Седьмая тайною сверкая - Заметки на полях Поэмы
Тень моя на стенах твоих
Отраженье мое в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах
И на гулких дугах мостов
*
http://stihi-rus.ru/1/Ahmatova/131.htm
"Поэма без героя"
"Отражения" - это продолжения нас в зеркальном мире, если не верите - проверьте. Закройте глаза и попробуйте на ощупь определять мир, уже не отраженный зрительным нервом. Вы, конечно, не станете этого делать, ведь вы поэт, наделены воображением, способным не только отражать атаки внешнего мира, но и воображать свои победы над ним.
"Звук шагов в Эрмитажных залах" - это постукивание пальцев дирижёра по пюпитру, когда ещё сам не знаешь, с чего начнёшь сегодняшнее прочтение. Если как по учебнику, то просто уточняешь фразировку, мысленно предлагаешь персонажам ту или иную трактовку реплики, выразительность которой заранее определена вне зависимости от поведения актера на сцене, так как сценические занятия еще не начались. Если по жизни, то просто ждёшь появления героя, который где-то уже чеканит свои шаги "на гулких дугах мостов".
Бесполезно ли ждать героя, которого в затемнённой поэме намеренно нет? Можно ли разобрать по атомам намёки Ахматовой и нанизать их на известную, прочно закрепленную по обе стороны, кармическую нить? Примерно, как делают картинку из бисера. Но как угадать, определить, что именно здесь нить из известного стеклянного шарика выходит, и здесь же входит в неизвестное? Это в нашем случае не просто, даже если владеешь техникой Игры в Бисер, где всё технологично описано, а именно действуешь: «последовательным соединением, группировкой и противопоставлением концентрированных идей из многих умственных и эстетических сфер».
Нет, на самом деле всё не так просто, и Гессе своей псевдо-технологичностью тоже слегка затемняет смысл Игры, которую он привёз из Индии, перенял у влюбленных в Будду. Да, так составляются из цветных песчинок мандалы молодыми монахами в красных и оранжевых одеждах, я сам это видел не раз в дацане, но там это есть акт приобщения к Божеству. Есть даже специальная асана - "поза Героя", которую необходимо... - но мы не уходим слишком далеко из Эрмитажа?
После прогулки по параллельным и пересекающимся мирам, окна в которые размещены по стенам Эрмитажа, мы всегда пьём кофе в бумажных стаканчиках, его подают в скверике у фонтана. Дети тоже солидно пьют кофе, но на самом деле их больше интересует мороженое, делают подобие кофе гляссе, в котором для самого кофе почти не остаётся места. Спрашивают, нет ли портрета Ахматовой в Эрмитаже? По-моему всё-таки нет, но я не уверен, настолько точно ведь не знаю обо всём, что есть в залах. И экспозиция постоянно обновляется. Дети говорят с весьма просвещённым видом: "Вот бы нам на Ямал такую экспозицию!" Магическое слово Ямал притягивает к нам неожиданного собеседника.
- Не хотите взглянуть на редкости из моей частной коллекции? - спрашивает бородатый мужичок, одетый действительно под мужичка позапрошлого века. Протягивает свою визитку. Художник Б. Васильевский остров. Отчего же не хотеть? Но в молодёжном лагере и так напряженные отношения, если вся команда опоздает на ужин, то... Принимаю рискованное, но необходимое решение. Назначаю старшего и отправляю всех на электричку до Комарово. Сам еду на Васильевский. Мастерская действительно великолепна. Очень сильные работы. Это не самого художника, а его отца. Всё продаётся. Есть даже посмертная маска Пушкина, копия с первого слепка. Цена, естественно, не по карману руководителю детского издательского проекта... Увы и ах. На глаза мне попадается свежий журнал "Наше Наследие", спрашиваю, нельзя ли купить? "На бутылочку красненького если, разве что, вещь преценнейшая, но состояние души прескверное, понимаете ли..." Понимаю. Начинаю читать журнал в электричке, и чуть не проезжаю станцию "Комарово":
"Петербургские сны Анны Ахматовой" - Печатая «реконструкцию замысла» А.А.Ахматовой, осуществленную доктором филологических наук С.А.Коваленко, редакция отчетливо сознает, что предлагаемая работа не может рассматриваться иначе, как текстологический опыт публикатора. Контаминация различных слоев текста..."
Нет, это всё технология Игры в Бисер, но сама авторская поэзопроза, прямая речь, освещающая или намеренно затемненные, или даже вымаранные публикаторами места, это да!
"Сегодня ночью я увидела или услышала во сне мою поэму как трагический балет (это уже второй раз, первый раз так было в 1946 г.). Сон этот подсказан стихами «Решки»:
А во сне все казалось, что это
Я пишу для (xxx) либретто
И отбоя от музыки нет...
