Изида

Изида (Исида) (егип. is.t, др.-греч. ;;;;, лат. Isis) – одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора. Первоначальные черты Изиды в период Нового царства переносятся на Хатхор. В Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога Геба и богини Нут.

Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Культ Изиды пользовался широкой популярностью в Егпите и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире ее называли «та, у которой тысячи имен».

«Вот я пред тобою… мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь… Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Там Фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики – Минервой кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, – Пафийской Венерой, критские стрелки – Дианой Диктиннской, трехязычные сицилийцы – Стигийской Прозерпиной, элевсинцы – Церерой, древней богиней, одни – Юноной, другие – Беллоной, те – Гекатой, эти – Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне – почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем, – царственной Изидой». (Апулей Золотой осел)
В мифах «Об Исиде и Осирисе», богиня предстает как верная супруга Осириса, воскресившая мужа, убитого родным братом Сетом. Превратившись в самку коршуна – птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса. Вместе Нефтидой, а также богиней Хекет, Изида выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожденных царей.

Символом Исиды был царский трон (егип. is), знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя».

Небесные проявления Исиды – это, прежде всего, звезда Сопдет (Сириус), «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил. На стеле Изиды написано: "...Я – мать Хора царя. Я – восходящая (звезда) в созвездии Пса..." Эта звезда – Сириус. Новогодний восход Сириуса в лучах Солнца вылился в традицию изображать Изиду в скульптуре и живописи, держащую на руках младенца солнечного Гора. Позже эта традиция была заимствована христианами в изображении Богородицы.

Другое проявление Изиды – грозная гиппопотам Исида Хесамут (hsmwt, мать грозная), с помощью своих спутников – крокодилов, хранящая в небесах ногу расчлененного Сета (Месхетиу – «Бычья нога», созвездие «Большая Медведица»). Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды – богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня – запад, ее ритуальные предметы – систр и священный сосуд для молока – ситула.

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до VI века н.э., в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован. Святилище Исиды и Осириса на Филе оставалось вне зоны действия эдикта императора Феодосия I о запрете языческих культов 391 года в силу соглашения, достигнутого ещё Диоклетианом с правителями Нобатии, посещавшими храм в Филе как оракул.

Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как Изида. В IV в. до н.э. храм Изиды был построен в Пирее, во II в. до н.э. на острове Делос. Известны также святилища Изиды в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Италии культ Изиды распространяется начиная со II в. до н.э.; воздвигаются храмы Изиды в Риме, Помпеях, Беневенте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе Изиды в Галлии, Испании, Британии. Если сначала ее культ связан с культом Осириса, то в греко-римскую эпоху он приобретает самостоятельное значение, и Изида выдвигается на первый план, принимая на себя многие функции Осириса. Об Изиде писали многие античные авторы (с благоговением Плутарх и Апулей, с иронией Лукиан из Самосаты и Ювенал). Культ Изиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором. Статуэтки Исиды сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кельне).


*******

Изида, Исида - воплощение Е.И. Рерих (см. Дн-10.11.34) и мифический образ. "...И.-Латона, Богиня Земли и Воды" (ТД1-421). "...И. была Луною, руслом реки Нила, или же Матерью-Землею, для рождающих энергий которой вода являлась необходимостью, тоже лунным годом в 354-364 дней, устанавливающим периоды беременности..." (ТД1-481). "...одновременно и мистическая и физическая Природа..." (ТД1-536). "...египтяне признавали, что наука стала процветать в их стране только со времени И-ы-Озириса, которых они продолжали почитать, как Богов, "хотя они появились как цари в человеческой форме"... "Говорят, что этот царь [И.-Озирис] построил города в Египте, остановил наводнение Нила; изобрел агрикультуру, употребление винограда, музыки, астрономии и геометрии"" (ТД2-459). "...И. говорит: "...Я была первая, открывшая смертным тайну пшеницы и ржи"... "И.-Озирис" царствовали в Египте... более, нежели 75000 лет тому назад!" (ТД2-469). "...образ И-ы слился в позднейших легендах с образом Великой Матери Мира" (П-3.9.35).

Почиталась под этим именем в Египте и в греко-римском мире, однако имеет много аналогов и под другими. Обучила людей выращивать и готовить хлеб, использовать лекарственные растения и другие медицинские средства. Символ Природы. Сокрытие И-ы под покрывалом символизировало тайны Природы; познание этих тайн описывалось как постепенное снятие одежды. Мать всех созданий, при этом остающаяся Непорочной. Богиня любви, плодородия, семейного очага, ветра, неба. На небе ей соответствуют Сириус и Луна. Сестра и преданная супруга Озириса, противница-победительница Сета. Владела различными тайными знаниями. Таковы легенды.

Стали известны и реальные факты. ""И. и нареченная сестра ее Нефтид - посвященные Сестры Братства в Абидосе. Также был Брат, нареченный Озирисом. Сестра И. - уроженка долины Нила. Брат Озирис пришел с Востока... И. обладала тайным знанием. Когда же пришел юноша, нареченный позднее Озирисом, Указ исполняя, Сестра И. отдала часть Тайного Знания новоприбывшему. Озирис послан был передать часть Знания народу, но не мог преуспеть и принужден был вернуться в Братство. Не удалось ему рассеять людской мрак, называемый Сетхом... После трех лет Братство послало Гора подготовить приход И-ы. Ему удалось пронзить Сетха... И... явилась в мир и положила начало знанию Египта... И. - Владычица среди Владык"" (П/П-24.8.36; ср. Дн-3.12.24).


Рецензии