Саврасовские места
Вблизи от Костромы...
С благоговеньем
Прикоснёмся мы
К самим истокам
Истинно Прекрасного...
Что снизошло к нам
С полотна Саврасова!..
01.2009.
В Молвитино (теперь Сусанино) была написана
картина Саврасова " Грачи прилетели"
На фото Воскресенский храм, отображённый в картине.
В истории приезда в Молвитино в 1871 году А.К. Саврасова и создания им своей знаменитой картины «Грачи прилетели» почти всё до сих пор остаётся для нас «покрытым мраком неизвестности». Темой «Молвитино и Саврасов», к большому сожалению, почти не занимались ни историки искусства, ни костромские краеведы, поэтому, хотя формально и считается, что храм в Молвитине — это та самая церковь, что изображена в саврасовских «Грачах», но считается как-то неуверенно и глухо.
Как известно, Алексей Кондратьевич Саврасов, в ту пору профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в конце 1870 года, взяв в училище отпуск на пять месяцев без содержания, в первых числах декабря приехал в Ярославль, где и прожил со всей своей семьёй до мая 1871 года.18 Напомним, что с лета 1870 года в творчестве А.К. Саврасова начался период, обычно называемый «волжским», когда художник на протяжении нескольких лет ездил на Волгу — в Нижний Новгород, Городец, Юрьевец, Кострому, Ярославль, — в результате чего на волжском материале им был создан большой цикл картин. Конечно, особое место в этом «волжском» периоде занимают несколько месяцев, проведённые в Ярославле, потому что именно к этому времени относится начало работы над самой знаменитой работой Саврасова «Грачи прилетели».
Прожив зиму в Ярославле, Саврасов в начале марта 1871 года проехал в Кострому, а оттуда — в Молвитино. Так как железной дороги между Ярославлем и Костромой ещё не было, то художник ехал в Кострому обычным путём — скорее всего т.н. «нагорным» трактом, шедшим по правому берегу Волги. Посещение расположенной в семидесяти верстах от Ярославля Костромы, в которой Саврасов, судя по всему, раньше не бывал, вполне объяснимо — город находится рядом, богат памятниками старины, живописно стоит на Волге. Но почему и при каких обстоятельствах из Костромы художник поехал именно в Молвитино, находящееся к северу более чем в 50–ти верстах, нам остаётся неизвестным до сих пор.
Кажется, первым попытался представить, как это произошло, писатель В.Н. Осокин, писавший так:
«Алексей Кондратьевич охотно и быстро сходился с простым людом, да и народ сразу же признавал Саврасова за своего. Громадный, чуть сутуловатый, с чёрной бородой, уже тронутой сединой, походил он, пропахший табаком, со своими граблеобразными руками на видавшего виды мастерового. Сходство довершала перепачканная красками одежда, ветхая шляпа да деревянный ящик — всё богатство. (...) Так и свела его в тот день судьба на костромском базаре с какимто дальним крестьянином. Продал тот свой нехитрый товар и цигарку свёртывал. Саврасов подошёл, поправил сбрую, ласково потрепал лошадёнку по холке. Торговец оглядел, видит — человек дорожный, мастеровой.
— Ты землячок, видать, богомаз... Часом не в Молвитино? Чую я — там иконы совсем почернели.
Алексею Кондратьевичу по душе пришлось тихое, русское название: Молвитино. Веяло от него стариной отчизны.
— В Молвитино, в Молвитино.
Крестьянин заметно оживился.
— Не к попу ли Афанасию?
— А к кому же!
— Садись, коли так, мне сподручно, подвезу. Да уж древен больно поп-то, прахотен, да церковь ветхая да бедная, поживишься ли?
—Много ли мне нужно...
— А то и правда. Зарывайся-ко в сено поглубже. Ну поехали...»19
Конечно, вся эта сцена — плод писательского воображения, и можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт. Нельзя не отметить, что в данном отрывке художник — московский профессор, семейный человек, ещё весьма далёкий от «позднего» Саврасова, показан уж слишком «простонародным». Никакого попа Афанасия в 1871 году в Молвитине не было ё , «ветхой и бедной» недавно перестроенная Воскресенская церковь также не была. Да и само объяснение того, почему Саврасов поехал из Костромы в Молвитино, выглядит уж больно
Свидетельство о публикации №119052201194