слезу; доцент/процент.

 Финала фактически нет.

 Общий совет: старайтесь не использовать «подвывающие» архаичные окончания -ОЮ и тп.

------------------------------------------
3. "* * *" Оценка: 3/3

 Структура размытая, кто к кому обращается, не ясно:
«Где грубеют слова, не успев долететь  До того, кто приходит услышать ответ» - по логике, речь о словах ЛГ, но понимаешь это, только дочитав текст до конца.
«Я на собственный сон предъявляю права» - если автор хотел сказать, что не хочет видеть что-то /кого-то во сне, этого сделать не удалось; на лицо подрифмовка - права/канва

Бледный блик – тавтология.
Ни одной оригинальной рифмы.

------------------------------------------
4. "Дорожное" Оценка: 4/2

В нарративных стихах сюжет должен быть четко прописан.
Две первые строфы ОК, потом автор уходит в дебри, «обнуляющие счета заслуг», – заковыристо и не по делу, поскольку ЛГ едет не «за плугом ходить» (необходимы кавычки), как явствует из финала, который попросту «пришит»: нужно было в начале хотя бы намекнуть на цель поездки.

Нехватка слов - повторы (воронье).
Архаичность - за плугом давно никто не ходит.
Рифмы не оригинальные.

------------------------------------------
5. "Таинство танца" Оценка: 2/2

 «…И едва ли Раскрыт сегодня их секрет» - Секрет ритуальных танцев давно раскрыт, автор сам об этом пишет.
«Шаманы Азии, камлая Стояли в трансе "на ушах"…» - значение «стоять на ушах» противоположно значению транса: «стоять на ушах» – вести себя необузданно, делать все, что хочется.
В состоянии транса вряд ли получится танцевать фокстрот, бить степ и тп. – в ссылке необходимости нет.

Вода в ступе - 2я и 4я строфы

«Взамен привычной ныне речи Мы снова будем танцевать?» – язык пластики (танца) испокон веков считается одним из языков, понятных каждому. С его помощью можно передать все чувства и эмоции. Вот о чем я ожидал прочесть под названием «Таинство танца», а не о фокстроте неандертальцев.

Рифмы простые, в большинстве однородные, приблизительные: камлая/повторяя; тысячелетья/речи; неандертальцы/танцы; секрет/лет .
Фонетика: ЧТОББЫЛ, ТОЛЕТ.

------------------------------------------
6. "Четырнадцать" Оценка: 2/2

Наивно и безыскусно, с ненужными подробностями:
«Свежая газета у папы - Льготная подписка на год…»

«Маминых оладушек запах, Вкусно по квартире плывёт» – вряд ли запах может вкусно плыть.

«Длинное, как жизнь, воскресенье» – если только ЛГ – бабочка, дети часов не наблюдают)

Финальную строку следовало бы отдать маме – совет не торопиться взрослеть. Рифмы - ни одной оригинальной.

Сбой ритма вследствие неправильного ударения:

«Льготная подписка на год…» - русское словесное ударение ставится на предлог - НА год.

Поменял бы порядок строф, сделав 1ю предпоследней.

------------------------------------------
7. "Дуэт" Оценка: 3/2

Восторженно и не ново.
Рифмы простые, однородные, ни одной оригинальной: момент/кабинет; ключом/лучом; сонет/дуэт.
Переизбыток штампов - ласковый луч, родник души, бьют ключом.

«ключом бьют весело» – тавтология

------------------------------------------
8. "Пробуждение" Оценка: 2/2

Краткость не оправдала себя.
Рифмы простые, однородные: спине/стене; черёд/урод; холст/пост.

Несогласованность. Набор слов.

------------------------------------------
9. "Голуби" Оценка: 3/3

Строки натянуты, повторы (нехватка слов).
Рифмы приблизительные, не оригинальные: холоде/голуби; виноватые/пернатые; им/лебеди.

«Взмоют птицы в небеса, словно гуси-лебеди» - мутация голубей в гусей-лебедей – дань площадке?)

Последняя строфа – робкий перепев «Журавлей».

------------------------------------------
10. "Обет молчания" Оценка: 3/2

И в «откатном» жанре, многословном и нетребовательном к канонам русского языка, есть своя стилистика. Появление нечисти, не знающей элементарных вещей, – круг мелом очерчивают не черти, а пытающиеся от них защититься, – выглядит курьезно. И кстати, при резкой остановке на такой скорости все остальное должно было разрешиться само собой, без лопаты, откатов и степа в исполнении чертей.

