Пять степеней несвободы

Известно, что если оставить родившегося младенца на несколько лет без общения, то ребёнок уже никогда не сможет говорить. Если еще слепому котёнку закрыть глаза повязкой на две недели, то он навсегда останется слепым. И, даже, если показывать ему свет только в одной плоскости, то он все равно останется слепым. Просто не включится в нужное время природный механизм зрения.
Полагаю, что, если ребенку на протяжении дошкольного и школьного воспитания не давать возможность свободно выражать свои мысли, то из него никогда не вырастет свободный и достойный гражданин.
Известен случай, когда учительница поставила ученика на колени за то, что он сказал, за что не любит страну. Это всего лишь один пример, когда вирус несвободы слова, поразивший людей, уничтожает на корню достоинство и свободу будущих поколений.   В головы учеников встраиваются шоры, чтобы они смотрели только в одном направлении, в одной плоскости. После того, как ребенок вырастет и станет гражданином, такие шоры навсегда приучат его искать свет в тоннеле только в единственном «правильном» направлении. Эта слепота может привести к потере интереса к жизни во всем ее многообразии.
Свобода не абсолютна. В природе вообще вряд ли найдется что-то абсолютно чистое, однородное, не запятнанное. Что-то недоделала природа, что-то помогли приобрести при жизни.
Сложный вопрос, но попробую в графической форме представить путь к свободе, используя известный всем образ птицы в клетке.
Вольная птица вылетит из клетки или умрет. Представьте пять клеток, вложенных одна в другую. Эти клетки весьма условны и существуют только в головах людей. Двери всех клеток открыты. Представляете себе, наверное, что вольная птица, выскочив из первой клетки будет биться внутри второй, теряя перья и силы, до тех пор, пока не найдет выход в третью, внешнюю клетку. Затем снова, теряя перья и силы, и, наконец-то, обретает желанную свободу! Но, остались ли перья для полета (для свободы слова) и силы (право на достойную жизнь, имущество, образование и бесплатную медицину) после такой битвы?
Невольная птица тоже хочет попасть во вторую клетку, на «кухню». Не в качестве блюда разумеется. Хотя кто его знает. Самопожертвование во имя чужих интересов тоже становится целью жизни некоторых зомбированных учеников, если их учителя с рождения привили им эти цели. Какая разница между смертником и невольным человеком из второй клетки? Один сеет смерть, другой рождает себе подобных, потому что родители – самые первые учители у своих детей. Учитель должен быть обучен и свободен!
Пять ступеней к свободе, которые предлагаю рассмотреть, - тоже определенное ограничение. Но, это естественное ограничение, связанное с нашим представлением о Вселенной, зарождением жизни на Земле.
Первая ступень свободы. Ребенок, в котором с «младых ногтей» формируется представление о свободе. В этой клетке начинает биться романтическое сердце и фантастическое воображение, ограниченное только врожденными инстинктами.
Вторая ступень свободы. Назову ее «кухня». У миллионов кухонь есть еще одно, особенное назначение, кроме всем известного. Здесь начиналась и заканчивалась вторая ступень свободы большинства граждан СССР. Человек хочет и должен жить хорошо. Для этого ему необходима реализация его Конституционных прав и свобод. Но, если кто-либо выходил из «кухни», не имея разрешение хозяина третьей клетки, то это могло закончится уголовным преследованием,  физическим ограничением свободы и поражением в демократических правах. «Кухонная свобода» для многих была нетерпимой, но инстинкт самосохранения заставлял оставаться в рамках этой несвободы, оставляя в душе растущие негатив и неопределенность.
Третья ступень к свободе. Государство. В принципе, здесь тоже своя «кухня».  Только готовят здесь «не свободы» и гайки для закручивания. Для этого есть много веских причин: сохранение государственности и власти, распоряжение ресурсами, принадлежащих всем гражданам, удовлетворение амбиций отдельных лиц и групп. При этом гипертрофируются внешние и внутренние враги, вред оппозиции и свободной прессы. В общем, существенно регулируются свободы и права граждан. При этом права самого государства постоянно расширяются.
