Век шестнадцатый. Речь Посполитая

Век шестнадцатый. Речь Посполитая

Век шестнадцатый. Речь Посполитая -
центр интриг, да баталий шляхетских,
твердь слезами и кровью политая,
вой от плеток вельможных и хлестких.

Господа, арендаторы злобные -
вымогатели и мироеды:
в недовольствах народа виновные,
в их страданьях , скорбях и бедах.

Отказались паны от общения
со своим же народом холопским:
не хватало любви и терпения,
да и дело–то было не панским*.

Иудеи меж ними, как сводчики**,
экономами панскими стали,-
богатели вельможные вотчины…,
но холопы не раз восставали.

Ненавистных панов угнетателей
жгли дома, и корчмы, и поместья.
Хоть карали тех правдоискателей,
продолжались пожары-возмездья.

На насилье народы насилием
отвечали, так мстя негодяям,
потому обозленный спесивее,
не простит окаянных хозяев.

***
Оттого за сим веком кровавее***
век семнадцатый шёл. Воцаренье
своеволья панов и безправия,
кто за правды стоял воскресенья.

http://www.talers.ru/index.php?option=com_content&...
http://www.voskres.ru/bratstvo/kunyaev1.htm
http://www.tinlib.ru/kulturologija/evrei_kotoryh_n...
http://www.segodnia.ru/content/112449
http://tularus.org/history/234-history-17-07-12

*Как указывал в своих произведениях Михаил Осипович Коялович, даже если бы не было евреев, поляки бы слепили промежуточное сословие из кого угодно – немцев, цыган, но только не русских. Полякам нужна была на этом месте такая группа населения, которая бы разительно отличалась и от шляхты, и от холопства....
На эту роль не подходили литовцы, которых поляки держали за недалёких язычников, обретших истину католической веры только благодаря цивилизованной Польше. К тому же, тогда среди литовцев ещё встречались православные (до крещения в католичество Литва была практически вся православной) или католики, пока ещё не сильно прикипевшие к латинской вере.
Но на эту роль идеально подходили евреи. Держась особняком и от католической шляхты, и от православного крестьянства, исповедуя свою иудейскую веру и живя закрытой кагальной корпорацией, евреи не сливались ни с теми, ни с другими. И слиться не могли. Но оставались жёсткой мембраной между латинянами и православными, препятствуя экономическому оживлению последних.
В наше время говорят: большой бизнес с властью никогда не воюет. А в те времена размеры большого бизнеса были скромнее, чем сегодня, в эпоху турбокапитализма. Поэтому евреи предпочитали не воевать с панами, не биться ради какой-то им непонятной русской свободы, а сидеть спокойно и зарабатывать свой хлебушек. Евреи оставались лояльными и к полякам (если жили под их властью), и к русским (если жили на территории Российской империи).
Когда западнобелорусские земли переходили из рук в руки, из рук в руки переходила и еврейская лояльность. Ведь бизнес с властью не воюет.
Евреи превратились в средство подавления экономической и социальной свободы западнорусского крестьянства, которого участь и после отмены крепостничества оставалась незавидной.
Панам были выгодны евреи (позволяли давить вольнонаёмных крестьян). Евреям были выгодны паны (позволяли держать в своих руках управление торговлей, ремёслами, пользуясь бесправностью крестьянства). И панам, и евреям было хорошо и удобно. Кому-то лучше, кому-то хуже. Но хуже всего было западнорусскому крестьянину, на которого давила мощнейшая административная машина латинской Польши и хитроумные сплетения еврейской предприимчивости.
По этой причине и подвергались евреи всегда наказаниям во время антипольских восстаний. Для западнорусского человека того времени поляки и евреи выглядели союзниками. Жгли мужики панские усадьбы, вешали и резали панов. А рядом вешали и резали евреев, и разрушали их корчмы да жилища. Часто ведь еврей жил у пана под боком (делали-то одно дело вместе). Доставалось и пану, и еврею.
Но затихало восстание, наказывались смертью виновные. Выходил еврей из убежища и принимался за старое. Оттого и держалась в Западной России такая неистребимая антипатия не только к полякам, но и к еврейству.http://www.segodnia.ru/content/112449
**сводчик - посредник, маклер, перепкупщик.

*** https://www.portal-slovo.ru/history/43347.php
Речь Посполитая в XVII столетии: начало заката


Рецензии