Рифмы простые, ни одной оригинальной: скаты/откаты; эскападой/лопатой; трубу/губу; пытаясь /ухмыляясь.

------------------------------------------
11. "При дожде не видно слёз" Оценка: 2/2

Банальный набор слов. Проблемы с пунктуацией и фонетикой - ИССИГАРЕТОЮ.

Нехватка слов (повторы).

Рифмы простые, однородные: дождь/ложь; руках/мечтах; обиду/панихиду.

------------------------------------------
12. "Кантата соловья" Оценка: 2/2

Ни о чем, зарисовка с неумело вплетенными деталями: «хрустальные подковы лошадей» воспринимаются не иначе как лошадиные подковы, а не как особенность палитры соловьиных трелей.

Финал «пришит»: кто смог оценить выражение на лицах людей, та самая маленькая птаха?
Рифмы по большей части простые, однородные: пустыря/соловья; били/забыли; лошадей/людей.

------------------------------------------
13. "Ещё ничей" Оценка: 3/2

Подобные темы требуют точности и ясности изложения.

«вниз расцветают сочно звезды и есть причина для луны» - «вниз» излишняя подробность, звезды не являются причиной луны.

«но вот подходит к дому стадо, услышав чей-то тонкий крик». – т.е., не пастух, а именно стадо кинулось на зов?

«и воздух мнут пастушьи псы»... и чем?

3-ю строфу с попыткой противопоставить язычеству христианство следовало бы сделать итоговой, дабы не нарушать повествование, одновременно углубив финал.

В 4й строфу надо бы продумать еще раз, избавившись от легковесных заключений:
1. «еще немой» – в принципе понятно, что хотел сказать автор, однако то, что Он пока не был «услышан», не означает, что Он был немым: немым является тот, кто не имеет физической возможности говорить.
2. «еще ничей» – в принципе сомнительно, поскольку Он не был сиротой, к тому же Бог не может быть ничьим, даже если он пока ребенок.

Рифмы преимущественно простые, однородные, ни одной оригинальной: старик/крик; ушами/валунами; росы/псы.

------------------------------------------
14. "Сыграть бы жизнь мне..." Оценка: 2/2

Понравилась 1я строка. Остальное сумбурно, чрезмерно восторженно, спорно и не ново.

Рифмы простые, в большинстве своем сомнительные: исправить/парень; струны/юность; мальчик/неудачник; раж/вираж; мат/сыграть; мгновенья/верно; криком/бликом. Вольное обращение с устоявшимися выражениями, в целом мысли изложены коряво.

Фонетические погрешности: ИЛЬБЛИКОМ

------------------------------------------
15. "Черёмуховые холода" Оценка: 2/2

Набор слов с непонятым «путем веры с тобой» в финале.

То ли снег, то ли град – то черёмухи цвет
Лепестковой пургой сердце мне бередит.
Не заснежит назад её майский привет
Сплетен, вешней водой проторивших следы.

«её», по-видимому, относится к пурге – как может её НАЗАД заснежить (?) майский привет сплетен, и что это вообще такое, – загадка.

Рифмы простые, приблизительные: тепла/прошлась; река/рука; каприз/карниз.

------------------------------------------
16. "Юность" Оценка: 3/2

 Сумбурная зарисовка, без фактического финала.

 «И жизнь казалась мне тогда малиной.

Рядилась в образ девушки одной,
Являлась вмиг передо мною прямо,
Хозяйкой непременно молодой…»

Кто рядился в образ девушки (жизнь?) и почему являлся прямо (а не как-то еще)?

Штамп: жизнь-малина

Проблемы с пунктуацией:
Неужто (ЗПТ)к счастью в закоулках сна?..

Рифмы простые: рассвет/бересклет; алой/малой; долине/малиной.

------------------------------------------
17. "В электричке" Оценка: 5/4

 Не плохо, но финал откровенно банальный – «Я знаю, что без слёз судьба не верит нам. А электричка в будущее мчит».

К форме претензий нет, за исключением опять-таки финала – как минимум, нужно разобраться со знаками, чтобы не читалось, что электричка мчит без слёз. Но лучше переписать две последние строки.


Рецензии
От №3. Бледный блик ни разу не тавтология. Блик может быть очень даже ярким.

Иван Грозный   09.06.2019 12:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.