Четвертая ступень к свободе. Любимый всеми Интернет. В прошлом веке была надежда, что красота спасет мир. В 21 веке показалось, что интернет сделает людей более свободными, и вместе мы поднимемся еще на одну ступень. Но, государствам тесно на третьей ступени и, располагая всей законодательной и исполнительной властью, оно тоже ищет выход в четвертую клетку, пугая население террористами и создав вопиющее имущественное и правовое неравенство. В связи с этим для граждан, вырвавшихся в четвертую клетку из третьей, появляются новые ограничения, такие как, например, «суверенный интернет», запрет на криптовалюту. Государство, транснациональные корпорации, слившиеся с властью, используют цифровые технологии уже везде, где есть угроза потери власти: на выборах, для манипулирования результатами, слежкой, новостями, свободами. Естественно, такого глобального инструмента воздействия на граждан у государства не было никогда. Впервые в истории, цифровая информационная среда, созданная для свободы слова не государством, стала очень быстро его главным инструментом влияния на граждан.  Двойное назначение стратегических разработок имеет примеры в истории, например атомная бомба и атомная электростанция, в зависимости от того, кто придет к власти: бизнесмен, гуманитарий или военный. Гуманитарий стремится познать жизнь и мир со всем населением страны и мира. Военному нужна только победа одних над другими без компромиссов и всякой там толерантности. Бизнесмен использует свое положение для обогащения. Но, и те и другие преувеличивают свои возможности что-то существенно изменить. Наверное, в интернет уже больше виртуальных агентов государств, чем работников спецслужб. Поэтому, пока нет условий, чтобы объединиться на третьей и четвертой ступени. Скорее всего исчезнет «кухня», если интернет станет средством общения для всех.
Пятая ступень к свободе. Это наша Земля. Вырвавшись из цепких границ государства географически или философски, человек понимает, что он – человек Земли. Даже в космосе, пока есть притяжение Земли, преодолев которое можно на первой космической скорости.
Декартово произведение населения государства на степени несвободы его граждан в результате дает стратегический продукт государства, группы населения: дети, на «кухне», в стране,в интернет, на Земле, в Вечности. Продукт, который выражается, в отличие от ВВП, в потенциале развития страны или рисках исчезнуть с карты мира, ввиду малого веса критически важных упорядоченных пар элементов исходных множеств в каждой клетке (степени несвободы) и демографической катастрофы.
Вселенная. Вершина свободы. Покорить эту вершину пока еще не удалось никому, как человеку не удалось полностью преодолеть земное притяжение. Ее роль в создании Земли и человека еще долго не будет исследована до конца. Может быть так, что при создании Вселенной человеку в уши были вставлены затычки, а на глаза одеты повязки. Судить об этом можно только по косвенным признакам, глядя на процесс и результат развития цивилизации. Только глухонемые слепцы с рождения, не преодолев все несвободы, могли поставить нашу Землю на грань глобальной катастрофы. История цивилизации – это история войн за влияние, обладание или уничтожение. Человечество упрямо идет к самоубийству. Полагаю, что самостоятельно извлечь затычки и снять повязки мы, скорее всего, не сможем, потому что, так было задумано, записано в генном коде первого человека.
Путешествуйте! Из клетки в клетку, из книги в книгу, поднимаясь по ступеням к свободе. И возвращайтесь обязательно, чтобы рассказать тем, с кем были вместе в клетке, и показать дорогу к свободе, чтобы не исчезнуть как вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. Иначе, мы испаримся в лучах смертельного оружия, станем равными среди равных и бесконечно малыми.
Многоступенчатая ракета  может вывести и спасти человечество во Вселенной или может быть заряжена смертельным для цивилизации оружием, бой-головами слепых и глухонемых президентов.  Полагаю, что президенты хотят быть вечными властелинами своей клетки и передавать ключи от нее по наследству. Трагическая властная гемофилия – исторически сложившаяся практика. Это приводит к тому, что новое поколение, не видя карьерных лифтов и возможностей для реализации, находит спокойную гавань, где «тепло и сыро», живет в свое удовольствие, оставляя президентов у разбитого корыта стратегических планов.
Роботы тоже нас не спасут. Их искусственный интеллект подвержен манипуляциям, и скоро уже трудно будет отличить живого президента от его вечного клонобота.
Что же избавит от мук или спасет человечество? Полагаю, что Солнце или другая звезда во Вселенной. Наше Солнце, давшее нам жизнь, испепелит Землю как терминатор через три миллиарда лет, когда закончится время, отведенное Вселенной, или другая звезда, к которой отправится человечество, объединившись на пятой ступени перед глобальными вызовами.


