И ещё о философии
Например, Платон - самое известное и популярное имя в философии, относится ко второму разряду, поскольку философия Платона прямым образом вырастает из философии Сократа, но при всей масштабности включённости философии Сократа в философию Платона - не только из него. Платон в своих диалогах даёт место очень многим, начиная с софистов, которых казалось бы он должен был исключить оттуда полностью как своих врагов, и заканчивая Парменидом. Поэтому у Платона есть диалог "Софист", есть диалог "Парменид", все диалоги Платона это вообще почти исключительно одни имена. В том Платон и выигрывает, кстати. Поскольку ни у кого больше в истории философии не встречается такая свобода предоставления слова оппонентам и друзьям по любви к мудрости, как у Платона. Аристотель в этом смысле ни в какое сравнение с Платоном не идёт, несмотря на то, что Аристотель отталкивается от всей древнегреческой философии, имея её перед собой как уже свершившуюся. Ибо у Аристотеля мы читаем учения других, да и то, частенько только косвенные (через возражения или продолжения), а у Платона мы находим "живое слово" других - самих этих других.
Нельзя сказать, что какой-то философ в состоянии вырасти и набрать широту и размах в полной изоляции и одиночестве, не опираясь на умы других людей, и не читая, и не изучая иные философии. Но при этом, далеко не все философы способны предоставить в рамках собственных мыслительных актов и тактов, голоса тех, из кого или против кого они выросли.
Так, если мы откроем Хайдеггера, то мы встретим у него и "настоящего Гераклита" и "подлинного Парменида", встретим Ницше, Канта, Гегеля. Но если мы откроем самого Ницше, то никого кроме Ницше мы в его философии не найдём, философия Ницше это философия Ницше по преимуществу. Конечно, Ницше тоже упоминает имена, к примеру, того же Сократа. Но существует ли Сократ внутри философии Ницше как Сократ? Конечно же нет.
То же самое произойдёт с нами и если мы откроем философию Гераклита - мы не найдём ничего в ней кроме философии Гераклита.
И с Парменидом у нас будет та же самая история - только Парменид. И с Плотином будет такая же история, несмотря на то, что он - неоплатоник. И с бл. Августином, и с Кьеркегором, и с Паскалем, и с Декартом.
Но если мы откроем философию Мераба Мамардашвили, то положение дел изменится - и у нас снова оживут другие имена, и снова заговорят собственным голосом: заговорит Кант, Декарт, Пруст, античная философия, Данте.
О чём же говорит такая особенность и такое разделение, которое я провела?
Оно говорит о первоначальной бытийной диспозиции любого философа - об экзистенциональной пространственности его бытия.
Одни философы философствуют "парно", или лучше сказать "открыто парно", а вторые философы философствуют "одиночно", или лучше сказать - "скрытно парно".
И значение такого разделения трудно переоценить, хотя оно и нелегко уловимо. А точнее, оно лежит прямо перед нами, полностью открыто и доступно нам, но из-за этого, из-за того, что оно находится так близко и так доступно, оно всегда ускользает от нас и не считается чем-то существенным. Между тем, оно существенно.
Но такая разница в философии не считается ни с какими "измами", ни с какими материализмами и идеализмами, она обнаруживается глубже. Себя я также причисляю к тем, кто философствует "открыто парно".
Так вот, необходимо показать, что эта предельная форма различения любой философии и любого философствования - изначальная, и содержит в себе неоспоримую истину самого бытия. Если мышление и бытие тождественны, то таким же образом разделяется первоначально и само бытие - кажет себя как одно (или скрытое два) или же кажет себя как два (скрытое одно). Философия и мышление лучше всего показывают нам здесь тайну бытия.
Свидетельство о публикации №119052007052