Потаённая любовь А. С. Пушкина Пленительная

    Увы! Все безусловные достоинства  этой женщины не принесли ей самой заслуженного счастья.
   Выданная замуж по настоятельной рекомендации  Екатерины II  за её любимого шестнадцатилетнего внука  Великого князя Александра  четырнадцатилетняя Баденская принцесса Луиза,  при принятии православия становится Елизаветой Алексеевной.
   Юная супружеская пара, мечтавшая о большой, необыкновенно - романтичной любви, нежности, вполне наслаждалась ею в первые совместные годы жизни.
Но...,  многое меняется после  коронации Александра.
Первые красавицы из знатных дам ищут его  расположения, внимания, благосклонности. И не безуспешно. Графиня Бобринская и ещё.., и ещё.., и наконец, - княгиня Нарышкина на долгие годы, отдаляют его  от Совершенства Разума и Красоты - его жены, императрицы Елизаветы.
    " Елизавета и впрямь была задвинута в самую глубокую тень при русском Дворе. Не с ней открывал новый царь балы, хотя и был сочинен полонез «Александр, Елизавета! Восхищаете вы нас» (этот полонез в «Войне и мире» открывает первый бал Наташи Ростовой). Однако даже для декоративно-представительских целей царь предпочитал то сестру Екатерину, то жену историка Карамзина, то княгиню Зинаиду Волконскую, то супругу брата Николая юную Александру Федоровну.
"И разумеется Марья Антоновна Нарышкина, о которой знаток женщин М.И. Кутузов как-то заметил, что женщинам все простить можно за то только, что среди них есть такая обворожительная, как Марь-Антонна."
 
      Вдоствующая императрица, мать императора Александра I  узурпирует власть у невестки.
Казалось, что забытая императрица  Елизавета по сути "царствует, но не управляет",  но в воспоминаниях современников она определяется, как единственный здравомыслящий член царской семьи, - " единственный мужчина в семье", терпеливая и кроткая, но с сильной, увы,  всегда подавляемой волей.
"Сокрытые до поры силы и возможности Елизаветы усматривали в ней и люди научного склада. Незадолго до нашествия Наполеона известный ученый Паррот, хорошо знавший семью императора, прислал Александру I секретную записку: он предлагал, в случае отъезда императора в армию, провозгласить Елизавету Алексеевну регентшей. «У нее высокий дух, верное видение вещей», – писал ученый.
    Тем не менее, именно она "В трудном 1812 году она как истинная патриотка организовала первое в России женское патриотическое общество. Она предсказала гибель Наполеона в снегах России. «Я русская и с русскими погибну», - написала она в 1812 году на хрустальной вазе, которая хранилась тогда в Русском музее."
 
    Александр I не последовал совету Паррота.  Да и его мать  императрица Мария Федоровна,   никогда не забывала и о способе восшествия на престол Екатерины Великой, всячески стремилась отдалить Елизавету от кормила власти.
Знала она  ,,и о безусловной поддержке Елизаветы, значительной частью дворянства и армейских офицеров, жаждущих видеть Елизавету правительницей  России.
               
           Я не рожден царей забавить
           Стыдливой музою моей.
           Но, признаюсь, под Геликоном,
           Где Кастилийский ток шумел,
           Я, вдохновленный Аполлоном,
           Елисавету втайне пел.
           Небесного земной свидетель,
           Воспламененною душой
           Я пел на троне добродетель
           С ее приветною красой.
           Любовь и тайная свобода
           Внушали сердцу гимн простой,
           И неподкупный голос мой
           Был эхо русского народа
                А.С.  Пушкин
   
      Явная отстранённость молодой императрицы в семье была
разительна.
        Пущин в своих записках  о торжественном открытии лицея писал, что 19 октября 1811 года, "когда все общество собралось, и министр пригласил государя", юного Пушкина поразило неожиданное - император появился в паре... с матерью Марией Федоровной, давно узурпировавшей на торжественных выходах место Елизаветы Алексеевны. Отделенная дистанцией от первой пары и от тех, кто шел за нею, в полном одиночестве неспешной но  удивительно лёгкой, бесподобной походкой нимфы приближалась к рядам лицеистов Елизавета Алексеевна."
     Грациозная и  царственно -величественная, с милой улыбкой, доброжелательным взором прекрасных глаз молодая императрица сразу и навсегда пленила их сердца, юных, тогда всего лишь 12 -летних .
"Отчуждение ее от императорской семьи для приближенных было очевидно. Но и лицеисты смогли почувствовать в ее манерах и поведении нечто неформальное, не диктуемое только этикетом, она «пленила непринужденною своею приветливостию ко всем» (И. Пущин).


Рецензии
У меня вызывает уважение Ваша преданность теме. Вы вся в девятнадцатом веке!
Но даже Пушкин писал колкие эпиграммы дамам. Тогда и мне , надеюсь, будет простительно:
Вы с юных лет красивы были дивно,
Художник с Вас писал портрет Мальвины!
И кровь вдруг оказалась голубая,
Вы золотого века вся такая!
У Вас там всё изящно, как в романах,
А дамочки поют на фортепьянах!
Крадут актрис гусары благородно,
Куда уж мне, ведь я простонародье...

Новых Вам исторических находок. Ф.С.

Филимонов Сергей Владимирович   16.12.2022 16:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей Владимирович!

Да, многие из моих произведений посвящены Золотому веку литературы, более всего А.С. Пушкину.
Интереснейшее время!
А представители его?
Один АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЧЕГО СТОИТ!
А знаем мы о нём до обидного мало. А ведь он был поистине Гением и не только литературы Российской, человек обладавший интуитивным предвидением знал все и предвидел все наперед.
Вовсе не зря государь определил его, как Умнейшего Человека России. По сути в каждом его произведении есть особый смысл, остающийся для нас неразгаданной загадкой.
А Л.Н.Толстой? Величина!"Его одного России достаточно, чтобы России не склонять голову перед человечеством"(цитата).
А ведь он с А.С. Пушкиным состоял в генетическом, четвероюродном родстве.

Что касается императрицы Елизаветы, то она действительно была с лицейских времён его музой, во многих его произведениях проскальзывают упоминания об этой незаурядной женщине.
Так, в хорошо известном нам всем романе, говоря об образе Татьяны, поэт упоминает малиновый берет: "Кто там в малиновом берете с послом испанским говорит..?".
Эта сцена списана Пушкиным с реально имевшей место беседы царицы Елизаветы, в период обучения его в лицее, она действительно была тогда в малиновом берете.В заключение скажу лишь одно: "Елизавета была женщиной незаурядной по уму, красоте, женственности и жертвенности своей.

С признательностью и добрейшими пожеланиями,

Светлана Саванкова   16.11.2022 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.