Ком Омбо

На фото: Богини Исида и Сопдет с Осирисом в царстве мертвых. Храм Ком Омбо, Египет

"...Не сложно отметить, что многие древние культуры придавали особое значение Сириусу. Самая яркая звезда неба Сотис-Сириус ассоциировалась со многими богами и богинями и была тесно связана с каждой из религий древности.

Это была «Изида на небесах», и она находилась в созвездии Пса, как провозглашается на ее изваяниях. Сириус есть также Анубис и непосредственно связан с кольцом «Не преступи»; кроме того, он идентичен
с Гором, Нефтидой и даже Хатор, называемой иногда богиней Сотис.

Самая яркая звезда, видимая с Земли, — знаменитый Сириус из созвездия Большого Пса. Его звездная величина составляет -1,58 и это далеко не самый большой показатель. Но Сириус, являющийся системой из двух звезд, расположен к нам очень близко: расстояние до него — 8,6 светового года. Именно из-за своей близости к Земле Сириус и стал самым ярким объектом на ночном небе.

Сириус – латинская транскрипция греческого слова, которое обозначает «яркий», «блестящий». Это позднее наименование. Сотис (;;;;;) – другое греческое название Сириуса. Оно произносится как «Софис» и означает мудрость.


Являясь защитницей умерших, Сопдет выступала в качестве проявления другой богини - Нефтиды, сестры Исиды. Нефтида – богиня тайны, и если Исида (Сотис, мудрость) – это дневное сознание, то Нефтида – ночное, то есть, подсознание. В качестве ипостаси Нефтиды нередко выступала и богиня Сешат. Она была таинственно связана с Тотом-Гермесом, богом мудрости.

В сложной, с многорядными цепями олицетворений системе египетской мифологии дочь – сестра - жена бога мудрости Тота, Сешат являлась богиней письма и учения.
Сешат почиталась также как глава «дома жизни», то есть собрания рукописей, архива. Одна из ее функций - записывать на листьях дерева «шед» годы жизни и правления фараона. Кроме того, она заведовала искусством счета (военных трофеев, пленных, даров, дани), а также составлением строительных планов, и покровительствовала строительным работам.




Богиня мудрости Сешат, олицетворяющая Сириус, и ее символ. Лувр, Париж

Священным животным Сешат считалась пантера, поэтому богиня представлялась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки. Ее имя переводится как «Семиконечная», поэтому над головой Сешат изображалась семиконечная звезда – Сириус. В руках богиня, как правило, держит палочку для письма. Характерным для нее является своеобразный посох – зубчатая изогнутая пальмовая ветвь. Зубчики на посохе – это метки, отражающие длительность времени.

*В шумеро-аккадской астрономии звезду Сириус называли Стрела и связывали с богом Нинуртой. В надписи на монументе Тиглатпаласара I (XI век до н. э.) сказано: «в дни холода, мороза, льда, в дни появления звезды Стрела, которая [тогда] огненно-красная, как медь», здесь описывается акронический восход Сириуса, который в средне- и новоассирийский периоды приходился на середину зимы.

Бог Нинурта, тождественный с Нингирсу, был сыном верховного бога Шумера Энлиля и братом Нисабы, шумерской богини мудрости. Как мифический спаситель Таблиц Судьбы от злой птицы Aнзу, у Нинурты – бога победы, покровителя плодородия полей, скота и рыболовства, была связь с научной жизнью.




Иштар, царица неба и земли, возвышается с крыльями, копьями и булавами на плечах. Дерево жизни произрастает слева. Между гор, покрытых лесными деревьями, восходит солнечный бог Уту – Шамаш. Птица Анзуд вьется над Энки, пытаясь украсть Таблицы Судеб.

В глубокой древности наряду с богом – творцом, вседержителем, устроителем Вселенной – выступает специфическое женское божество – помощница мудрого бога или выразительница и послушная исполнительница его воли и замысла, хранительница его созданий, в конце концов, богиня – посредница между мудростью божественной и человеческой. Такова и была шумерско – аккадская богиня плодородия Нисаба, также являющаяся богиней писцового искусства, чисел, астрономии. Она прославляется как «мудрость Энки», «та, что открывает людям уши» и транслирует им божественную мудрость: дает им разум, понимание, учит клинописи.

Нисаба (Нидаба) изображалась обычно с писцовым грифелем и табличками для счета. Таким же был и символ Набу. Часто его изображают стоящим на священном пьедестале, установленном на рыбокозле или драконе Муш-хуше (символ Мардука).


Цилиндровая пломба с изображением богинь Нинишкун и Иштар. Иштар поставила свою правую ногу на рыкающего льва, которого она удерживает с помощью поводка.

Богиня Инанна - «владычица небес» и Нисаба были сестрами, и здесь прослеживается параллель между Инанной-Думузи и Исидой-Озирисом. Мифы о египетских богинях-сестрах Изиде и Нефтиде перекликаются с мифами о Инанне-Нисабе.
Есть интересный отрывок из шумерского мифа, где хитрая и капризная Инанна жалуется своему отцу, что он дал ей меньше божественных регалий, чем Нисабе:

Сестра моя, святая Нисаба,
Взяла себе мерную жердь,
Укрепила ляпис-лазурную ленту у себя на предплечье,
Оглашает великие Ме (священные правила),
Отмечает межи, устанавливает границы, – стала писарем в этих землях,
Ты в руки ей отдал пищу богов.

