Стихополотно. Человек и вещи

                Вдохновение темы: от Светозара Ясного


А встречный здесь вопрос тем более зловещ
Светозар Ясный

                Отклик на «Вещь в себе» (Ольга-Виктория Кириллова)
                http://www.stihi.ru/2013/02/25/1875


В себе и для себя, конечно, Я - не вещь!
Но вот вопрос: как вещью мне не быть для всех?
А встречный здесь вопрос тем более зловещ:
Другие все - не вещи для моих утех?

03.05.2019
© Светозар Ясный, 2019
http://www.stihi.ru/2019/05/03/7454



Вещь в себе
Ольга-Виктория Кириллова

Неоспоримость этого таланта
Прошла уже эпоху не одну
Я - "вещь в себе", по мненью Канта,
Но с этим согласиться не могу.

Все эти философские кривлянья
Во время ОНО были хороши,
Для метода простого созерцанья,
Я - "вещь в себе", лишённая души.

В себе ль я вещь, или для всех,
Окроплена божественным началом,
Не понимать простого - это грех,
Сознательно не понимать - не малый.

Нельзя же повторять все "заклинанья"
Умов ушедших из распавшихся эпох,
Они определённо путали сознанье,
Какая "вещь" я, если во мне БОГ?
© Ольга-Виктория Кириллова, 2013



Человек и вещи
Владимир Владимирович Набоков


ЧЕЛОВЕК И ВЕЩИ
Berg Collection. New York Public Library. Box 1, folder 1.

Название моего доклада: "Человек и вещи" может, пожалуй, ввести вас в заблуждение. Вам может показаться, например, что, отдавая дань бесу обобщенья, я разумею под словом "человек" какого-то сборного, чрезвычайно удобного homo sapiens'a - представителя человечества. Вы можете подумать, что для меня "вещь" какое-то определенное понятие, которым я собираюсь с философской легкостью жонглировать. Мало того, самое это слово "вещь" может вызвать в вашем представлении нечто домашнее, не очень ценное, нечто для удобства или украшенья. Вспомним, кстати, того чеховского доктора из "Трех сестер", кажется, который, не зная, как определить подарок, который ему с гордостью показывали, повертел его в руках и пробормотал: "Хм, да… вещь…" Впрочем, эту вещь - каминные часы, кажется, он тут же по неловкости уронил, со звонкими последствиями.[1] Но и другую интонацию можно услышать в слове "вещь". Так, был у меня знакомый ювелир, в устах которого высшей похвалой браслету или Ривьере[2] было именно слово "вещь", произнесенное веско, крупным голосом, несколько раз сряду в такт почтительному движенью ладони, на которой драгоценный предмет лежал. Наконец, еще одно кипроко[3] может произвести заглавье моего доклада. Ибо не внушат ли иному уму слова "человек и вещи" образ человека в пивной, лакея, полового - а ведь через это и слово "вещи" вылупится из своего тумана, приняв образ тех вещей, за которые дирекция не отвечает.

Перечислив такие возможные недоразумения, я этим самым устраняю их. Конечно, говоря "человек", я имею в виду только себя самого. Точно так же и вещи, о которых я буду говорить, не пройдут без именных ярлыков в туманах общего места. Ибо под словом "вещь" я разумею не только зубочистку, но и паровоз. Все, что сделано человеческими руками, - вещь. Это единственное общее определение, которое я себе позволю.

Вещь, сделанная кем-то вещь, сама по себе не существует. Портсигара, забытого на пляже, пролетающая чайка не отличит от камня, от песка, от лоскута водоросли, так как вещь в отсутствие человека возвращается тотчас в лоно природы. Ружье, лежащее в глуши тропической чащи, уже не вещь, а законная часть леса; сегодня уже по нему льется рыжий ручей муравьев, завтра оно заплесневеет, может быть, зацветет. Дом - просто каменная глыба, когда уходит человек. Уйди он на пятьсот лет, дом, как тихий, хитрый зверь, убегающий на волю, незаметно вернется в природу, и вот и вправду - просто куча камней. И, кстати, обратите внимание на то, с какой охотой и как ловко самая мелкая вещь норовит улизнуть от человека и как склонна она к самоубийству. Оброненная монета с поспешностью отчаянного беглеца описывает по полу широкую дугу и скрывается в самый далекий угол под самым далеким диваном. И не только нет предмета без человека, нет предмета без определенного отношенья к нему со стороны человека. Это отношенье зыбко. Беру для примера картину в раме, портрет женщины. Один смотрит и с холодным восхищением ценителя разбирает краски, светотени, фон. Другой, ремесленник, с каким-то сложным ощущеньем, в котором смешаны образы его ремесла - клей, аршин, лепная выделка, прочность дерева, позолота, - осматривает профессиональным взглядом раму. Третий - друг изображенной женщины обсуждает сходство или, на мгновенье пронзенный одним из тех мелких воспоминаний, которые являются как бы уличными мальчишками памяти, совершенно ясно, хоть так мимолетно, видит и слышит, как входит вот эта женщина, кладет сумку и перчатки на стол и говорит: "Завтра уж последний сеанс, слава Богу. Глаза хорошо вышли". Наконец, четвертый смотрит на картину с мыслью, что сегодня дантист будет делать ему очень больно, так что затем, всякий раз, когда он эту картину увидит, он будет вспоминать жужжанье бормашины и то, как пахло у дантиста изо рта. Что же выходит? Нет одной вещи, - хотя математически вещь одна, - а четыре, пять, шесть, миллион вещей в зависимости от того, сколько людей смотрят на нее. Что мне до пары сапог, выставленной моим соседом за дверь? Умри мой сосед сегодня в ночь, и какой человеческой теплотой, какой жалостью, какой красотой живой и нежной будут веять на меня эти два старых, потрепанных сапога с торчащими ушками, оставшиеся стоять у двери. В моем столе, в помятом конверте, я нашел пять черноголовых спичек. Почему я положил их туда на сохраненье, какое с ними связано воспоминанье - забыл, забыл окончательно. Я еще буду хранить их некоторое время ради воспоминанья, которое, я знаю, связано с ними, любя их какой-то вторичной любовью, - но потом я их выброшу: так мы изменяем вещам. На ярмарке, в захолустном городке, я выиграл, стреляя в цель, грошовую фарфоровую свинью. Я оставил ее на полке в гостинице, когда уезжал. Этим самым я обрек себя на воспоминанье о ней. Я безнадежно влюблен в эту фарфоровую свинью. Меня разбирает нестерпимое, глуповатое умиленье, когда я думаю о ней, выигранной, и неоцененной, и покинутой. С таким же чувством я смотрю иногда на какое-нибудь мелкое, незаметное украшенье, на цветы обоев в темном углу коридора, которых, быть может, никто, кроме меня, не заметит. В чужом доме, на письменном столе я увидел в точь-точь такую же пепельницу, как на столе у меня, - и все-таки, эта - моя; та - чужая. Помню, мне было лет десять, умер от дифтерита дядя. В его комнатах производили дезинфекцию. Плохо, что ли, объяснили мне, что такое дезинфекция: я понял, что вот человек умер и теперь делают так, чтобы его вещи больше не были его, снимают с них ту пыль, тот запах, все то, что делало их именно его вещами.

