Бог Шельму метит
Был президентом Академии Наук
(Наследником княгини-математика
Р.К.ДашкОвой), -
Профессор-математик-дворянин,
Сын генерала-инженера царского
Мстислав ВсевОлодович
Келдыш.
В дворяне род Келдышей пришёл, -
Как и род Генрика Сенкевича, -
Из татар литовских,
Которые пришли на службу
К князьям литовским
Вместе с бежавшим
В 1397-ом году
Из Золотой Орды
Ордынским ханом Тохтамышем.
На языке татар Литвы
Значенье слова КЕЛДЫШ -
"Пришедший в дом жены".
Во время президентства Келдыша
В советской математике
"Казаковали"* два антисемита-юдофоба :
Профессора и Академики
Понтрягин и Виноградов.
И результатом этого казакования
Был массовый исход,
С открытием границ СССР
Для выезда евреев из страны
Учёных-математиков евреев
В Израиль и в другие страны Зарубежья.
Истоки этого исхода -
В том, что Келдыш, -
Талантливый уыёный-математик, -
Отдал на откуп
Двум, - наделенным
Административной властью
Махровым юдофобам
Виноградову с Портнягиным
Советскую Математическую Науку. -
В том, что он сам,
Прславленный учёный-математик
Позволил им создать
Во всех советских математических
Научных Учреждениях,
Во всех Советских Университетах
Густую атмосферу
Юдофобии и антисемитизма
С недопущением к работе
И учёбе в них
Талантливых маститых и молодых
Советских граждан-математиков,
Отсеиванием преднамеренным
Евреев-абитуриентов,
С сооружением рогаток на пути их
К защите Диссертаций
На соискание и кандидатских
И докторских и прочих степеней
В советской математической науке.
Что с мужем
"Приходит в дом к жене"? -
Его ПэЧе. -
Бог шельму метит. -
Либо знаком на теле,
Либо телесным ли
Душевным недостатком,
Либо фамилией-кликухой,
Как, к примену, юдофоба
Рихарда Вагнера, -
Духовного отца
Немецкого нацизма
Юдофоба и большевикофоба
Гитлера. -
Глагол немецкий wagen -
Осмелиться.
И он действительно осмелился
Тем стать, -
Кем стал. -
Вот так и начался в России
постсоветской
Голод на современные
математические кадры
В науке, - по признанью
Михаила Горбачёва.
А за рубежами России постсоветской
Замелькали в новостях, газетах
И журналах
Фамилии покинувших СССР
Учёных-математиков евреев
В разделах извещения
О присвоении престижнейших
И званий и премий
За достижения в исследованиях
По математике
В американских и европейских
Научных институтах
И Университетах.
А чего стоит одно то,
Что основатель Фэйсбука
Марк Цукерберг -
Американский Учёный математик
Из семьи ученых-математиков,
Покинувшей СССР
В 80-тые предразвальные.
* - См. приведенное ниже Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Михаил Цаленко,
заведующий кафедрой математики МГИАИ
ФАКТЫ , О КОТОРЫХ ПРЕДПОЧИТАЮТ МОЛЧАТЬ.
Авторское предисловие
Предлагаемая вниманию читателя статья была написана осенью 1988 года по горячим следам событий тех дней.
Ее отказались опубликовать тогда и либеральные, и консервативные средства массовой информации за несвоевременность.
Статья не увидела свет и в 1990 году после выступления ее автора на Международном конгрессе в защиту прав человека, состоявшегося в Ленинграде, поскольку российские организаторы не смогли издать материалов конгресса.
После появления в 2009 году фильма Павла Бардина «Россия 1988» я решил опубликовать мою статью по двум основным причинам.
Во-первых, нацизм и неонацизм неотделимы от антисемитизма. Их распространение в сегодняшней России может привести к трагическим последствиям.
Во-вторых, изложенные факты наглядно иллюстрируют методы проведения антисемитской государственной политики в сфере науки и образования в бывшем Советском Союзе, многие люди, непосредственно ответственные за ее проведение, по-прежнему занимают руководящие посты в науке и образовании.