Есть легенда аккадского периода Месопотамии, где Нисаба упоминается как мать богини, которая была женой верховного бога - Мардука и матерью Набу, бога письменности. Это может означать, что в более поздние времена сохраняются различные местные культы этой богини, в которых она, возможно, выступает в своей первоначальной ипостаси праматеринского начала.




Сириус и Орион

Египтяне Сириус называли звездой Богини Исиды, Небесной Царицей, Лучезарной Звездой Нила, Царицей звезд. Они поклонялись Сириусу и часто изображали его как Исиду, стоящую в небесной лодке, с пятиконечной звездой над головой, обращенную к стоящему рядом Осирису, символизирующему собой соседнее с Сириусом созвездие Ориона.

Сыном их был Гор – бог Солнца. Самыми распространенными изображениями Исиды – Матери и ее Сына Гора были композиции в скульптуре, рельефах и рисунках, на которых они были вместе: Исида держит его на коленях или кормит его своей грудью. Древнеегипетский канон, установленный для изображения образа Исиды (Сириуса) вместе Сыном (Солнцем), был хорошо известен другим народам, которые так или иначе сталкивались с культурой древней цивилизации на Ниле. Впоследствии он был использован в христианской религии при создании икон Богоматери – Непорочной Девы Марии и ее Сына Иисуса.

***На стеле Изиды написано: "Я, Изида – все, что было, все, что есть, все, что будет; ни один смертный человек взором не проник под покров моей тайны". "...Я старшая дочь Хроноса. Я жена и сестра царя Осириса. Я – мать Гора царя. Я – восходящая (звезда) в созвездии Пса..."


Исиду награждали многочисленными эпитетами, о ней говорили, что она – Богиня с тысячью имен.

Жители долины реки Нила поклонялись Сириусу еще в Раннем царстве как богине Сопдет, небесному воплощению Исиды.

Произношение древнего египтянина является неопределенным, так как гласные не записывались до очень позднего периода. В современной транскрипции имя богини обычно обозначается как Sopdet (египетское имя звезды Сириус : Spdt - «Треугольник» или «Острый»).

В одном из папирусов четвертой династии, известной как «Плач Исиды и Нефтиды» по Осирису, Исида называла себя Сопдет, говоря, что она будет следовать за своим мужем на небесах.

Сопдет вместе с Осирисом играла важную роль в древнеегипетской космогонии и присутствовала вместе с ним при сотворении мира. Как защитница умершего фараона, богиня сопровождала его в царстве мертвых и помогала взойти на небо, где он подчинил своей власти бога Солнца. Первый день Вселенной, согласно представлениям египтян, начался с восхода Сириуса одновременно с восходом Солнца. Этот день отмечался еще во II до н. э. как рождение богини Сопдет, покинувшей подземное царство мертвых, в котором богиня, олицетворявшая Сириус, скрывалась 70 дней. Поэтому в праздник Нового года египтяне торжественно праздновали «пришествие Сопдет». В это время происходил разлив Нила.

Эти встречи первых восходов Сириуса вместе с Солнцем отличались особыми церемониями, а движение Сириуса в ночном небе находилось в прямой связи с древнеегипетским лунным календарем. Календарным годом в Древнем Египте считался период между двумя гелиакическими восходами Сириуса. Этот период абсолютно точно совпадает с продолжительностью года по юлианскому календарю и составляет 365,25 суток.

Не сложно отметить, что многие древние культуры придавали особое значение Сириусу. Самая яркая звезда неба Сотис-Сириус ассоциировалась со многими богами и богинями и была тесно связана с каждой из религий древности.

Это была «Изида на небесах», и она находилась в созвездии Пса, как провозглашается на ее изваяниях. Сириус есть также Анубис и непосредственно связан с кольцом «Не преступи»; кроме того, он идентичен
с Гором, Нефтидой и даже Хатор, называемой иногда богиней Сотис.

В Авесте, древнем памятнике арийских народов, прославляется звезда Тиштрия, отождествляемая с Сириусом – яркой звездой в созвездии Большого Пса (нос). В откровении сказано, что звезда Тиштрия создана Ахурой быть «главой и надзирателем для всех прочих звезд, как людям Заратуштра».
Имя Заратуштра содержит иранские корни, и первую часть имени переводят как «золотистый», а второй корень – «туштра» – как производное от Тиштрии. Следовательно, имя пророка переводится как Золотой Сириус.


В Древнем Шумере Сириус входил в созвездие Орион, который в Шумере называли Великим Пастырем.

В середине потолка гробницы Сенмута, датируемой 1500 г. до н.э., изображены три звезды Пояса Ориона, а непосредственно под ним — стоящий в ладье Осирис, которого сопровождает Исида. В «Текстах пирамид» от имени души умершего говорится:

Смотрите, верный и любящий Осирис Появился, как звезды Ориона Прекраснейшего.
Я пришел, чтобы прославить Ориона.
Моя душа — золотая звезда, и с ним Я буду вечно пересекать небо...


Рецензии