Мне неприятно слышать, когда люди говорят о машинах: ах, наш механический век - ах, роботы - ах, то да се. Машины, инструменты всем нам служили. В этом смысле перочинный нож ничем не отличается от какой-нибудь сложнейшей фабричной машины. Дело в том, что и сложности тут никакой нет. Мы количество частей принимаем за сложность, а части сами по себе простые, и соединены они в конце концов - просто. Когда человек глядит на паровоз, то ему кажется невероятно хитрым его устройство, потому что он в своем представлении отделяет предмет от ума, затеявшего его. Ум хитер и сложен, находчивость человеческая удивительна, а самое же созданье, конечно, - просто. Прелесть машин именно в том, что всякий смышленый, ухватистый человек может сотворить машину. Нет, мы недалеко ушли от наших предков. В пятом веке остроумный китаец выдумал подводную лодку. Монголы во время оно ошарашивали западных врагов ядовитыми газами. Читаю, например, объявленье, что такая-то фирма изготовляет всяческие автоматические приборы для продажи товаров: дескать, последнее слово техники. Между тем, автоматические приборы были уже в употреблении в седой древности. Египетские жрецы посредством их играли на суеверии своего народа. Перед храмами Изиды стояли магические урны. Они снабжали верующих благословением богини в виде нескольких капель священной воды. Для этого нужно было только кинуть в щель урны пятидрахмовую монету, как это делает на подземном вокзале барышня, желающая получить коробочку миндаля. Оказывается: священный и бессмертный жест. Те египетские самодействующие урны несколько веков подряд давали прекрасные доходы жрецам - и, конечно, тайна их устройства охранялась строгими законами, даже угрозой смертной казни. Дело, вероятно, происходило так: брошенная монета попадала через проводную трубку на хорошо уравновешенное плечико рычага, от этого на мгновенье открывался клапан на дне сосуда, наполненного водой, и по выводной трубке немного воды выливалось в чашку, подставленную легковерным, потеющим от удивленья египтянином. А несколько столетий погодя в Древнем Риме на улицах и даже на больших дорогах существовала автоматическая продажа вина - такие же приборчики, как у нас. Поэтому римлянин, отлучаясь из дому, всегда брал с собой кубок для питья. Если б я был хорошим художником, я бы написал такую картину: Гораций, сующий монету в автомат.

Человек - подобие Божие, вещь - подобие человеческое. Человек, который делает вещь своим Богом, уподобляется ей. Тогда получается полный круг: вещь, Бог, человек, вещь, - а для ума прелестен полный круг. Автомат в некотором роде наиболее похож на человека. Его толкнешь - он отвечает. Ему лапку подмаслишь, он доставляет тебе приятность. Даешь ему плату, он выдает тебе товар. Но и во всякой другой вещи - я чувствую известное сходство с человеком. Подштанники на сушке при бодром ветре пускаются в идиотический, но вполне человеческий пляс. Чернильница на меня глядит одним черным глазом с блеском в зрачке. Часы, стоящие на без десяти два, напоминают лицо с усами Вильгельма,[4] часы, стоящие на двадцать минут восьмого, напоминают лицо с усами, опущенными вниз по-китайски. Между круглым стеклянным колпаком лампы и лысой головой мыслителя, налитой светящейся мыслью, есть успокоительное сходство. Словами, которые мы употребляем для именованья различных частей нашего тела, окрестили мы части вещей, орудий, машин, уменьшая эти существительные, как будто говорим о наших детях. "Зубчики, глазок, ушко, волосок, носик, ножка, спинка, ручка, головка". Я точно окружен маленькими уродцами, и уже кажется мне, что зубчики часов грызут время, что ушко иголки, воткнутой в занавеску, подслушивает, что носик чайника, с капелькой застывшей на кончике, сейчас хморкнет, как простуженный человек. А в предметах побольше, в домах, поездах, автомобилях, фабриках, человеческое нечто становится иногда поразительно неприятным. В шварц-вальдских деревнях есть насмешливые дома: оконце в крыше удлинено наподобие хитрого глаза. Чрезвычайно глазастые бывают и автомобили - благо мы даем им не три, не один, а именно два фонаря. Немудрено, что в наших сказках и на наших спиритических сеансах вещи и впрямь оживают.