Яркий, но не единственный пример, - ректор МГУ В.А.Садовничий, признавший свое участие в проведении антисемитской политики. Под напором нацизма такие люди снова займутся привычным делом.
***
Выступая в декабре 1987 г. на пресс-конференции в Вашингтоне, М.С.Горбачев сказал, в частности, что "...США на 50% удовлетворили свою потребность в математиках за счет эмиграции математиков из СССР".
Поскольку массовый выезд из СССР за последние семнадцать лет в основном связан с эмиграцией евреев, из высказывания М.С.Горбачева следует, что в течение двух десятилетий СССР покинуло много математиков-евреев.
Однако до настоящего времени никто не попытался ответить на вопрос, почему именно математики в большом числе уезжают из страны.
Ведь в СССР существуют давно известные научные школы, пользующиеся мировым признанием, а Москву многие известные зарубежные математики называют "математической Меккой".
Следовательно, для профессионалов имеется необходимое научное окружение, в котором рождаются новые результаты и идеи, и которое способно оценить и воспринять эти достижения. Без подобного окружения научное творчество всегда было сильно затруднено. Более того, в условиях, ограничивающих общение с зарубежными коллегами, только сильные научные школы могли обеспечивать высокий уровень советской математики.
И тем не менее профессиональные математики массово покидали и покидают СССР.
Почему?
Общие причины, вызвавшие кризис советской науки[1]* (некомпетентность руководящих кадров, бюрократизм, недостаток ресурсов, техническая отсталость и др.), привели к гораздо более негативным последствиям, например, в биологии или в информатике, чем в математике.
Поэтому не только и не столько общими причинами объясняется выезд евреев-математиков из СССР.
Не выяснив подлинных причин этого явления, нельзя рассчитывать на изменение сегоднящней нездоровой моральной и научной ситуации в советской математике.
В этой статье будут рассмотрены только три из этих причин.
-
В конце шестидесятых годов в советской математике сложилась необычная ситуация - произошла узурпация всей административной власти группой антисемитски настроенных академиков во главе с И.М.Виноградовым и Л.С.Понтрягиным. Как свидетельствует И.С.Шкловский[2], "... отделение математики (АН СССР -Авт.) хорошо известно своими антисемитскими взглядами". Идеологические установки этой группы четко и наукообразно изложены в распространившейся в Москве рукописи чл.-корр,АН СССР математика И.Р.Шафаревича "Русофобия". В этом труде собран весь арсенал "аргументов" экстремистки настроенных членов общества "Память".
Подчинив себе отделение математики, группа И.М.Виноградова - Л.С. Понтрягина постепенно получила контроль над редакциями ведущих математических журналов и стала доминировать в физико-математической редакции издательства "Наука".
В результате еврею-математику стало почти невозможно опубликовать свои работы в таких журналах как "Математический сборник" или "Известия АН СССР. Математика", а также издавать книги в "Науке".
Эти факты были публично подтверждены Л.С.Понтрягиным[3], который свою "борьбу с сионизмом" пытался перенести в Международный математический союз.
Затем в середине семидесятых годов, воспользовавшись реорганизацией Высшей аттестационной комиссии /ВАК/, эта группа получила контроль над экспертным советом по математике и специализированными учеными советами по защите диссертаций.
Следствием явилась кампания по массовому отклонению ЗАЩИЩЁННЫХ евреями-математиками кандидатских и докторских диссертаций на основе заказанных, предвзятых, недобросовестных в научном отношении отзывов.
В течение 1975-78г.г. отклонения проводились экспертным советом ВАК под председательством академика В.С.Владимирова /ныне преемника И.М.Виноградова на посту директора Математического института АН СССР/, регулярно каждые две недели.
Точное число необоснованно отклоненных диссертаций можно установить, изучив протоколы заседаний совета, хотя известно, что эти протоколы подтасовывались.
Протесты против необоснованных решений игнорировались всеми инстанциями, газета "Правда" хвалила экспертный совет по математике, специализированные ученые советы стали "проваливать" диссертации евреев-математиков /обычная практика тех лет - диссертант не собирал необходимых двух третей голосов при тайном голосовании, хотя публично против диссертации никто не выступал/.
