К вопросу об организации частных охотничьих хозяйс
Как человек давно и серьезно интересующийся охотой в России, зашел на один из форумов посвя-щенных данной тематике. Перелистывая страницы, остановился на одной, - « Как обстоят дела с охотой в Вологодской области ». Дискуссия там велась не шу-точная. Проблемы затрагивались серьезные. Это близкая мне и больная тема, поэтому и решил высказать набо-левшее.
Но, начну все по порядку: В начале 2006 года находился в Вологодской области. Работал над своей будущей книжкой. Жил у знакомого охотника, который любезно предоставил мне комнату. Там, в деревне по-знакомился с коллективом, состоявшим из местных и нескольких постоянно приезжавших в те края охотни-ков. Нас объединяла общая страсть к охотам, и мы быстро нашли общий язык. Они то, и предложили мне должность директора вновь организующегося охотхо-зяйства. У меня был опыт руководителя. В далёкие 90-е годы на заре становления современной экономики воз-главлял коммерческое предприятие.
Люди просто устали от неорганизованности охот-ничьих мероприятий и задумали организовать свое, частное, образцовое хозяйство, где бы искренне увле-ченные охотой единомышленники могли комфортно охотиться и отдыхать.
Подготовительные работы к ведению самостоя-тельного охотхозяйства уже велись. За счет собствен-ных средств проводились работы в угодьях, решалась ор-ганизация проживания охотников, их питания. Была под-готовлена техника и снаряжение. Планировалось содер-жание подсобного хозяйства. Для этих целей были за-куплены несколько коз, лошадь, а также мелкие живот-ные. Для проведения охот на усадьбе содержались 10 охотничьих собак. Все говорило о том, что организа-торы серьезно подходят к воплощению своей идеи в жизнь.
Что такое частное охотничье хозяйство? Это ко-гда люди имеющие средства, добровольно взваливают на себя все проблемы по содержанию угодий, биотех-ническим мероприятиям, содержанию егерьской службы и. т. д
На мой вопрос, почему бы им не охотится в угодьях Районного Общества Охотников и Рыболовов, ведь это менее накладно, мне рассказали следующее:
Нюксеница - районный центр с населением не-сколько тысяч человек – имеет статус села. До 90 –тых годов существовало там, в структуре Росохотрыболовсою-за Районное Общество Охотников и Рыболовов и имело статус самостоятельного юридического лица, насчитывав-шее около 300 охотников. В конце 90-тых, требования к проведению отчётности, перерегистрации, лицензирова-нию усложнились, и расходы на содержание Общества увеличились. В связи с этим РООиР было переименова-но в подотчётное Отделение Областного Общества.
Из года в год местным охотникам доставалось все меньше и меньше лицензий. В 2005 году, когда по всей России коммерческая охота стала нормой, для Общества в в списках которого числилось 150 зарегистрированных охотников, а площадь угодий более 100 тыс. га было вы-делено всего 4 лицензии на медведя и 2 на лося. К примеру: районный охотовед, управлявший по-хожей незакрепленной территорией, получал в своё распо-ряжение больше чем по 15 лицензий на медведей и лосей.
Куда уходили лицензии, которые полагались в со-ответствии с территорией и учётами численности зверей, охотникам не объясняли. Выдавались лицензии, или нет, не известно, но весь осенний охотничий сезон приезжие российские и иностранные охотники вели отстрел живот-ных в угодьях.
Параллельно, уменьшая количество лицензий на от-стрел, Россельхознадзор увеличивал требования, связанные с дополнительными расходами. Естественно, всё это довело местное охотхозяйство до морального, организационного и финансового краха. Кроме того, в середине прошлого года истекла долгосрочная лицензия Областного Общества.
При таких обстоятельствах у коллектива, ко-торым я был приглашен на должность директора, были все предпосылки создать свое, образцовое охотхозяй-ство.
Изучив внимательно насколько серьезны их наме-рения, и поняв, что коллектив понимает меру ответ-ственности за угодья, которые в будущем будут отведе-ны в аренду, а также трезво оценивает возможные про-блемы, которые возникнут с их содержанием, я дал свое согласие.
Получив от учредителей полномочия, старый микроавтобус, запас продовольствия на пару недель, выехал на место для решения первичных организаци-онно-правовых вопросов по регистрации предприятия с романтическим названием « Медвежий угол».
Название отражает действительность, так как хозяйство задумано было расположить на базе частного домовладения, которое находится в восьмистах кило-метрах от Москвы. Практически на родине Деда Моро-за, как информировали дорожные указатели.