Я думаю, что, углубляя эти аналогии и входя, сознаюсь, в некоторый антропоморфический азарт, можно вещам придавать наши чувства. Так, в ленивом положении шерстяного платка, перекинутого через спинку стула, есть скука - ах, как скучает этот платок по чьим-нибудь плечам! Что-то бодрое, радостное и чистосердечное есть в открытой, совсем еще белой тетради. Карандаш по натуре мягче, добрее пера. Перо говорит, карандаш шепчет.
Наконец, есть и дети среди вещей. Это, конечно, игрушки. Они подражают взрослым вещам - и чем это подражанье полнее, тем дороже они человечьему ребенку. Меня занимал в детстве вопрос: куда денутся мои игрушки, когда я подрасту? Я воображал огромный музей, куда собирают постепенно игрушки подрастающих детей. И часто теперь, входя в какой-нибудь музей древностей, где есть римские монеты, оружие, одежды, кольчуги, мне кажется, что я попал как раз в тот музей моей мечты.
Мы боимся, мы ни за что не хотим отпускать наши вещи обратно в природу, откуда вышли они. Мне почти физически больно расстаться со старыми штанами. Я храню письма, которые не перечту никогда. Вещь - подобие человеческое, и, чувствуя это подобие, нам нестерпимы ее смерть, ее уничтоженье. Древние цари ложились в гроб с доспехами, с утварью, взяли бы с собой и свой дворец, если бы это было возможно. Флобер желал быть похороненным вместе со своей чернильницей. Но чернильнице было бы скучно без пера, перу без бумаги, бумаге без стола, столу без комнаты, комнате без дома, дому без города. И как ни старайся человек, истлевает он сам, истлевают и его вещи. И лучше, чем мумии лежать в расписном саркофаге, на музейном сквозняке, - приятнее и как-то честнее, - истлеть в земле, куда возвращаются в свой черед и игрушки, и линотипы, и зубочистки, и автомобили

Примечания
(3-14. I. 28. Ночью.)
[1] Набоков не вполне точно вспоминает сцену из третьего действия "Трех сестер", когда пьяный Чебутыкин (напомним, что он действительно военный доктор) берет в руки фарфоровые часы, молча рассматривает их, а потом роняет и разбивает вдребезги. Кулыгин, подбирая осколки, корит его за то, что он разбил "такую дорогую вещь"
[2] От фр. riviere de diamants - колье из оправленных бриллиантов
[3] От лат. словосочетания qui pro quo, пpоизнесенного на фpанцузский лад, - недоразумение, путаница
[4] Имеется в виду Вильгельм II (1859–1941), геpманский импеpатоp с 1888 по 1918 г.
Источник:


Человек и вещи
Михаил Тищенко

Обычно хозяин выбрасывает вещи:
испачканы, вышли из моды, изношены...
Время кромсает их, как жестянку - клещи
или зубы - картошину.
Но однажды приходит триумф победы
простого над более сложным и
вещь остается, а хозяин едет
на катафалке в прошлое.

Ибо вещи тоже выкидывают хозяина,
делают хламом:
борясь за себя отчаянно,
раскачивая от апофеоза к драмам,
вытесняют его из жизни,
по мере того как множатся,
превращают его харизму
в ничтожество.

Такая идет вот борьба подспудная
ежедневно, без лозунгов и рекламы.
Люди выстраиваются в стекло-посудную
лавку, высчитывая до грамма
обьем сдаваемой в утиль материи,
а с другой стороны - у старьевщиков,
в комиссионных и антикварных,
подержанные и поношенные,
торжествуют товары.

Их хозяева, бывшие, удобряют землю
или лежат в кремационных вазах.
Растут из могил травяные стебли,
а из эпитафий - экстазы,
и новый Дарвин в гениальном прозрении,
смену стилей и форм обнаруживая,
заключает, что вещи все, без сомнения,
результат работы - не тружеников,

их создавших, а - скрещивания возможностей.
И сосед его, выпив пиво,
идею борьбы противоположностей
обьясняет красиво.
И вот уже официально борются
живые - с вещами, по диалектике.
Впрочем, некоторые, чтобы спастись - колются
или пью до патетики.

Я бы хотел, сознаюсь, найти гармонию
между собой и вещью, поэтому
как Шопена слушают в филармонии,
вглядываюсь в окружающие предметы,
вслушиваюсь в вибрации незаметные...
Конечно, многие привлекают, но
потом, за чертою смертною,
превращают -  в маятник.

А уделы маятников, увы, - забвение.
(Хотя и раскачались недавно вроде бы).
Вещи увеличивают тяготение,
заглушают мелодии.
Человек - инструмент оркестра,
каждый - звучание.
Вещи же - элементы
молчания.
© Михаил Тищенко, 2019
http://www.stihi.ru/2019/01/13/5477



Души и вещи

Рождаясь, мы имеем преимущество
Пред тьмой страстей и всяческого зла.
Ведь мы в наш мир приходим без имущества,
Как говорят, "в чём мама родила"!

Живём, обарахляемся, хватаем
Шут знает что, бог ведает к чему!
Затем уходим в вековую тьму
И ничего с собой не забираем...

Ах вещи, вещи! – истуканы душ!
Ведь чем жадней мы их приобретаем,
Тем чаще что-то светлое теряем,
Да и мельчаем, кажется, к тому ж.

Порой глядишь – и вроде даже жутко:
Иной разбиться, кажется, готов
За модный гарнитур, транзистор, куртку,
За пару броских фирменных штанов!

Нет, никакой я в жизни не аскет!
Пусть будет вещь красивой и добротной,
Пусть будет модной, даже ультрамодной,
И не стареет даже двести лет!

И всё же вещь, пусть славная-преславная,
Всего лишь вещь – и больше ничего!
И как же тот несчастен, для кого
Обарахляться в жизни – это главное!

Когда в ущерб душе и вопреки
Всему, что есть прекраснейшего в мире,
Тупеют люди в собственной квартире,
Лоснясь в довольстве, словно хомяки,

Хочу воскликнуть: – Не обидно ль вам
Смотреть на вещь, как бедуин на Мекку?
Не человек принадлежит вещам,
А только вещи служат человеку!

Вы посмотрите: сколько же людей
Живёт духовно ярко и красиво,
Пусть не без тряпок и не без вещей,
Но не от них им дышится счастливо!

Пусть вам искусства сердце беспокоят,
Молитесь хоть наукам, хоть стихам,
Но не молитесь никогда вещам,
Они, ей-богу, этого не стоят!