Поступить в аспирантуру и защитить диссертацию еврею стало исключительно сложно.
Наконец, на механико-математических факультетах ведущих университетов /МГУ,ЛГУ, КГУ, НГУ/ начали ограиичивать прием абитуриентов, среди родителей, бабушек или дедушек которых были евреи.
Ниже подробно рассказано о том, как осуществлялась дискриминационная политика на механико-математическом факультете МГУ и какие ее рецидивы можно наблюдать в последние три года - вопреки всем гуманистическим принципам политики перестройки.
Здесь бы хотелось отметить следующее.
Описанные события недавнего прошлого вызвали беспокойство международной математической общественности, они обсуждались на Международном математическом конгрессе в Хельсинки /1978г./, где были приняты специальные документы о положении в советской математике[4].
Эти документы никогда открыто не обсуждались в СССР, а содержащиеся в них утверждения и приведенные факты никем не опровергались, хотя они были полностью проверяемыми и касались явно указанных конкретных лиц.
Руководству советской математики проще было сделать вид, что ничего не произошло. Сегодня вдохновителей антисемитизма в советской математике - И.М.Виноградова и Л.С.Понтрягина - уже нет в живых, в отделении математики АН СССР появились академики, не причастные к событиям семидесятых годов.
Однако и академик В.С.Владимиров, и новые академики А.А.Гончар и В.П.Платонов, и ряд старых академиков /А.Н.Тихонов, А.А. Дородницын, С.В.Яблонский и др./ несут прямую ответственность за творившееся в те годы беззаконие.
Их, по-видимому, нельзя привлечь к уголовной ответственности, однако без прямого морального осуждения их соучастия в произволе и беззакониях невозможно изменить моральный климат в советской математике.
Не отмщение, а публичное осуждение, исключающее возможность занимать руководящие посты,- необходимое условие морального оздоровления, без которого невозможно воспитание нового поколения ученых, осознающего свою гражданскую и нравственную ответственность за судьбы науки перед обществом и перед своей личной совестью.
Возможность общественного осуждения должна обеспечиваться гласностью и демократизацией управления наукой как социальным институтом. Без публичного осуждения как меры общественного наказания рецидивы прошлого будут проявляться не только время от времени, не только местами, но всегда будет существовать опасность возврата к прошлому.
II.
Расскажем теперь о том, что происходило и происходит в течение шестнадцати лет на вступительных экзаменах на механико-математическом факультете МГУ.
На других факультетах и во многих других вузах положение было еще хуже, однако именно на мехмате оказалось легче выявить многие нарушения правил приема в вузы, которые попирали права граждан, зафиксированные в Конституции — право на образование и равенство независимо от национальной принадлежности.
К сожалению, в нашей стране плохо разработана защита конституционных прав граждан.
Начнем с событий осени этого года. 13 сентября 1988г. в Московском городском комитете (МГК) КПСС под председательством заведующего сектором вузов В.М.Круглова состоялась необычная встреча.
На ней присутствовали представители горкома КПСС /В.М. Круглов, куратор. МГУ инструктор С.Е.Моргунов, куратор МГУ от Ленинского райкома КПСС А.Г.Носов/, представители руководства МГУ /заместители проректора по естественным и гуманитарным факультетам В.Ф.Максимов и А.Соколов, секретарь парткома МГУ Э.П.Ершов/ и родители абитурьенатов, не принятых на мехмат, которые отправляли протесты в различные инстанции.
Кроме родителей, на встречу были приглашены В.А. Сендеров, автор статьи «Интеллектуальный геноцид», проведший шесть лет в лагерях за правозащитную деятельндсть, С.А. Ганнушкина, старший преподаватель кафедры математики Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ), бывшая одним из создателей благотворительной организации «Гражданское содействие», А.А. Шень, известный математик, много лет работавший с математичкски одаренными школьниками, и автор этой статьи, заведующий кафедрой математики МГИАИ, много лет выступавший против антисемитизма в советской математике и в МГУ.