Курс руководства области, по информации из газет был направлен на поддержание частной инициативы, на создание рабочих мест на местах, на пополнение бюджета от рентабельных предприятий и.т.д. В общем, настроение было радужным. Похоже, препятствий не ожидалось.
Ближайший районный центр Нюксенница нахо-дится от деревни в 15 км, но по весенней распутице дорога занимает до одного часа, если не застрять где-нибудь в грязи. Концы по району не близкие если учесть стоимость бензина то выходит накладно.
Однако начало было впечатляющим. Чтобы заре-гистрировать предприятие и открыть расчетный счет в банке, требовалось несколько раз объехать половину Вологодской области. Необходимо было пройти бюро-кратические инстанции, начиная от районного центра, затем 160 км, г. Великий Устюг, затем 460 км. Вологда и вновь назад по кругу. При этом еще уложиться в приемные часы и дни, отпущенные любезно чиновниками Вологодской области рядовым гражданам на решение своих проблем.
Не буду утомлять читателя описанием приклю-чений на дорогах ранней весной 2006 г., а также все-ми препятствиями на моем пути связанными с простой регистрацией предприятия. На то нам и созданы бюро-кратами и самодурами трудности, чтобы их преодоле-вать.
Преодолевая их, человек закаляет характер, учит-ся проявлять смекалку, вырабатывает настойчивость, тратит свои личные сбережения в надежде, что когда ни - будь, его частное предприятие заработает на славу могучей державы, начнет приносить доход, он будет оплачивать налоги в казну и при этом спать спокойно, накормив свою семью, построив дом и посадив дерево.
Так примерно думал я, возвращаясь с заветными бумажками со всеми необходимыми подписями и печа-тями. С работой по регистрации предприятия было за-кончено.
Однако это было начало пути. Предстояла вто-рая фаза - получение лицензии на природопользование. « О, сколько нам открытий чудных!» готовит гений Вологодского чиновника, еще только предстояло узнать.
В соответствии с Законом о животном мире охотхозяйством силами привлеченных по договору специалистов была подготовлена заявка на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, со всеми необходимыми приложениями, на что потребовалось немало сил и средств.
Заявка на получение лицензии была подана 02.06 2006 г. При этом, по сведениям учредителей наше хозяйство было единственным заявителем на данные угодья.
С нарушением административных сроков рас-смотрения в конце августа был получен ответ.
Руководителем Управления Россельхзнадзора по Вологодской области . 21 августа 2006 г. было отправ-лено в адрес предприятия отрицательное экспертное заключение.
Как потом намекнул мне эксперт, готовивший наши документы, в течение этого времени ему дву-кратно поступали предложения от посредников. По-средники предлагали решить вопрос выдачи долгосроч-ной лицензии нашему предприятию за денежное воз-награждение в короткие сроки. Однако запрашивае-мые суммы были велики и учредители предприятия отказывались от их услуг.
В последующем у учредителей, сложилось мнение, что их отказ воспользоваться услугами по-средников, скорее всего и привел к затягиванию вы-дачи экспертного заключения.
По официальному заключению управления Рос-сельхзнадзора по Вологодской области от 21 августа 2006 г.
поданные заявителями документы не соответствовали требованиям Законодательства, в связи с чем были от-мечены следующие недостатки:
- Заявитель предоставил в штате одного охото-веда. Было выставлено требование наличия нескольких.
/ На самом деле Закон не определяет, сколько их должно быть. У ни одного претендента на угодья, полу-чавшего лицензию ранее, не было нескольких охотоведов в штате/.
- В заключении было указано, что недостаточно нормативно-техническое обеспечение.
/вместо договора аренды помещений был приложен до-говор купли продажи этих же помещений который вступал в силу с момента получения лицензии./
- У заявителя не было опыта ведения охотничье-го хозяйства, / почти все учредители - опытные охотни-ки местного РООиР/.
- Был приведён сомнительный довод о том, что экологическое обоснование деятельности якобы не со-ответствует инструкции по экологическому обоснова-нию деятельности, утвержденной Министерством природы, как оказалось для разной экономической, в том числе промышленной деятельности.
- От заявителя, вместо краткого обоснования было потребовано на этапе заявки- составление пер-спективного плана деятельности на 49 лет, а также охотустройство.
Учредители в моем лице, многократно интере-совались судьбой своей заявки, стремились к конструк-тивному обсуждению возможных разногласий, но все равно получали отказы.
Пришлось выполнить выдвинутые чрезмерные требования, хотя это и обошлось охотхозяйству недешево.