© Эдуард Асадов



Вещи дорожают... Люди дешевеют...
Ирина Самарина-Лабиринт

Люди дешевеют, вещи дорожают…
Просто бездуховность в мире процветает.
Уточкою губы, «селфи» с голым задом…
Были бы финансы… Доброты не надо…

Мимо инвалидов и котов облезлых
Едет модный перец с фейсом бесполезным…
У него стабильность… Папа в депутатах
И диплом не хилый… Он учился в Штатах.

Кто-то за идею и семью воюет…
Кто-то из генштаба званьями торгует…
Звёзды на погонах за продажу пленных,
Но они дешевле слёз обыкновенных…

Горе-командиру вдруг «героя» дали,
Чтоб в котле и дальше те своих бросали…
Чтобы брат на брата за авто и дачу…
Кто в бою бесплатно – жизнь отдал на сдачу…

Продаются кресла, галстуки, портфели,
Новости в газетах и большие цели…
Отыщите совесть за вознагражденье.
Курс души обвален за одно мгновенье…

Ненависть затмила в людях состраданье.
Главная задача – просто выживанье…
То, за что боролись – оказалось бредом…
Как в войне с собою одержать победу?

Только смех детишек возвращает к Богу,
Ведь войною к миру не найти дорогу…
Небо смотрит сверху и от слёз седеет…
Вещи дорожают… Люди дешевеют…
© Ирина Самарина-Лабиринт, 2015
http://www.stihi.ru/2015/02/21/6005




Стихи про вещи *

Вещи...
Алена Соколовская

Со мною вещи говорят неслышным языком,
Я чувствую их шорох и смущенье.
Одни - блестят на солнце золотым ребром,
Другие - прячут в тень своё цветенье.
Их жизнь наполнена дыханием того,
Кто сотворил их, нам во благо и служенье.
В них есть - таинственности сладкое вино,
И в прошлое - мистическое погруженье.



Аура
Борис Цветков

Люблю себя в своих вещах,
Они - моя частичка,
И даже в разных мелочах
Хозяйская привычка.

По ним легко определить
Пристрастия и взгляды,
В них можно всё объединить:
Просчёты и награды.

Я с ними как в кругу друзей,
Не чувствую зажима,
Присутствие мне их нужней,
Чем счастье пилигрима.

Пусть это кажется смешным,
Но если мы не вместе,
То дом мой смотрится чужим,
Хотя, стоит на месте...


О вещах нельзя вспоминать они воскрешают людей
Вениамин Голубицкий

О вещах нельзя вспоминать: они воскрешают людей -
Царапина, или хуже - подпись владельца где-то.
И я - плохой христианин, вытравленный иудей -
Глажу их нежно и не засну до рассвета.

По минному полю памяти я бреду.
Вот взорвалась слезами кружка с ручкой отбитой.
Это папина кружка, и снова я, как в бреду,
Чай, не остыв, испарился, прошлое с будущим слито.

Древние правы были, когда могилы вождей
Наполняли тем, что при жизни им принадлежало,
Мы же живём в музеях прошлого, и музей
Вытесняет живую жизнь, а её так мало.

Бабушкины часы, мамины сарафаны,
Папина шляпа с полями - он загнул их когда-то.
Шёпоты и молитвы так внезапны и странны.
Во всём, к чему прикоснёшься, - раскаянье и расплата.

Милые, отпустите. Я ещё к вам вернусь.
Чаю выпью из кружки, в полночь содвину стрелки.
Я ещё жив покуда, не погружайте в грусть -
Вы же вчера прислали на дачный балкон белку.


Когда приходят лишние предметы
Вита Савицкая

Когда приходят лишние предметы...
Пытаясь поселиться на века...
Я говорю им строго : " Места нету..."
Я говорю им вежливо : " Пока..."

Они цепляются за шкаф упрямо...
Мол, недовольство там пересидим...
И отрекаются от званья хлама...
На букву "ха" накладывая грим...

Придумывая не одну причину...
А сразу десять, чтоб наверняка...
Пристроить в доме странную картину...
Где ржавый гвоздь пронзает облака...

И черепашку с денежкой...и вазу...
Игрушечную хмурую лису...
Которых я не полюблю ни разу...
А за угол в пакете отнесу...

И может быть...ведь всякое бывает...
Ненужный хлам вдруг станет дорогим...
И грустная лиса в тепле оттает...
И став любимой, улыбнётся...им...


Исповедь завхоза
Владимир Моисеенков

Чем дольше живу, тем сильней ощущаю опасность,
Что мой дом - это склад, это скопище лишних вещей…
Я живу, как завхоз, ко всему ощущая причастность,
И ещё пустоту в отвратительной роли своей.

Так тихонько предмет превращается в хлам или мусор,
Отпечаток моих, то святых, то мучительных дней.
И немыслимый воз, из дурных и навязанных вкусов,
Заполняет углы незавидной коморки моей.

Я живу меж вещей и себя среди них растворяю,-
Вытекает по капле душа, как с листа акварель,
А на воду взглянув, в ней своё отраженье теряю,-
Всё сильней проступает придонная тайна теней.

Обступили какие-то книги, одежда, посуда,-
Столь желанными были они для меня в свой черёд…
И теперь я теряю покой, не надеясь на чудо,
Что банальный вопрос о жилье сам собой отпадёт.

Вот в руке у меня безделушка, китайской работы,-
Кто-то, верно, в подвале её собирал из частей…
И, возможно, теперь голодает, неведомый кто-то,
От пресыщенной рынком капризной натуры моей.

Я хочу отдохнуть, и свой взгляд растворяю в пространство,
Но опять натыкаюсь на стул или старый пиджак…
Мне, буквально смешно, от такого в вещах постоянства
Непременно отвлечь на случайный досужий пустяк.

Я проснуться хочу в чистом доме, как в прибранной келье,
И что б пахло смолой, сеновалом и копотью дров,
И что б только в душе оставалось тепло рукоделий,
И на сердце легла бесконечная музыка слов.
 

С вещами надо расставаться
Галина Бестужева

С вещами надо расставаться,
Нельзя зависеть от шкафов,
Где, недвижимые, ютятся
Предметы прожитых веков.