Проведению этой встречи предшествовала полуторачасовая беседа в мае 1988 г. С.Е.Моргунова с С.А.Ганушкиной и М.Ш.Цаленко, на которой были приведены многочисленные примеры проведения дискриминационной политики.
М.Ш.Цаленко и С.А.Ганнушкина предложили МГК КПСС принять необходимые меры для прекращения этой политики во время вступительных экзаменов в вузы летом 1988 года.
Однако беседа показала, что горком партии не готов к кардинальному решению поставленной проблемы, поэтому С.А.Ганнушкина, М.Ш.Цаленко, Т.Ю.Лисовская, Е.А.Кондратьева, Л.М.Даревская обратились с письмом к члену Политбюро ЦК КПСС, секретарю ЦК КПСС А.Н. Яковлеву и председателю Государственного комитета по народному образованию Г.А.Ягодину, в котором указывалось на необходимость безотлагательного прекращения антиконституционной дискриминационной политики и на социальную опасность ее последствий.
В письме предлагались конкретные меры по решению поставленной проблемы:
1. Создание компетентных апелляционных комиссий, независимых от приемных и экзаменационных комиссий вузов;
2. Ообеспечение гласности в работе апелляционных комиссий, участие в этой работе
представителей средств массовой информации, учителей и родителей;
3. Регулярные выборочные проверки организации вступительных экзаменов;
4. Отстранение от педагогической работы по профессиональной непригодности лиц,
уличенных в проведении дискриминационной политики по национальному признаку, и
привлечение их в отдельных случаях к уголовной ответственности за нарушение
Конституции СССР;
5. Привлечение к партийной ответственности секретарей парткомов вузов, в которых
установлены факты дискриминации.
В письме подчеркивалось, что и в период начавшейся перестройки /1986 и 1987 годы/ результаты экзаменов по литературе позволяют утверждать, что этот экзамен был использован для отсева неугодных абитуриентов.
В своем ответе авторам письма Госкомитет по народному образованию сообщил, что руководству МГУ предложено обеспечить проведение вступительных экзаменов 1988 г. в соответствии с новыми правилами приема в вузы.
Тем самым Госкомитет поступил в "лучших" традициях периода застоя: переслал обвиняемому /т.е. руководству МГУ/ жалобу на него и предложил обеспечить выполнение своего же приказа, словно такое выполнение не является обязательным.
Когда же Госкомитету было указано, что он подменяет проблему дискриминации и проверку сообщенных фактов вопросом о соблюдении правил приема, то последовало разъяснение, что прием в вузы находится в компетенции вузов, и Госкомитет в него не вмешивается.
Таким образом, предупреждающее обращение не было услышано.
В результате после вступительных экзаменов 1988 г. на мехмат МГУ появились новые протесты родителей и представителей общественности против дискриминации абитуриентов-евреев или абитуриентов, среди родных которых имеются евреи.
Эти люди не знали ни об обращениях накануне экзаменов, ни друг друга. Местом их знакомства оказалась Центральная приемная комиссия МГУ.
Там они встретили еще несколько протестующих родителей, все они оказались евреями. Их было только семь человек, но других протестующих не было!
Такова предыстория встречи 13 сентября.
Встреча началась с заявления В.М.Круглова о том, что имеющиеся в его распоряжении документы не доказывают проведения дискриминационной политики при приёме в МГУ.
В ответ было сказано, что сам факт проведения встречи в МГК КПСС является обнадеживающим, однако встреча будет лишена всякого смысла, если вместо поисков решения поставленной проблемы будет делаться вид, что проблемы вообще не существует, подобно тому, как на протяжении десятилетий делается вид,что в нашем обществе нет острых и нерешенных социальных проблем, без устранения которых нельзя обеспечить соблюдения принципов социальной справедливости.
Что же касается фактов и доказательств, то вот они.