Будем надеяться, что это ее последнее возвращение, когда она вновь явится, меня уже не будет... Но мне все же хочется отметить это событие, хотя в одном списке, что я и делаю сейчас. Я помню все: и декорацию, и костюмы, и большие Лондонские (как в Пушкинском Доме) часы (справа) с серебряным звоном, ...
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6608.php , "Наше Наследие" № 66 2003.
Да. Это именно и есть тот самый серебряный звон часов Серебряного века. Да, это можно разбирать по атому, ибо в каждом атоме Атман играет на фортепиано в четыре руки с Анной Ахматовой. Да, это и есть та таинственная нотная тетрадка, в которой чуть больше семи нот.
"Приснится же.
Автор музыки, которая никогда не была написана, и тем не менее «все время» звучала так, что мне о ней говорили самые разные слушатели и читатели, еще не зная об ее существовании.
7 июня 1958, Красная Конница. Ночь."
Ночь налегла на Комарово тоже как-то очень быстро, тучи таким темным одеялом покрыли всю засыпающую территорию с редко уже светящимися окнами, я шел, как по какому-то наитию, как тоже возвращался с так и не поставленного, но неоднократно отзвучавшего в ноосфере трагического балета...
*
"А за мной тайной сверкая
И назвавшая себя - Седьмая
На неслыханный мчалась пир
Притворившись нотной тетрадкой
Знаменитая Ленинградка
Возвращалась в родной эфир.
*
http://stihi-rus.ru/1/Ahmatova/131.htm
"Поэма без героя"
*
8
http://stihi.ru/2019/06/06/2272
Свидетельство о публикации №119060407308
Владимир Лагунов 10.01.2024 22:35 Заявить о нарушении
но она начала педалировать трагедию ещё от Модильяни - такое впечатление у меня - очень искусно всё до полной искусственности
может быть это и есть истинно искусство - жертвуя всем, и женским тоже
Михаил Просперо 10.01.2024 23:48 Заявить о нарушении
Владимир Лагунов 11.01.2024 09:24 Заявить о нарушении
Анна ушла от мужа к танцовщице оного театра "козлоногой" (по поэме без героя) с ними ещё музыкант Альтман проживал как сводник, потом драгун прибился и "целовал врата Дамаска" дамам, после чего застрелился - в полку достали подколками - тем более драгуна девочки отбили у Кузмина
о, там такая карнавальная трагедь, я Вам доложу - обеспечение популярности на 100 лет вперёд!
Михаил Просперо 11.01.2024 16:05 Заявить о нарушении
Владимир Лагунов 11.01.2024 17:40 Заявить о нарушении
я попытался сделать пьесу "Ах, Анна А!" но вместо новых загадок почему-то получилась документальная история - совсем неожиданно по ходу пьесы выяснилось, что художник, в мастерской которого на Васильевском я получил (от сына, предполагаю, документы не проверял человека) исходник и который по замыслу должен был стать автором завуалированного образа, оказалось что этот художник - реалист - автор знамён Победы, Журова рисовал и саму Анну Андреевну - и его рисунок она назвала "разоблачением" с гневом отторгая
Короче - что журналист ни ищет, выходит журналистское расследование...
Михаил Просперо 11.01.2024 21:15 Заявить о нарушении
уже сам этот факт как-то перечеркнул все мои замыслы своим жестким реализмом
Михаил Просперо 11.01.2024 21:19 Заявить о нарушении
Владимир Лагунов 11.01.2024 22:36 Заявить о нарушении
как Лев Николаевич сказал "первый раз я сидел за папу, второй - за маму"
но идея с парашютом очень неплоха - у меня был момент с Анной А. в грозу в высотке, сейчас поищу
И он мне, отлетевшей тени,
Даст охапку мокрой сирени,
В час, когда эта минет гроза.
*http://stihi.ru/2019/06/03/8092
И правда, гроза началась уже, ветер плетёт туч коконы,
Мы на 22-м этаже, это же чуть ниже наших окон!
Голые стены голых клыков. Город выстроил голод?
Чувствуешь себя у дракона под языком таблеточкой валидола.
Гость посреди горячей грозы, Господа ли обрящу?
Помню - ох, не признавался б Твой Сын, что настоящий.
Помню - он был и во смерти красив, мальчик твой, крест.
Помню - я руку себе укусил, чтоб не кричать здесь.
Час накануне разрыва завесы так одинок.
Господи! - если всё это пьеса - автор жесток.
*
да, и вот тут может быть пара-шут - паранормальный шут - ?
Михаил Просперо 11.01.2024 23:54 Заявить о нарушении