В них нет нужды. Тесня друг друга,
Утратив прежний блеск и лоск,
Они лежат тяжелым спудом.
Прошло. Проехало. Сбылось…

Пустой флакон духов любимых
Не источает аромат,
Фигурка ангела без крыльев,
Подсвечник, свадебный наряд…

Вот и в шкафах им стало тесно -
Отвоевали антресоль.
В кладовке не осталось места -
Там паруса хранит Ассоль.

Коробки, коробы, корзины -
Где что лежит, не разберешь.
Мелькают весны, длятся зимы,
А ты средь прошлого живешь.

Ты постепенно и упрямо
Сужаешь жизненный отсек,
А дом в музей-квартиру хлама
Ты превращаешь, человек!

Тебе бы крылья, свежий ветер,
В окне распахнутом сирень,
Чтоб настоящее заметил,
И с легким сердцем - в новый день!


Люблю беседовать с вещами
Екатерина Щетинина

Люблю беседовать с вещами -
когда закончен день для всех,
большими, "новыми" ушами
я слушаю их плач иль смех.

Ловлю их тайные сигналы -
расположение, тоску
нечеловеческой опалы
и пребыванье начеку:

подушек, в частности, диванных:
"вдруг кто-нибудь захочет лечь?"
и сухость полотенец банных -
они так жаждут влажных плеч;

шкафов пузатых напряженье -
служить хозяйскому добру
и видеть лиц преображенье
в зеркальной стенке поутру...

Все вещи вечером без масок
на исповедь спешат ко мне,
им не хватает редких встрясок
во дни уборки... В тишине

свой замысел первоначальный
они стремятся обнажить,
свой век зависимо-печальный
небессловесными прожить...


Мой Колизей
Наталья Анишина

Мне вещи - верные друзья,
Я к ним привыкла, сорри.
Мы вместе, как одна семья
И в радости, и в горе.

Вот умный стол. Его люблю.
Он кормит хлебом с солью.
Как часто ночь я с ним корплю
Над рифмой и бемолю.

Тут кресло мягкое мое,
Пристанище для дремы,
Для дум усталых забытье
И эликсир истомы.

Верблюжий плед - тепло пустынь
В сырую непогоду.
Я изучаю в нем латынь,
Аминь! И, слава Богу!

В углу торшер, сам Прометей,
Мой рыцарь без доспехов.
Он света маг и чародей:
Всей тьмы земной помеха.

Бра, кофеварка, телефон, -
Премилые вещицы!
Без них мой день, как жуткий сон,
Вязание без спицы.

Любимый бабушкин сундук,
Комод, что у камина,
Часов старинных мерный стук, -
Прообразов лавина.

Все распродать - себя предать.
Привычек не меняю.
Мне раем кажется кровать,
Ей сон свой доверяю.

Квартира - пращуров музей
С портретами на стенах.
Мой драгоценный Колизей,
Как код семейный в генах.


Вещей священная природа
Ольга Альтовская

Довольно я писала об ином -
Загадочном потустороннем мире,
Который предо мной волшебным сном
Незримо разливался по квартире.

Возможно, что пришла пора понять
Мне суть вещей, стоящих по соседству:
И зe;ркала обманчивую гладь;
И столика фигурного кокетство;

Штанины штор; ажурный ламбрекен -
Окна подол, приподнятый пред лужей;
Покой и немоту старинных стен;
Диван-кровати облик неуклюжий.

Понять природу твёрдого всего
В его многозначительном молчанье,
Постичь его немое естество,
Причину простоты и обаянья,

Где в тишине лишь тиканье часов
Показывает время и движенье.
Где плоть - лишь оболочка, лишь покров -
Судьбы вещей скупое отраженье.


Вещи
Ольга Альтовская

Я их слышу. Мы одной породы.
Суть - дыханье мира одного:
И вещей священная природа,
И моё земное существо.

Суть одна, но разные призванья:
Им - служить, а мне - их узнавать.
Суждено нам сосуществованье.
Научилась их я понимать

С полуоборота, с полувзгляда.
И они беседуют со мной -
Открывают залежи и клады
Памяти и мудрости земной.

И когда уйду из этой жизни -
Эпизод недолгий в их судьбе -
Пусть они, вздохнув по мне на тризне,
Сохранят черты мои в себе.

Свято их земное назначенье -
Польза их, ниспосланная нам:
Памяти спокойное теченье
И служенье новым временам.


Люди и вещи
Татьяна Кадникова

Люди уходят…
А вещи бледнеют и зябнут.
Каждая думает:
- Как там, на небе, хозяин?
Чашка поводит
Отколотой ручкой, как ухом.
Тапочка шепчет:
- Пусть облака будут пухом.
Даже жилетка,
Что ночью свалилась за кресло,
Думает:
- Мерзнет
Он там, интересно?
…Съедут на свалку.
Но разве от этого легче?
Дольше, чем люди,
Хозяину преданы вещи.


Любимые вещи
Юрий Мусаткин

Вещи любимые с нами живут и стареют,
Только с годами становятся выше в цене ,
Радуют глаз своим видом и душу нам греют,
С ними расстаться сложнее бывает вдвойне.

Памятью связаны с ними года и свершения,
Вспомнить приятно и лучше их кажется нет,
Новые вещи давно в десять раз совершенней,
Только не радуют, вот в чем таится секрет.

Может быть кто-то мне скажет, что мелочи это,
Все мы бываем по-своему правы всегда,
Только наш дом - небольшая размером планета,
Где в окружение вещей жизнь течет, как вода.

* Источник: http://veravverav.blogspot.com/2014/03/blog-post_52.html



КАРТИНА
Известные портреты из обычных предметов

Джейн Перкинс художница из Великобритании, который использует найденные предметы и переработанные материалы для создания чего-то нового. В представленной серии фотографий под названием «пластиковая классика», Перкинс воспроизводит знаменитые картины и портреты, используя найденные предметы.