1978 год. - На мехмат МГУ было принято 2 еврея /общее число принятых 425 человек/. В числе поступавших были пять победителей международной, всесоюзной, всероссийской и московской олимпиад по математике /Гальперин В., Корельштейн Л., Рохштейн 3., Гохберг А., Эткин В./, из них двое медалисты. На мехмат был принят лишь Гальперин В. - победитель международной олимпиады в Белграде, 1977г. Средний балл за экзамен по устной математике в группе победителей равнялся 3,2.
Для сравнения укажем, что тот же средний балл в 1-ой группе 1-го курса равнялся 4,4.
Другое странное обстоятельство - трое из пяти отвечали одному и тому же экзаменатору А.С. Подколзину, который всем троим предложил задачи со Всесоюзной студенческой олимпиады, что запрещалось инструкциями Минвуза СССР.
1979 год. - В этом году на мехмат поступало 87 выпускников шести ведущих математических школ г. Москвы /№№ 2,7,57,91,179,444/. Из них 47 человек не были евреями, а у 40 человек среди родителей, дедушек и бабушек были евреи.
Результаты экзаменов в первой группе /47 человек/: математика /письменно/ - одна двойка, 19 четверок и пятерок, остальные тройки; математика /устно/- 2 двойки /одна изменена после апелляции/, 8 четверок и 30 пятерок. На мехмат было принято 40 человек.
Результаты экзаменов во второй группе /40 человек/: математика /письменно/ - 23 двойки /три изменены после апелляции/, 2 четверки и пятерки, остальные тройки; математика /устно/ - II двоек /две изменены после апелляции/, одна четверка /полученная после двух апелляций/, 3 пятерки, осталыше тройки. На мехмат было принято 6 человек.
Почти все абитуриенты второй группы получили хотя бы один раз двойку по математике, что позволяло устанавливать их принадлежность ко второй группе, не заглядывая в их анкету. Такой результат был достигнут благодаря выставлению оценок за письменные работы после дешифровки работ. Когда стало ясным, что этот противозаконный факт, граничащий с уголовным преступлением, может быть доказан, руководство мехмата сделало все возможное, чтобы замять скандал.
"Тихие" погромы, осуществляемые университетскими преподавателями, иногда заканчивались трагически. В 1979 г. во время вступительных экзаменов скончалась бабушка Ашкекази /3-я премия на Всесоюзной олимпиаде/, а отец И.Когана перенес инсульт, после которого он стал инвалидом.
В 1980 г. на мехмате МГУ евреев-абитуриентов почти не было: в тот год из-за Московской олимпиады вступительные экзамены во всех вузах проводились одновременно, поэтому абитуриенты не имели возможности после провала в МГУ поступать ещё раз в другой институт и не рисковали. Однако обстановка на мехмате во время вступительных экзаменов 1980 года была подробно освещена в письме д.т.н. Б.Т.Поляка в ректорат МГУ.
Избиения 79-80 годов не прошли даром: число евреев, поступавших на мехмат, сократилось в 1981 году. Теперь из 5 ведущих математических школ г.Москвы /те же школы, что и в статистике 1979 года, кроме школы № 444 / поступало 64 человека, но только 15 таких, у которых среди родителей, дедушек или бабушек были евреи.
Представители этой группы абитуриентов набрали в среднем 12,6 балла из 20 возможных, и из них были приняты двое: дочь профессора мехмата и сын известного физика члена-корреспондента АН СССР /последний после многочисленных жалоб и изменений оценок по результатам апелляций/.
Из остальных 49 поступавших на мехмат был принят 41 человек, причем средний балл, набранный ими - 16,2. 1980 год оказался переломным: после него число абитуриентов-евреев или полуевреев резко сократилось, зато резко возросло количество молодых людей, уехавших из СССР и имевших математические способности.
Приведем лишь один пример: проваленный в 1978 году в МГУ призер Всероссийской олимпиады З..Рохштейн сейчас работает профессором в Вашингтоне, успешно окончив аспирантуру Гарвардского университета.
Если добавить к этому, что профессорами Гарвардского университета, получившими мировую известность, являются бывшие младшие научные сотрудники МГУ Д.Каждан и И.Бернштейн, уехавшие из СССР примерно в те же годы, то только сознательно переставляя местами причины и следствия, можно пытаться оправдать проведение политики, противоречащей и Конституции страны, и ее государственным интересам.