Дополнения к заявкес исполнением всех требова-ний были подано 31.08.2006 г., ответ вновь был по-лучен с нарушением месячного срока установленного Законом. 17 ноября 2006 г.,
Очередной отказ. На этот раз чиновников не устраивало, что зачисленные в штат три охотоведа не проживали на территории Нюксенского района.
В перспективный план деятельности он потре-бовал включить описание мероприятий по охране, вос-производству и использованию охотничьих животных, то есть ту элементарную информацию, которую мож-но найти в каждом охотничьем справочнике и учёбной программе охотоведения.
Чиновники в своих ответах, давая оценку доку-ментам, как бы отчитывали действующее охотхозяй-ство, а не только еще создаваемое для желаемой дея-тельности.
Очередные дополнения были поданы 22 ноября 2006 г.,
Чиновник, от которого зависело принятие реше-нии, не имея уже аргументов, просто отказался рас-сматривать, якобы в связи с несоответствием уста-новленной процедуре.
Процедура затянулась до 2007 года, и на взгляд учредителей предприятия была специально затянута
по срокам чтобы создать искусственное препятствие деятельности частного хозяйства.
В итоге Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в лице руководителя по Вологодской области мало того, что не оказала по-мощи и содействия в подготовке и продвижении до-кументов для проведения открытого тендера, но практически тормозила весь процесс продвижения документов на тендер придирками, затягиванием сроков и различного рода ухищрениями.
При этом руководителем службы, когда я находился у него на приеме, прямо было заявлено мне « Он сделает все возможное чтобы охотхозяй-ство, которое я представляю, прекратило свое су-ществование», объяснив свою позицию тем, что сре-ди учредителей вышеупомянутого хозяйства числит-ся человек, к которому он имеет определенные пре-тензии.
Частные охотничьи хозяйства, находятся еще только в стадии становления и требуют реальной по-мощи от чиновников, в чьи обязанности входит кон-тролирование такой деятельности на всех этапах их развития.
Что мы имеем вместо этого? Амбиции? Выгоден - получи? А не выгоден - найдем средства и методы задушить начинание на корню?
Кроме того ситуация приобретает политическую окраску. Ведь ошибочно, из-за амбиций одного - двух чиновников, в целом создается мнение у предпринима-телей этой сферы деятельности, что весь аппарат гу-бернатора противодействует созданию на территории Вологодской области частных, независимых охотничьих хозяйств, так как не они первые столкнулись с искусственно создаваемыми трудностями.
После того, как я информировал учредителей о позиции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в лице руководителя по Во-логодской области, им не осталось другого выбора, как обратиться к Министру сельского хозяйства с жалобой на уполномоченного по Вологодской области. Поскольку он. в соответствии с Законом о животном мире и при-казом Минсельхоза России от 26.06.2000 г. № 569, заре-гистрированным в Минюсте России 09.08.2000 г. за № 2341, уполномочен выдавать лицензию от имени Мини-стерства.
На взгляд заявителей, уполномоченный по Воло-годской области выдвигал чрезмерные требования. За-явители обратились к министру с просьбой рассмот-реть жалобу и принять меры в установленном поряд-ке, а, кроме того, дать разъяснение по поводу закон-ности требований Вологодских чиновников по следую-щим пунктам:
1. Имеет ли право должностное лицо, уполномо-ченное выдавать лицензию от имени государства, да-вать экспертное заключение (ведь это решение на уровне экспертного заключения). Если руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосани-тарному надзору по Вологодской области такое право имеет, то на основании какого законодательного акта.
2. Имеет ли право орган, подготавливающий экс-пертное заключение, свободно решать: принять или не принять дополнения к предоставленным ранее доку-ментам (в нашем случае дополнения принимались до тех пор, пока оформляющий считал, что для выдачи положительного заключения не было основания, и не были приняты, когда заявитель выполнил даже чрез-мерные требования).
3. В какую инстанцию заявитель имеет право об-ратиться в случае несогласия с экспертным заключени-ем, оговоренным приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 г. № 569. В какой суд вправе обратиться за-явитель, чтобы добиться справедливого решения в слу-чае исчерпания административной процедуры.
4. Имеет ли право руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по данному региону отказаться ознакомить заявителя с условиями лицензирования на заявленном участке и не отвечать на письменные запросы.
5. Каким образом определить границу выполнения требований приказа Минсельхоза России от 26.06.2000 г. № 569, представить краткое экологически-экономическое обоснование, чтобы избежать чрезмер-ных требований к представлению почти охотустрой-ства.
