Карловацкий раскол

                21 ноября 1921 года в Сремских Карловцах открылось Общецерковное заграничное собрание архиереев, клириков и мирян, в ходе заседаний переименованное во Всезарубежный Собор. Послание Собора «Чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим» содержало призыв к возвращению на российский престол законного православного Царя из Дома Романовых. Направленное от лица Собора послание к международной Генуэзской конференции, назначенной на апрель 1922 года для обсуждения вопросов о государственных долгах России, призывало все народы мира поддержать оружием и направлением добровольцев в военный поход против советского государства.
               
                Эти воззвания были использованы советской властью для обострения гонений на Церковь в России и коренным образом изменили отношения зарубежного центра с Московской Патриархией. Принятые в Карловцах документы противоречили принципу невмешательства Церкви в политические дела, ясно выраженному в Патриаршем послании от 8 октября 1919 года. «Мы с решительностью заявляем, — писал святитель Тихон, — что <…> установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение».

                Власти в Москве требовали от святителя Тихона лишить сана зарубежных архиереев, однако Патриарх не желал подобных мер. 5 мая 1922 года последовал указ № 348 (349) Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Согласно указу, послания Карловацкого Собора признавались не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви и, по причине их чисто политического характера, не имеющими канонического значения.

                «Относительность»  исторического значения русской монархии, которую в феврале 1917 года преспокойно предала Русская Православная Церковь (да и не одна только Церковь, но и армия, и весь народ русский), тяжко аукается России на протяжении последних ста лет. Но как в далёкие двадцатые, так и сегодня, далеко не всем, увы, очевидно в России, что предательство помазанника Божия (Императора Николая Александровича) искупается отнюдь не военными и политическими мерами, а покаянием, которого как не было, так и нет, ни в Церкви, ни в народе русском. А без покаяния, как свидетельствовали святые отцы Церкви, никаких позитивных изменений в жизни России ждать не приходится.


Рецензии