Для сравнения отметим, что в начале шестидесятых годов на мехмате среди студентов имелось 25-З0% евреев, а на другие факультеты /например, физический/ их не принимали и в шестидесятые годы.
В середине же семидесятых годов на заседаниях Ученого совета мехмата начал развиваться тезис об "улучшении социального состава студентов".
"Улучшение", например, достигалось за счет предоставления определенных льгот абитуриентам с периферии и сознательного уменьшения числа принимаемых москвичей.
Когда же в 1974 году тогдашний ректор МГУ Р.В.Хохлов распорядился принятъ запланированное число москвичей, то случилось непредвиденное.
Москвичи, ставшие студентами мехмата только благодаря распоряжению Р.В.Хохлова /они не набрали проходного балла/, оказались победителями студенческой олимпиады по математике.
Если учесть, что победителями стали также студенты других вузов, не принятые в МГУ, то опять-таки становится очевидным, к чему свелось "улучшение" социального состава студентов. Никто из членов партии не счел возможным протестовать против подобных лозунгов накануне 60-летия Октябрьской революции!
Теперь обратимся к событиям последних трех лет. Руководству мехмата удалось свести к минимуму ежегодный поток апелляций и протестов.
Чтобы увидеть воочию, какими средствами был достигнут этот результат, нужно было только посмотреть на закрытую с внешней стороны стулом и охраняемую студентами-дружинниками дверь, за которой сидели в течение почти четырех часов несколько школьников, посмевших подать апелляции.
У этих висельников экзамены по устной математике начинался в 10.00, а разбор апелляцией - в 21.00, с 17.00 до 21.00 они были отрезаны от контактов с друзьями, родителями, сочувствующими.
Подобная мера пресечения была известна и секретарю парткома МГУ И.И.Мельникову (около 17.00 он находился у этой злосчастной двери), и руководителям экзаменационной и приемной комиссий мехмата К.И.Вавилову и И.М.Сергееву (они скрывались от родителей и абитуриентов в законспирированной аудитории, но находились на факультете).
Стиль и результаты разбора апелляций заслуживали бы отдельного обсуждения, но более свежие примеры 1988 года позволяют на этом не останавливаться.
Стоит указать только один вопиющий пример: после серии апелляций по поводу проведения экзамена абитуриентки В.Даревской (апелляции подавались на мехмат, в Центральную приемную комиссию МГУ, в Минвуз СССР), после изощрённого логического анализа протокола опроса удалось доказать обоснованность апелляции, и оценка была изменена.
Однако это было сделано уже после окончания приема в МГУ, а экзаменатор профессор Л.Е.Евтушик, тщательно старавшийся скрыть характер проведенного опроса и подозревавшийся в подтасовке протокола, не получил никакого наказания[5].
Одно обстоятельство бросалось в глаза: статистика результатов письменного экзамена по литературе резко отличалась от традиционной для мехмата картины. Обычно более половины абитуриентов получали за сочинение "тройку", в 1986 году около 50 % абитуриентов получило четверку.
Можно было бы попытаться объяснить изменение статистики изменением критериев оценки.
Однако анализ состава абитуриентов, получивших "тройки1" и "двойки", показывает неудовлетворительность такого объяснения - в группе "неудачников" оказалось много абитуриентов-евреев и полуевреев.
Общее же повышение оценок за сочинение было необходимо для регулирования отбора абитуриентов.
Аналогичную картину можно было наблюдать и в 1987 году. Обвинения в подтасовке результатов экзамена по литературе можно было проверить, однако никто не оказался заинтересованным в выяснении правды.
Даже выступление журнала "Юность"(1988г., № 2," Что за комиссия, создатель:..." ) по поводу письменного экзамена по литературе в МГУ не побудило Государственный комитет по народному образованию провести объективное расследование.