На своем веб-сайте Перкинс говорит, что получает большую часть своих материалов из благотворительных магазинов, распродаж и из центра по утилизации отходов в Эксетере; наряду с пожертвованиями от друзей и соседей. Перкинс говорит, что каждая создание каждой картины, как правило, занимает около трех недель, и что она изначально использует клеевой пистолет, таким образом, она может сначала «поиграть» с макетом картины и перемещать объекты по ней. Как только результат ее удовлетворяет, она покрывает всю картину слоем разбавленного клея ПВА.





Рецензия на «А встречный здесь вопрос тем более зловещ» (Светозар Ясный)

Сделан человек – по образу и подобию Божьему. Вещь – по образу и подобию человека. Считаю, всё сделанное человеком, – вещь. Вещь – точка встречи природы и культуры, изготовление вещи – акт приручения природы. Вещь сопровождает нас во всех повседневных пространствах. Думаю, вещи, как и личности людей, прошли похожее развитие. Вещи в жизни человека столь же значимы, как и люди, так как люди и вещи, отношения с ними – это естественная среда обитания человека – основы его жизни.

1. Дефицит. Вещей меньше, чем людей. Каждая вещь – культурная или экономическая ценность. Индивидуальна (изготавливается вручную). Отношения людей и вещей – взаимное влияние, бережливое отношение. Вещи одухотворяются. Ценность вещи измеряется её возрастом, который иногда сопоставим с возрастом нескольких поколений рода. Вещь обеспечивает связь между поколениями, передает информацию о своём создателе и людях, её обладающих. Срок службы вещи превосходил продолжительность человеческой жизни.

2. Массовое производство. Промышленное производство вещей. Их переизбыток и обесценивание. Человек получил возможность пользоваться множеством однотипных вещей, их число ограничивается лишь его достатком. Индивидуальность вещи утрачивается (продукция на одно лицо, часть вещей становится товаром). Срок службы вещей сократился, в течение жизни человек меняет несколько однотипных вещей. Ценность вещи измеряется уже новизной и связаны с человеческими желаниями. Вещи олицетворяют уже не прошлое семьи, а благоустроенное будущее. совокупное прошлое семьи, то теперь они, скорее, означают будущее конкретного человека. Старые вещи – это уже старомодный человек, отставший от времени. Отношения людей и вещей – человек более зависим от вещей, самоутверждается в обществе через их обладание. Вещь передает минимум информации о человеке, но показывает его социальный статус.

3. Многофункциональность. Удобные комбинации, «три в одном», практическое использование. Отношения людей и вещей – вещь обретает значимость только в среде, и решение о её присутствии принимается исходя из того, насколько она соответствует общему ансамблю вещей. Ценность вещи в текущем моменте. Суть вещи – простейшие способы обращения (нажатие соответствующих кнопок, выбор из меню настроек и т. п.). В эпоху технической революции многие вещи не требуют вмешательства человека в процесс. Взаимодействие людей и вещей всё более разобщённое…

Люди, по отношению к обществу (другим людям, семье, коллективам, государству) в профессиональном плане (рабочим навыкам), сродни вещам: дефицит специалистов (знания передаются по наследству, человек занимается, в основном, одним делом)), переизбыток (при массовом обучении), в наш век от людей требуется многофункциональность и владение многими знаниями, навыками во многих профессиях.

Здравствуйте, Светозар, «В себе и для себя, конечно, Я - не вещь! Но вот вопрос: как вещью мне не быть для всех? А встречный здесь вопрос тем более зловещ: Другие все - не вещи для моих утех?» /Светозар Ясный/, конечно любой человек вещью себя считать не будет, но, всё же, в межличностных отношениях (между человеком и человеком, между человеком и обществом), все мы вещи.

Общество относится к любому человеку также, как и он относится к вещам: ценит-любит-бережёт, заботится о здоровье и продолжительности жизни или, как говорят многие работодатели, «незаменимых нет» – людей много, дешёвая рабочая сила или, нанимая работника (три в одном), в целях экономии, требуют от него многофункциональности в работе, ты и бухгалтер, и уборщица, и секретарь и т.д., например … Поэтов-писателей, например, раньше мало было, их ценили больше, в наше время массовый расцвет этого ремесла и обесценивание, поэт утверждается только новизной.

Что получалось в наше время? Наверное, пропало эмоциональное отношение человека к вещи и человека к человеку, осталось потребительское. Это преобладает. Хотя, наше время своеобразное и в нём есть место, и дефициту, и массовости, и многофункциональности, всё это сливается, взаимодействует, живое и неживое, плоды технического прогресса и тонкости личностного индивидуального мира… Вещи (и люди), вокруг человека и на нём, в ещё большей степени, могут быть случайны – не отображать его сути, свойств, привычек, мировоззрения и так далее. То есть, человек может оказаться не в своём мире вещей (людей), даже проживая в доме, который сам построил и благоустроил, или будучи в одежде, которую сам на себя одел. Причин много, и денег нет, соответственно, образования, и вкус не привит с детства и т.п. …

И вещи, и люди имеют общее свойство: разрушаться, приходить в негодность, загрязняться… И вещи, и люди, в жизни человека имеют большую роль: их наличие или отсутствие, их количество и качество, не просто задают тот или иной образ жизни в материальном плане, но и влияют на сознание человека – на его мировоззрение, чувства, мысли и, в целом, на мироощущение. Ценим ли мы вещи, людей? Оставим этот вопрос, по-разному :), но в душе всё же каждый человек стремится к гармонии вокруг себя (которую может за всю жизнь и не почувствовать), внутри себя…

А то, что всё слишком взаимосвязано, человек-человек, человек-вещь, в этом мы вряд ли сомневаемся :) Некоторые исследователи считают, что мельчайшие частицы Вселенной (микролептоны) в пространстве под влиянием наших излучений выстраиваются, создавая из отпечатка наших эмоций и мыслей неповторимый узор. Похожий отпечаток остается на всем, что было с человеком рядом, и на предметах, и на принадлежащих ему вещах, пожалуй, и на наших текстах... Этот след не исчезает много времени...