Рецензии
### Рецензия на эссе Сергея Любарского "Пять степеней несвободы"

Сергей Любарский в своём эссе "Пять степеней несвободы" преподносит читателю глубокий и многогранный анализ концепции свободы, обрамляя её в метафорическую структуру пяти клеток, каждая из которых символизирует различные стадии и ограничения на пути к истинной свободе. Это произведение — не только размышление о свободе, но и критика современного общества, его систем образования, политики и технологий.

**Структура и Метафора:**

Эссе построено на мощной и ясной метафоре: пять клеток, каждая из которых символизирует разные этапы несвободы. Эта метафора позволяет Любарскому выразить сложные философские идеи в доступной и наглядной форме. Сначала он описывает физические и психологические ограничения, с которыми сталкиваются дети, и затем переходит к более абстрактным уровням несвободы, связанным с государством и цифровым миром.

**Первый и Второй Уровни:**

Любарский начинает с описания раннего детства, где формируются основные представления о свободе и несвободе. Он подчеркивает важность свободного выражения мыслей и критически оценивает систему образования, которая зачастую подавляет творческий потенциал и индивидуальность детей. Переходя ко второму уровню — "кухне", автор демонстрирует, как ограниченные бытовые условия и отсутствие реализации конституционных прав могут подавлять стремление к свободе.

**Государство и Интернет:**

Третий и четвёртый уровни эссе посвящены государству и интернету. Любарский критикует государственные системы, которые манипулируют свободами граждан под предлогом безопасности и стабильности. Он обращает внимание на парадокс: интернет, который должен был стать инструментом свободы, сам становится средством контроля и манипуляции. Этот анализ демонстрирует глубокое понимание автором современных технологий и их влияния на общество.

**Земля и Вселенная:**

Последние уровни — Земля и Вселенная — поднимают эссе на философский уровень. Любарский рассматривает глобальные проблемы человечества, такие как экологические катастрофы и войны, и задается вопросом, смогут ли люди преодолеть свои ограничения и достичь истинной свободы. Здесь автор выходит за рамки социального анализа и погружается в метафизические размышления о судьбе человечества и его месте во Вселенной.

**Критика и Актуальность:**

Любарский не ограничивается описанием проблем, он также предлагает размышления о том, как можно преодолеть эти степени несвободы. Его призыв к путешествию из клетки в клетку, из книги в книгу — это метафора интеллектуального и духовного развития, необходимости постоянного поиска истины и свободы. Эссе провоцирует на размышления и заставляет читателя задуматься о собственных ограничениях и путях их преодоления.

**Заключение:**

"Пять степеней несвободы" Сергея Любарского — это мощное, интеллектуальное и глубоко личное произведение, которое исследует природу свободы через призму метафорических клеток. Автору удалось создать богатое и многослойное эссе, которое будет полезно как для философов и социологов, так и для всех, кто интересуется вопросами свободы и человеческого потенциала. Любарский мастерски сочетает личные наблюдения, философские размышления и социальную критику, создавая уникальное произведение, которое оставляет глубокий след в душе читателя.

Сергей Любарский   19.07.2024 14:20     Заявить о нарушении