Эффект Моцарта, музыка и развитие интеллекта

Музыка, помимо своих первоначальных, прикладных функций, умело выполняет и художественные задачи: отражает переживания разной высоты, увлекает, наполняет нас вдохновением и дарит пленительное счастье. Но может ли ее обыкновенное прослушивание способствовать улучшению функций головного мозга? Давайте вместе разберемся в сути так называемого эффекта Моцарта, изучим влияние музыки на развитие интеллекта и выясним, какой музыкальный инструмент выбрать, если вы хотите научиться играть.

Появление эффекта

Данный термин внедрил французский оториноларинголог Альфред Томатис. Будучи врачом, он с особой страстью использовал музыку Моцарта в своей трудовой практике, пытаясь излечить у пациентов различные психобиологические расстройства.

Первый эксперимент ученых США

Чуть позже идею Альфреда Томатиса подхватила и стала развивать команда исследователей из США под руководством Фрэнсиса Раушера.

Они провели исследования, в результате которых были сделаны помпезные выводы о том, что музыка великого композитора стимулирует работу мозга и тем самым улучшает когнитивные функции, в частности пространственное мышление и память.

Для самого эксперимента было задействовано небольшое количество студентов университета, которые перед написанием теста на пространственно-временное мышление, были поделены на 3 равных группы.

Каждой были предложены особые условия по подготовке: первая группа сидела в полной тишине, вторая слушала инструкции по расслаблению в формате аудиокниги, а последняя, естественно, была погружена в волшебство сонат Моцарта.

После «настройки мозговых центров» учащиеся выполнили работу, направленную на анализ некоторых геометрических фигур из бумаги, на выискивание недостающих деталей и на общую оценку конфигураций предоставленных объектов.

При подведении итогов экспериментаторы обнаружили, что результаты последней группы студентов были лучше остальных в среднем на десять баллов.

Второй эксперимент

Немного погодя, чтобы закрепить объективность проведенных наблюдений, был поставлен еще один эксперимент, только в этот раз, вместо Моцарта и тишины, испытуемым были предложены произведения Филипа Гласса и британская музыка в стиле транс.

Увеличения IQ у студентов в этот раз не наблюдалось. Ученые были счастливы, ведь для такой комплексной задачи, как улучшение умственных способностей, было найдено очевидное и незамысловатое решение – прослушивание произведений Моцарта. Исследователям казалось, что музыка только этого композитора благотворно влияет на возбуждение нейронов в области мозга, отвечающей за решение пространственно-временных задач.

Опровержение
Временный характер эффекта

Первоначально авторы заявляли, что эффект длится около 10 минут, поэтому несправедливо говорить о постоянном улучшении показателей мышления. К сожалению, в более широком контексте эта важная часть информации, которая содержится в первоначальном исследовании, потерялась.

Избирательность

Более поздние эксперименты также выявили, что положительных результатов в стимуляции мышления можно добиться, обратившись не только к творчеству Моцарта, но и к любым другим классическим фортепианным произведениям. И даже больше – к любой мелодии, лишь бы она была приятна слушателю.

После этого ученые поменяли свое мнение и выдвинули новое предположение: Эффект Моцарта основан на краткосрочном увеличении активности центральной нервной системы и общего настроения человека, что благотворно влияет на выполнение поставленных задач.

Финальный вывод

На данный момент наука признает, что при пассивном контакте с музыкой в долгосрочной перспективе не наблюдается улучшения характеристик интеллекта, а временные вспышки при решении поставленных задач, обуславливаются простым подъемом настроения человека.

Зачем учиться играть на музыкальных инструментах?

Но все вышеописанное касается прослушивания музыки с целью стать умнее. А что происходит, если человек учится играть на музыкальном инструменте? При игре вовлечены практически все участки мозга одновременно, чего не наблюдается при обычном прослушивании. Задействуются зрительная, моторная, слуховая функции коры головного мозга.

Так что игра на музыкальных инструментах, как и любая другая структурированная и дисциплинированная практика, укрепляет силы интеллекта и позволяет применять их в смежных и принципиально других видах деятельности, например, связанных с творчеством.

Какой инструмент выбрать?

Принять решение о выборе музыкального инструмента, на самом деле, не так уж и сложно. Однако к этому лучше всего подходить рационально, ориентироваться можно на личные предпочтения, на свои физические возможности, на значимость мобильности инструмента, его доступность, а также климат, от которого напрямую зависит его будущая сохранность.

Давайте познакомимся с некоторыми нетипичными, но интересными представителями:

Укулеле – гавайская миниатюрная четырехструнная гитара. Находясь в надежных руках любящего музыку человека, ничуть не уступает в художественной составляющей классическому варианту.

Губная гармоника – наверное, этот инструмент знаком каждому из нас, гармошка широко используется в блюзе, джазе, фолке, кантри и других музыкальных направлениях. Она предельно мобильна, что не может не радовать, ведь практиковать свое умение можно даже в самых заурядных условиях, например, стоя в пробке.

Ханг – это ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер, появился он на свет в недалеком 2000 году и произвел настоящий фурор в музыкальной сфере из-за полноты, насыщенности и оригинальности звука. Ханг выпускается достаточно малым тиражом, из-за чего стоит для рядового покупателя дорого.

Лира – старинный струнный щипковый инструмент, станет отличным другом для фанатов истории Древнего Рима и Древней Греции.

Флейта Пана (сиринга) – деревянный этнический духовой инструмент, состоящий из пустотелых трубок различной длины. Прелесть этой флейты заключается в простоте освоения техники игры и в бесконечных возможностях по импровизации уже на самых начальных этапах.

Расскажите, игру на каких музыкальных инструментах вы постигаете? Какая музыка вас тонизирует, а какая наоборот вводит в состояние умиротворения


                ***

                пассивно слушать музыку
                а лучше заиграть
                на флейте, на гитаре
                умнее можно стать...


Рецензии