Есть люди, которые любят вещи больше чем людей. Я их понимаю. Личный выбор каждого – в каком мире ему уютнее, откровенно, любой из нас любит уединение среди любимых вещей больше, чем среди людей…

С уважением и интересом к теме «Человек и вещи»,
Ваш читатель
Ирина Петал   23.05.2019 19:51 



Терцины о бренности всего земного

 Из той же ткани, что и сновиденья,
Мы сотканы — и наши сны не спят,
Как дети возле вишен, в их цветенье.

Где меж ветвей луна ласкает сад,
В ночи скользит свет бледно-золотой.
 ...И наши сны о том же говорят,

О чем и явь. — В них тот же разнобой,
И тот же хоровод, и смех, и прятки,
И тот же месяц в небе над землей.

Таинственно запутаны порядки
 Их нитей; словно дух — не погребен —
Они нам задают свои загадки.

Вот триединство: человек, вещь, сон.
© Гуго фон Гофмансталь (1874 - 1929),
«Терцины о бренности всего земного», (Пер. В. Топорова)

Ирина Петал   23.05.2019 16:38   


... от рабов как "живых орудий" в Древнем Риме до "вещей в себе" у И. Канта
 и биополитики государства у М.Фуко...
 ... как-то печально за человеков...
Между индивидуализмом и солипсизмом среди "вещей" - ещё печальнее... :(
Светозар Ясный   24.05.2019 06:48   


Увы, человек уже не в дикой природе живёт, а в цивилизации, пользуясь её плодами (и искусственный мир ему нравится, привычная среда). А со временем... клоны, клоны, биороботы, ещё бОльшие вещи... И всех нас объединяет то, что и человек, и вещь, являются накопителем энергии и информации... Не всё так печально, в каждом мире свои плюсы и минусы, а страдать иль радоваться можно в любом из них, было б желание :)). Доброго Вам дня, Светозар.

Дефицит, многообразие, многофункциональность... Всё эти и к словам применимо... Слова, зафиксированные на носителе информации, - это уже вещественное доказательство, тоже вещь :)).
Ирина Петал   24.05.2019 08:30   


Песня вспомнилась:

ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ...

Из чего же, из чего же, из чего же
 Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек
 Сделаны наши мальчишки,
Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же
 Сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков,
Из тетрадок и переглядок
 Сделаны наши девчонки!

Из чего же, из чего же, из чего же
 Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок,
Из стекляшек и промокашек
 Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же
 Сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок
 Сделаны наши девчонки!
Вот из чего, вот из чего,
Вот из чего!

Слова: Яков Хелемский

Ирина Петал   24.05.2019 08:57   

 

«А встречный здесь вопрос тем более зловещ» Во! В слове "зловещ" поселилась "вещь"! Ну, не такое уж это зло, вещи :)) Люди, конечно, немного перестарались и захламили ими Планету, бутылки пластиковые и прочее...
Ирина Петал   24.05.2019 09:10   


«Нельзя же повторять все "заклинанья"
Умов ушедших из распавшихся эпох,
Они определённо путали сознанье,
Какая "вещь" я, если во мне БОГ?»
 © Ольга-Виктория Кириллова, 2013

Одна восточная легенда гласит:

 "Богу надоело выслушивать человеческие стенания и постоянные просьбы о помощи, и он решил спрятаться, пусть становится человек самостоятельным и творческой личностью, а не лентяем и вечным попрошайкой. Спрятался под землю – человек стал рыть туннели и шахты. Спрятался в море – научился человек плавать. Спрятался на небо – человек стал учиться летать. И понял Бог и на небо человек доберется и тогда прекратится развитие Человека как личности творческой. И решил тогда Бог спрятаться... в самом человеке. Он понял, что в самом себе человек будет искать Его – Бога – в последнюю очередь... и дал ему речь и письменность.

БОГ – СЛОВО, СЛОВО – БОГ!"

Ольга и читатели, написавшие ей рецензии, показали, что их умы, их философия, их слова, лучше, чем в былые времена, (они хотят отличаться от древних философов)... Думаю, обладание новыми философиями (новыми словами) ничуть не лучше, чем обладание новыми (особенными) вещами... Слова имеют свойство материализоваться :))
Ирина Петал   24.05.2019 09:45   


:)) Никак из темы не выйду...

Хороший стих Михаила Тищенко "Человек и вещи" - в эту тему: http://www.stihi.ru/2019/01/13/5477
Ирина Петал   24.05.2019 09:53   


"Я бы хотел, сознаюсь, найти гармонию
 между собой и вещью, поэтому
 как Шопена слушают в филармонии,
вглядываюсь в окружающие предметы,
вслушиваюсь в вибрации незаметные...
Конечно, многие привлекают, но
 потом, за чертою смертною,
превращают - в маятник.

А уделы маятников, увы, - забвение.
 (Хотя и раскачались недавно вроде бы).
Вещи увеличивают тяготение,
заглушают мелодии.
Человек - инструмент оркестра,
каждый - звучание.
Вещи же - элементы
 молчания. "
© Михаил Тищенко, 2019

Ай, Светозар, подкинули темку... :)) Вечная...
Ирина Петал   24.05.2019 09:55   


На заметку, страничка Михаила Адамова http://www.stihi.ru/avtor/mihanych888
Интересует его тема про человека.

Ирина Петал   24.05.2019 10:17   Заявить о нарушении / Удалить

... "судьба играет человеком, а человек играет на трубе..."... :)

Выбор - теоретическая модель по образу буриданова осла.
Человек, если он не "вещь", за чертой выбора, стремится выйти за
 существующие пределы, в том числе и за собственные.
И это не выбор - это его жизнь.

А если он "вещь", то выбор делают за него.
Светозар Ясный   24.05.2019 12:44   


Выбор делают за него... Слишком мы в жизни уж взаимосвязаны с другими людьми и разными обстоятельствами... Часто делаешь выбор не в свою пользу. Но всё же, этот выбор тоже осознанный. Можно перестать в таком случае быть "вещью", порвать со всем и стремиться к желаемым высотам... Но... что сдерживает? Возможно, страх остаться одному, и обязательства перед другими...