6. На основании чего оценивать выполнение при-каза Минсельхоза России от 26.06.2000 г. № 569 по пово-ду представленных специалистов. Может ли выдающий лицензию требовать наличия нескольких специалистов, на каком основании, и требовать их постоянного про-живания на заявленной территории.
7. Каким образом определять перечень требуемых технических средств и снаряжения, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и их количество.
8. Каким образом избежать спорного вопроса по поводу финансовых средств, необходимых для организа-ции ведения охотничьего хозяйства.
Отсутствие однозначных требований к выше упомянутым вопросам может быть причиной злоупо-треблений. Как раз в данном случае свободная интер-претация руководителя Федеральной службы по вете-ринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области дала возможность затормозить процедуру вы-дачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
По мнению создателей охотхозяйства, которые внесли достаточно много средств для оформления не-обходимых документов, требования Закона о живот-ным мире были ими выполнены.
В данном случае произошло, по мнению учреди-телей, злоупотребление должностными полномочиями на почве личных интересов должностного лица, чем, конечно, должны заниматься правоохранительные ор-ганы.
26 января 2007 г. за подписью Заместителя Руко-водителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору г-на Саурина А.И. поступил ответ, что по представленным материалам проводит-ся проверка и о результатах будет сообщено дополни-тельно. Очередной ответ от 15 февраля 2007 г. инфор-мировал о том, что принятие решений новым законом возложено на органы исполнительный власти субъек-тов РФ.
Специалист, который занимался, по поручению охотхозяйства этим вопросом так пояснил ситуа-цию:
Работники министерства не посчитали нуж-ным оценивать действия своего подчиненного, скорее всего по той причине, что якобы в доверительной бе-седе с ними этот подчинённый им сотрудник оправды-вался, тем, что его действия были вынуждеными, по-скольку он так действовал по указанию аппарата гу-бернатора Вологодской области.
Министерство не посчитало нужным вмеши-ваться во внутренние местные распри, при этом не учло, что изменения к Закону о животным мире от 29 декабря 2006 года передает полномочия субъектам Рос-сийской федерации только с 1 января 2008 года.
После всего выше изложенного у учредителей охотхозяйства не осталось другого варианта, как обра-титься в Генеральную прокуратуру с просьбой разо-браться с действиями чиновников в рамках прокурор-ского надзора. Оттуда жалоба была спущена об-ластному прокурору.
Учредители надеются, что новый областной прокурор будет действовать, опираясь на законы, и что Справедливость, наконец, восторжествует.
Углубляясь в законы, приказы и положения, у учредителей хозяйства создается впечатление, что кто-то как будто намеренно создал такую систему. Какие документы не поднять, то везде нет ничего кон-кретного, и всё зависит от свободной интерпретации чиновников.
Как раз об этом, об истинной ситуации в охот-ничьем хозяйстве России, повествует Владислав Май-оров в статье «Как навести порядок в охотничьем ту-ризме в № 4 от 24.01.2007 года в «Российской охотничь-ей газете»
Если так, то прав и автор статьи в «РОГ» № 4 от 24.01.2007 г.
На примере организаторов частного охотхозяй-ства о котором выше велась речь
Видно насколько еще непросто организовать «охотни-чий» бизнес в глубинке. Ведь вместо организации рабо-ты, они уже около года…!!!!!!
Ведут борьбу с искусственно создаваемыми бю-рократическими препятствиями, связанными с получе-нием лицензии на территории Вологодской области.
И ведь это не просто частное лицо, а целый коллектив охотников, которому пока не удается пре-одолеть эти трудности. Однако, само звание «охот-ник» говорит о том, что эти люди не привыкли отсту-пать перед трудностями и преградами.
До окончания процедуры коллектив ожидает ре-шения прокурора Вологодской области, возможного ответа из Генеральной прокуратуры на жалобу по результатам проверки и далее судебного разбирательства по всем инстанциям.
Учитывая, что частные охотничьи хозяйства - это рабочие места для граждан, проживающих в сель-ской местности. Это биотехнические работы в угодьях, организация цивилизованной охоты, контроль над вве-ренными угодьями, рациональное использование ресур-сов. Это налоги в бюджет, это, наконец, престиж областей имеющих такие ресурсы, а не кормушки для отдельных чиновников.
Губернаторам областей, имеющих ресурсы приро-допользования, на мой взгляд, необходимо взять на кон-троль решение этого в целом не простого вопроса.
Вот таким мне показалось вологодское чудо, которое так красиво расписывал в своей статье Анато-лий Дмитриев в журнале «Сафари» номер 6(41)2006 г.
Автор Б.Н. Спиваков.
Свидетельство о публикации №119052408793