Энграмма

Порою собираясь в Тур,
Мы забываем про Ре - тур.
Когда осознаём Ре - тур,
То не берём в расчёт Де - тур.

Энграмма (греч. ёv — пребывание в каком-либо состоянии или действии + греч. — всё написанное, запись) — термин, введённый в оборот немецким зоологом и биологом Рихардом Земоном в начале XX века. В теории мнемизма энграмма — это физическая привычка или след памяти на протоплазме организма, оставленный повторным воздействием раздражителя.

ТУР - tour происходящие от фр. tur, tour, англ. turn — круговое движение, оборот, поворот. - территоризация.

РЕТУР - retour Движение туда и обратно. - ретерриторизация.

ДЕТУР - detour Крюк, объезд, увёртка. - детерриторизация.




Зрительное селективное внимание.

Феноменально (как говорили гештальтпсихологи, наивно и некритически), открывая глаза, мы всякий раз видим безграничное, наполненное светом и цветом предметное окружение. Интроспективно (то есть при известной критической установке) мы осознаем, что это впечатление иллюзорно. Наше поле зрения очевидным образом ограничено, а сетчатка глаза неоднородна. Ее центральная, наиболее насыщенная рецепторами часть, фовеа, имеет размер порядка 2°, что чуть больше углового размера ногтя большого пальца вытянутой руки. Эрнст Мах («Анализ ощущений», 1885/1907) попытался передать эти ограничения е помощью знаменитого рисунка зрительного поля (рис. 4.4). Но при длительном наблюдении и попытках зарисовки объектов удержать глаза на одной точке невозможно. Чтобы исключить движения глаз, Гельмгольц ввел методику очень быстрого, порядка нескольких миллисекунд, освещения сцены. Это привело к дополнительному сужению восприятия — детальное зрение было возможно лишь в узкой центральной области, окруженной все более размытой периферией. Важным открытием было то, что эта область могла произвольно сдвигаться по отношению к анатомической фовеа: перед предъявлением можно было подготовиться к детальному восприятию и лучше увидеть объекты в стороне от точки фиксации, но за счет ухудшения восприятия на других местах.


С тех пор использование метафоры ясного центра и размытой периферии стало одинаково типичным для нескольких поколений исследователей зрительного внимания, от Вундта и Фрейда до современных авторов. Интересно, что понятие фильтра практически не используется в этих исследованиях[1]. Чаще всего зрительное внимание сравнивается с лучом фонаря, иногда снабженного объективом с переменным фокусным расстоянием: если пятно света оказывается шире, то детали видны менее ясно, если зже, то более четко — они как бы находятся тогда «в фокусе» феноменального сознания. Мы рассмотрим эксперименты, вытекающие из подобной трактовки внимания, несколько позднее, остановившись вначале на работах, продолжающих, на материале зрения, выяснение отношений ранней и поздней селекции.


Рецензии
Отправляясь в дорогу, включай предвидение!
И если не получается афоризм, возгордись туром))
Успехов, Андрей!
Мудреным Ваш пост получился.

Аля Алова   06.06.2019 14:12     Заявить о нарушении
Спасибо Аля! Намерен этот термин «Энграмма» поместить в контекст теории над которой сейчас работаю.

Валов Андрей   06.06.2019 20:33   Заявить о нарушении