В 1987 году политика дискриминации продолжается. Например, из математической школы #57 г. Москвы на мехмат поступает 9 человек, из которых 4 имеют отношение к евреям. Из этих четырёх после многих жалоб и апелляций поступает один, из остальных пяти - все пять.
Наконец, наступает 1988г, тот, в котором МГК и Госкомитет по народному образованию получили предупреждение о возможности продолжения дискриминации евреев в МГУ.
Но на мехмате лишь частично меняют тактику. -
По-прежнему на письменном экзамене по математике предлагаются две очень легкие задачи / тройка обеспечена очень слабому абитуриенту / и две очень трудные / пятерку получить почти невозможно /. Но на устных экзаменах "нежелательным " абитуриентам ставят, как правило, " три ", так чтобы они набрали II баллов при проходных 12. Именно так преградили дорогу на мехмат сильным выпускникам из той же школы №57 г. Москвы Архипову, Ракитянскому, Сно.
В 1988 году олимпиадных задач на устной математике, как правило, не предлагалось, оценка снижалась с помощью откровенных придирок, обмана абитуриентов. В отдельных случаях на устной математике с помощью придирок и фальсификаций выставлялась двойка /П. Куно /. Если все эти методы не помогали, и абитуриенты получали по математике 9 баллов, так что тройки по физике им было достаточно для поступления /И. Пак, М. Марцинюк /, то им выставлялась двойка по физике.
Результаты приема 1988 года кажутся более приличными, чем в предыдущие годы.
Например, из той же школы №57 поступало 18 человек, из которых у десяти один или оба родителя были евреями.
Из этих 10 поступило 5, не поступило тоже 5, из остальных 8 поступили все 8. Теперь к мехмату применима формулировка С.Баруздина: " При равных правах для всех на практике прием евреев в высшие учебные заведения порой дозирован" /"Дружба народов" , №12, 1988 г., стр. 229/.
Процент евреев, поступивших в МГУ из школы №57, ненамного ниже процента поступивших абитуриентов в целом по факультету, но неевреи этой школы поступили все. Некоторым абитуриентам, один из родителей у которых - еврей, удалось скрыть этот факт и обмануть бдительность факультета.
Важно подчеркнуть, что дело не в количестве принятых в МГУ евреев: непринятие даже одного человека из-за его национальности противозаконно, противоречит Конституции СССР.
Хотелось бы сказать еще несколько слов о средней школе №57. В течение многих лет этой школой руководила Н.Лапушкина, сумевшая создать в школе поразительный микроклимат, совершенно необычные отношения между школьниками и учителями, между самими школьниками.
Многие выпускники школы ежегодно первого сентября идут в "свою" школу, многие ведут в ней кружки, принимая эстафету от старших и прививая любовь к школе и знаниям младшим.
В школе имеются специальные классы по биологии и математике.
Ежегодный конкурс для поступления в математические классы - 8 -10 человек на место.
Естественно, что ученики школы добиваются замечательных результатов на олимпиадах по математике, физике, биологии и другим дисциплинам, входят в сборные команды страны на международных соревнованиях, десятками поступают в лучшие вузы Москвы.
Однако именно на мехмате к выпускникам школы № 57 традиционно "особое" отношение, поскольку среди них много евреев. Поэтому в 1984 году из 10 выпускников школы, поступавших на мехмат, было принято только четыре человека, в 1986 году - из 14 восемь, в 1988 году из 18 тринадцать. Только пять (!) человек не принято, но из них один еврей и четыре полуеврея. Случайность? Все сказанное выше свидетельствует об обратном.
Ещё одно замечание. Удивительно постоянство группы экзаменаторов, которые обвиняются в проведении дискриминационной политики. Кроме уже упоминавшихся А.С.Подколзина и Л.Е.Евтушика, в нее входят Алешин, Мельников, Кудрявцев и другие.
Одновременно многие профессора и преподаватели мехмата в течение десятков лет не допускаются к приемным экзаменам на факультете (почему-то они всегда принимают экзамены на других факультетах). Прямую ответственность за такое положение несут проректор МГУ В.А.Садовничий как председатель ЦПК и декан факультета О.Б.Лупанов как председатель приемной комиссии факультета.
