Актуально ли актуальное искусство? Полная версия

Сама постановка вопроса сразу намекает читателю, что ответ — «нет». Однако, всё не так просто.

Идея назвать определенный тип искусства актуальным, заменив этим термин «современное искусство», поражает своим остроумием. Адепты актуального искусства таким образом ловко перечеркивают всё, что не подходит их высоким стандартам. Другими словами всё, что не относится ими же к актуальному искусству — не актуально, в том смысле, что бессмысленно и не нужно, не достойно внимания, подлежит удалению с корабля истории. Ах, это могучий русский язык! Просто убийственный ход!!!

Но тут самое время спросить, что же такое актуальное искусство? Исторически сложилось, что в эту категорию легко записываются любые экспериментальные формы, авангардизм, модернизм, постмодернизм и тому подобное. Список течений актуального искусства в Википедии удручает своим размером.

Однако, при всем разнообразии, у множества этих течений есть общие черты, которые собственно и позволяют объединять их в одну категорию. Сразу нужно подчеркнуть, что термин «современность» в его буквальном значении, тут совсем не при чем. Дело не в том, что все эти направления существуют в наше время, то есть современны нам. Не случайно понадобилось заменять один термин другим, подчёркивающим положительную коннотацию слова «современный»: в значении «новый» и «прогрессивный», автоматически, таким образом, объявляя то, что не относится к актуальному, — консервативным и отсталым. Так проводится водораздел между искусством «традиционным», и «нетрадиционным». Излишне, при этом, говорить, что все «традиционное искусство» вообще, в результате, не рассматривается всерьез.

«Нетрадиционность» и становится главным признаком «актуальности». А что же понимается под традицией? Отнюдь не традиционность формы или средств искусства, как токовых, поскольку, как раз, полная свобода в отношении формы, отказ от соблюдения каких-либо заданных правил изначально декларируется, как желательный. Соответственно, указанная свобода распространяется и на традиционную форму.

Общая черта всех без исключения направлений актуального искусства это пересмотр, прежде всего, его внутреннего смысла, предназначения как средства коммуникации.

Объектом внимания становится не человек, не его психологические или духовные проблемы, а игра условными конструкциями и культурными образами, которые рассматриваются в качестве строительных блоков. Оригинальность, неожиданность конструкций приобретает первостепенное значение. Произведение становится не выразителем смысла, а самодостаточным объектом. И, разумеется, наличие некоего осмысленного посыла, попытка реально актуального сообщения вызывает немедленное отторжение.

На практике, такой отказ, приводит к некоторым побочным эффектам, которые весьма удобны для художника, живущего в этой парадигме.

Во-первых, искусство приобретает откровенно выраженный утилитарный характер, следовательно, коммерческую ценность. Оно служит элементом декора или средством для развлечения, проведения досуга. Катарсис становится лишним и не уместным, отталкивающим покупателя.

Во-вторых, размытие ценностных критериев восприятия, не требует уже от художника ни таланта, ни глубины личности творца. Максимум, что требуется это остроумие и изобретательность.

В-третьих, отказ от смысла как такого, лишает искусство какого бы то ни было идеологического направления, что весьма выгодно власть предержащим. Ведь теперь творчество перестает быть инструментом социального протеста. (Только не нужно тут приводить в пример Россию, где за социальный протест сойдет и демонстрация чистого листа бумаги.)

В-четвертых, «актуальное» искусство, как следствие, требует создания особой квази-художественной среды, поддерживаемой критикой. Предназначение последней — заменить естественные механизмы оценки художественной ценности, теоретическими. Критика, из обслуживающего института превращается в нечто, зачастую уже полностью подменяющее собой сам объект искусства. При этом, фокус внимания направлен исключительно в сторону породившего критику пространства.

Говоря проще, критик просто объясняет покупателю, почему эта кучка фекалий, стоит так много денег, и почему её следует приобрести.

Так в чем же актуальность «актуального искусства»?

Понятно, что не в новизне содержания, ведь главным принципом, как раз, является бессодержательность.

Также и не в новизне формы, поскольку эксперименты в этой области очень быстро исчерпываются. Все извращения, которые можно было выдумать, уже кто-нибудь использовал. Так что, реально идет перебор и перекомпоновка давно уже сделанных открытий.

Кроме того, бунтарское значение нонконформизма крайне недолговечно. В наши дни, поэтому, для социального протеста он совершенно не годится.

Напротив, актуальное искусство не предназначено для реакции на события общественной жизни. Оно не стремится к их отражению и пониманию. Если таковое отражение и происходит, то как бы, помимо воли творящего.

Существуя уже более века, такое творчество не актуально и как «современное», порождая абсурдные словосочетания новояза, вроде «Музей современного искусства».

Оно изолированно от большинства реальных людей, которые (абсолютно правильно), воспринимают его как нечто чуждое потребностям человека, то есть не актуальное, в значении «не важное».

Выясняется, что актуальное искусство имеет смысл только для собственных создателей и обслуживающих критиков. То есть по сути, это не искусство, а имитация такого.

С сожалением, приходится констатировать, что несмотря на свою эфемерность и имитационность, последнее продолжает прекрасно существовать в качестве потребителя ресурсов, выделяемых обществом на поддержку того, что не имеет очевидной рыночной стоимости.

Критики, узурпировавшие право на отделение значимых авторов от незначительных, весьма заинтересованы в сохранении статус-кво, и симуляции рыночной ценности того, что они предлагают. В свою очередь, авторы проявляют тем больше активности, чем меньше их творческий потенциал, и в силу этого охотнее оплачивают услуги критиков по их продвижению, не брезгуя и другими вне-художественными способами повышения популярности. А извне создается впечатление, что кроме этой лабуды в современном искусстве ничего и нет.

Актуальное искусство, позиционирующее себя как элитарное, то есть доступное немногим избранным, становится частью массовой культуры. Последнее происходит в силу его заведомо коммерческой природы, то есть ориентации на успех у потенциального покупателя. Хотя, изначально, из-за «непонятности», покупателями являются меценаты и коллекционеры, со временем, оно расползается по рынку, именно как прикладное.

В действительности, описываемое явление не только не актуально, но и существует-то чисто теоретически.

Ведь выдающиеся произведения, которые создает искусство современное (без кавычек), являются таковыми постольку, поскольку не являются произведения «актуального искусства», нарушая его базовые принципы. А ничтожные произведения и их авторы просто, без следа, поглощаются временем, не зависимо от того, как они покупаются современниками, и к какому направлению относят себя.

Впрочем, это мало утешит авторов реального искусства здесь и сейчас. И единственный выход, представляющийся возможным заключается в том, чтобы отбросить свой врожденный индивидуализм и объединится между собой на информационном уровне. Только такое свободное сообщество может противостоять текущей ситуации, став заметным явлением современной жизни. Простое осознание того факта, что искренние служители бескорыстного искусства имеют единомышленников уже помогает жить.

Первая публикация здесь: http://litname.ru/avt_93798086&pbl-3271.htm


Рецензии
Во ВГИке была мастерская Озерова Актуальное кино. Там учились и Охлобыстин, Кеосаян и Бондарчук мл. Сам мастер снимал эпопею Освобождение. Ничего современного там не было и в помине. Для современного там была мастерская Таланкина. Пропаганда исторических догм в этой эпопеи, не более того. С опорой на патриотизм.

Владимир Падейский   07.09.2022 20:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.