Паром

Мы на пароме плыли через Сож,
Он на ковчег библейский был похож.
На нём всё было: бабы, мужики,
Детишки, куры, гуси и быки,
Телеги, кони, и ко мне спиной
Сидел седой и бородатый Ной, –
А может, просто так себе – старик!..
И надо мной, наморщив древний лик,
Склонялась строго бабушка моя;
Нечистый с чистым – агнец и свинья,
И ветхий попик с пьяным мужиком
Соседствовали: был велик паром!..
А мать с отцом сидели на возу…
Отец сказал, что надо ждать грозу…
И резко вдруг – как меж добром и злом –
Остановился на реке паром!..
Всё изменилось сразу: облака
Плывут над нами, движется река,
И рыбы в ней – от старых до мальков
Спешат куда-то – в глубину веков.
И только мы с паромом – никуда:
Бежит вода, и движутся года,
Но бабушка по-прежнему жива,
У мамы не седая голова,
Я – карапуз, и всё ко мне спиной
Сидит седой и бородатый Ной,
А, может быть, не Ной, а Пифагор.
Так было бы, наверно, до сих пор,
И все мы вместе – дети, старики –
Стояли б посреди большой реки
В дремоте, словно новый Китеж-град…
…Да починили вовремя канат.


10 августа 1973 г.
Ростов-на-Дону
-------
Из старых тетрадей.
Ранее не публиковалось.


Рецензии
Прекрасно, Константин Фёдорович! Так и чувствуешь себя сидящей среди всех этих людей на пароме, посередине реки... Сильное переплетение пространства-времени в Вашем стихотворении. Кажется, что написано оно зрелым человеком, а не юношей, "начинающим житьё"! Очень мудрое, библейское стихотворение, в общемировом и русском культурном контексте... Показалось, что то измерение, в котором застыл в дремоте Китеж-град, никуда не исчезло, и чистому душой Поэту дано его испытать и почувствовать.

Ольга Галицкая   29.05.2019 12:49     Заявить о нарушении
Дорогая Ольга, самое дорогое для меня в Вашей рецензии то, что Вы увидели в стихотворении разные потоки времени и даже временную его остановку. Это стихотворениея публикую на Стихи. Ру как прежде не опубликованное, хотя напечатано оно было в изуродованном виде в моей первой книжке "Сердцевина", вышедшей в 1987 году в издательстве "Советский писатель". Дело в том, что одна бездарная поэтесса, оказавшись по блату в кресле одного из редакторов отдела поэзии этого издательства, увидела в стихотворении только интересную деревенскую картинку из довоенных времен и не заметила никакой философии , которую Вы сразу нашли. То есть она не увидела главного, ради чего было написано стихотворение. И поэтому она государственной рукой отрезала всё, что происходило после привидившейся автору остановки времени, то есть последние шесть строк, начиная с " А может быть, не Ной, а Пифагор... "
В результате у меня пропал интерес к этому моему стихотворению, хотя и опубликованному в в лучшем издательстве СССР.
Она порезала и другие мои стихотворения, а также заставила меня, исходя из личного вкуса или перестраховки перед цензурой, переделать некоторые строки. Например, нельзя было упоминать слова "душа" и "дух", так как считалось, что их не существует.
Она обьяснила мне, что если какой-нибудь инструктор со Старой площади прочитает мои стихи и обнаружит там слово "духи", то он поднимет скандал за проникновение религиозной лексики в нашу атеистическую советскую поэзию. И вот теперь в моей больничной палате мы с женой, извлекая из моих архивных тетрадей мои старые стихи, перечитали " Паром" и обнаружили, что это стихотворение на самом деле имеет глубокое философское содержание, которое без последних шести строк выглядит бессодержательно. И опубликовали полный текст на Стихи. Ру.
Поэтому Ваша оценка его, которая совпала с нашей оценкой, укрепила нас в нашей правоте, за что я Вам очень благодарен.

С нежностью,
Ваш Константин

Константин Фёдорович Ковалёв   29.05.2019 16:05   Заявить о нарушении