И последнее. Несколько недель назад профессор М.А.Шубин поднял вопрос о недостатках системы приемных экзаменов на мехмате в стенной газете факультета. Там же помещен ответ М.А.Шубину заместителя декана по приему И.М.Сергеева, из которого видно, что руководство факультета не собирается радикально менять сложившуюся систему вступительных экзаменов и не хочет отказаться от возможности регулировать отбор абитуриентов. Другими словами, до демократизации приема на мехмат еще достаточно далеко.
В переломные моменты русской истории два вопроса ставились одновременно: кто виноват и что делать.
Хотелось бы оставить первый вопрос в стороне и не разжигать страсти сейчас, когда в стране начался и с большими трудностями проходит процесс перестройки, хотелось бы не вступать в полемику с И.Р.Шафаревичем, который считает, что виноваты евреи (и, может быть, другие "малые" народы). Однако ответ на вопрос включает также и вопрос о том, что делать с теми, кто непосредственно осуществлял и осуществляет на практике политику, противоречащую конституционным нормам и принципам социальной справедливости.
Этот вопрос в значительно более широком контексте обсуждался Д.Граниным в сборнике "Иного не дано". Ведь без ответа на него невозможно моральное обновление советского общества, основанное на уважении и самоуважении каждого гражданина, на осознании им меры своей гражданской ответственности перед обществом. И второе: каждое установленное нарушение прав любого гражданина должно сопровождаться исправлением допущенной в отношении к нему несправедливости.
Поэтому следующие меры, по мнению автора, могут способствовать решению описанной в этой статье проблемы:
1. Необходимо провести тщательную, объективную и открытую проверку приведенных выше
фактов с привлечением компетентных специалистов, социологов, преподавателей,
общественности и представителей прессы.
2. Если проверка подтвердит (и, может быть, дополнит) приведенные факты, то лица,
ответственные за проведение дискриминационной политики по национальному признаку
должны быть лишены права заниматься педагогической деятельностью и занимать
руководящие посты.
3. Абитуриенты, ставшие жертвами дискриминации должны быть приняты в МГУ, если они
подтвердят свое желание учиться там.
4. Необходимо срочно разработать демократическую систему проведения вступительных
экзаменов.
5. Необходимо создать действенный механизм контроля за функционированием этой
системы.
Несколько слов о последних двух предложениях.
Идеальных систем не бывает. Какую бы систему ни придумали, всегда можно найти способы обойти ее для различного вида злоупотреблений.
Поэтому дополнительная система контроля необходима.
До сих пор существующая система проверки жалоб состоит в том, что жалоба отправляется тому, на кого она подана. Только в редких случаях удаётся добиться проверки жалобы внешней комиссией. Однако МГУ всегда был государством в государстве, и Минвуз СССР, как правило, не мог контролировать действия руководства МГУ. Сейчас Госкомитет по народному образованию, ссылаясь на расширение автономии вузов, по существу отказывается от рассмотрения протестов и апелляций.
Поэтому проблема контроля за действием руководства вузов во время вступительных экзаменов становится весьма актуальной.
Необходимость такого контроля тем более актуальна, что возможные и действительные нарушения связаны не только с различными формами дискриминации.
Демократизация системы приема в вузы страны соответствует общей демократизации советского общества и будет содействовать улучшению качества подготовки будущих научно-технических кадров общества.
Примечания
[1] Известия, 24 мая 1988г. Иного не дано.
[2] Шкловский И.С. Эшелон // Химия и жизнь.-1988,№9.-с.79-85.
[3] Понтрягин Л.С. Автобиография Л.С.Понтрягина, написанная им самим. Успехи математических наук. Заметим, что был опубликован после скандала в Президиуме АН СССР значительно смягченный третий вариант исходного авторского текста.
[4] Math Letters. 1979, №11.
[5] С полученными на мехмате оценками В.Даревская была зачислена без экзаменов на вечернее отделение Калининского гос. университет
22 мая 2019-го года.
Свидетельство о публикации №119052205950