Будущее образования как я его вижу. Часть 1

Любой обученный в университетах педагог знает – для наилучшего обучения ребенка должны быть задействованы все органы чувств, максимальное их количество. И если в детском саду этот принцип учитывают, то в школе детей сажают за парту и охват органов восприятия резко сокращается до двух. А компьютеры, между прочим, объявляются злом, с которым нужно бороться. При этом сами борющиеся нередко зависают по вечерам во взрослых стрелялках. А что в них такого, если даже взрослым интересно. А все то же – интерактивность и охват двух органов чувств в расширенном варианте. А теперь давайте представим, что стрелялки заменены на обучающие программы, полезные. Адаптированные для определенного возраста ребенка, под определенный предмет. И упакованы в виртуальную реальность. Герои любимых мультфильмов учат детей считать и говорить на иностранном языке, жонглируют скобками и числами в воздухе виртуальной реальности. Разглагольствования на тему влияния ВР на формирование личности оставим, речь про эффективность. Количество информации в мире увеличилось многократно по сравнению с тем временем, когда придумали классно-урочную систему. Она была актуальна на момент ее создания.

Когда моему сыну было пять, я подумала, что надо бы научить его читать. Пробовали на кубиках. Но получалось, что я как попугай должна повторять слоги. Потому что буквы он выучил довольно быстро, а вот слоги получались в виде буква + буква, а ведь они звучат каждый по-своему. Ну не люблю я быть попугаем, хоть режьте. В общем, нашла я в детском мире плакат на стену звуковой – со слогами. Там все сочетания, плюс игры – сложи такое слово, сложи сякое слово. Висел он где-то год. Причем примерно через полгода все слоги были выучены, а слова в играх заучены наизусть. Тогда я стала задавать ему слова сама. И он собирал на плакате эти слова. Параллельно начал читать по слогам все что видел: вывески, надписи на пачках, объявления. В шесть лет плакат сняли за ненадобностью. Сын читал предложениями, если там не было непонятных слов, то довольно бегло. Останавливался только спросить, что за непонятное слово. Мы пришли на комиссию на ПМПК для логопеда. Я говорю, ребенок умеет читать. На что мне отвечают – мы это не проверяем, вы слишком рано читать научились, в его возрасте это не надо.
Так вот, я слышала как некоторые дети читают уже будучи во втором-третьем классе. Ну жесть же, неужели нельзя к третьему классу заинтересовать ребенка и научить нормально читать? Или это те родители, которые ждут, что его научат в школе? Может быть, научат, а может и нет - как повезет. Современная школа переживает кризис и лучше не рассчитывать, что все будет гладко. Иначе зачем бы каждый первый занимался с репетиторами.
Я привела пример всего лишь простого плаката на стенке. Вопрос о безопасности компьютерных технологий для зрения – я думаю решаемый в перспективе. Это вопрос технологий. Как и обучение через ВР в режиме квестов – вопрос времени и наработки прикладного ПО, а также вопрос смены поколений.


Рецензии