Каждый из нас на своём месте, там, где должен быть, в общем узоре жизни. Может, я уже не по теме говорю..
Ирина Петал   24.05.2019 13:08   


... "каждый на своём месте"... где случилось оказаться или его надо найти?
Светозар Ясный   24.05.2019 13:15   


"Вещи (и люди), вокруг человека и на нём, в ещё большей степени, могут быть случайны – не отображать его сути, свойств, привычек, мировоззрения и так далее. То есть, человек может оказаться не в своём мире вещей (людей), даже проживая в доме, который сам построил и благоустроил, или будучи в одежде, которую сам на себя одел. Причин много, и денег нет, соответственно, образования, и вкус не привит с детства и т.п.…"

Случай, случай... всем правит Господин Случай! А Вы знаете, Светозар, я доверяю случаю.
Ирина Петал   24.05.2019 13:21   


В мире людей происходит иначе.
Люди стремятся за птицей – удачей.
Трассы, вокзалы, дороги и тропки –
Едут – заторы, аварии, пробки…

Случай незримо командует нами,
Жизнями, судьбами, страстью, делами.
Можем случайно в пути ошибиться,
И отклониться, и заблудиться…

Случай! Повсюду господствует случай.
Случай – в игре помогает везучим,
Люди случайно друг друга встречают,
В жизни случайности всё изменяют…

В судьбах и жизнях такое бывает:
Что-то порядок вещей нарушает.
Мечутся люди, не подозревают,
Что это случай людьми управляет…

СЛУЧАЙ! СЛУЧАЙ! СЛУЧАЙ!...
© Михаил Карнаухов, 2007

Ирина Петал   24.05.2019 13:23   


 "Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
 В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
 Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, — поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума..."

Александр Блок

Ирина Петал   24.05.2019 13:23   


"Или его (место в жизни) надо найти?"

Человек может искать всю жизнь своё место, но так и не найти.
Ирина Петал   24.05.2019 14:01   


(В этом случае я б посоветовала бы человеку просто стать "вещью" и ничего не искать, авось, Господин Случай поможет и "вещь" подберут (если он, конечно, хочет, чтобы его "подобрали"))
Ирина Петал   24.05.2019 14:14   


... ну, да... только к случаю надо быть готовым...
Как говорили древние греки: лови момент спереди за волосы, сзади он лысый. :)
Светозар Ясный   24.05.2019 15:36   


Ну да, случай идёт к подготовленному уму :))
Ирина Петал   24.05.2019 15:39   


"Душа, что помнила себя,
Нечаянно на свет нажала,
Что тайно в чреве отыскала,
И... провалилась в чувство дня."
Сергеяр Беж


А, если ума нет, то случаю иль моменту лучше довериться - сердцем.

Но, тот, кто умный и поймал момент, тот - Гений!
Ирина Петал   24.05.2019 16:07   


Думается мне, гениальность, от латинского "genius" - дух, это способность приспосабливаться к определенным условиям, умение уловить момент.

А в своём коллективе убедилась, гении - это ребятки, которые втайне изучили умные книжки (которые на весь коллектив выписывали, но присвоили избранные), курсы, любящие новизну, ну, а остальная рутинная работа - для лохов :))
Ирина Петал   24.05.2019 16:13   


А лохи всё усваивают методом проб и ошибок - на многолетнем опыте :))

Впрочем, это не по теме :))
Ирина Петал   24.05.2019 16:35






Не любил, но прикасался...
Коста Мария

Не любил, но прикасался. Притягивал к себе. Рассматривал. Дышал глубоко, пытаясь ощутить то верхние нотки в аромате, то ноты сердца, то нижние - бархатистые и манящие, а уж как наслаждался шлейфом. Аромат не приедался, потому что бесконечно менялся и удивлял. А потому он наслаждался, но при этом ещё и думал. Думал долго. Даже раздумывал. И раздумывал думать, но тянуло словно магнитом вновь. Уже не был уверен, что не любит. Но и что любит сказать не мог. Даже ночью необычная цветовая гамма не давала ему покоя, и потому он видел сны. Всегда яркие, разноцветные, живые. Ему даже стало казаться, что во сне он более живой, чем в обычной жизни. А потом наступало утро. И реальность забирала его себе.

Тогда он вновь начинал думать и экспериментировать. Он то приближал её, то отдалял. Крутил и вертел, как хотел. Случалось, что и легонько встряхивал. Нет, он так не разминал запястья. А старался рассмотреть в лучах солнца притягательные особенности. А под каплями грибного дождя несовершенства, с которыми не был уверен, что сможет примириться. И каждый божий день всё начиналось сначала.

Однажды он всё же решился попробовать, попробовать на вкус. Тот день он хотел запомнить навсегда, и потому выбрал для этого самое подходящее время. Он сидел в парке на гладкой деревянной скамеечке. Откуда-то справа доносился шум газонокосилки. И воздух наполнился запахом свежескошенной травы. Это утро оказалось ранним, тёплым и ласковым. Солнечные лучи приятно щекотали его лицо. Нет, они не были кусачим, как это обычно случается в разгар летнего дня. В этот момент природа была благосклонна и дарила нежность.

Тогда он снова, как и всегда, достал коробочку из кармана брюк. Открыл её, вынул первое, подвернувшееся под руку драже, и положил в рот. Затем он закрыл глаза, чтобы лучше проникнуться вкусом. И моментально перенёсся в сосновый бор, услышал трели соловья и журчание ручья, ощутил свежесть и деликатную сладость акации, душистый клевер, терпкий василёк. Всё это привело его в восторг и трепет, он ощутил волнение. Так продолжалось некоторое время. А затем вкус стал теряться. И ощущался на языке, как обычный сахар. Тот самый кусковой рафинад из стандартной коробочки. Где кусочков очень много, но они все одинаковые.

Тогда он решил продолжить эксперимент. И каждый день он начинал с того, чтобы ощутить богатство вкуса. Но сценарий повторялся, вначале всё было ново и играло в его воображении непривычными красками, а к закату становилось обычным сахаром. Он даже подумал отказаться от этой затеи. Для чего ему предсказуемость?!

Проходя мимо урны, н уже было решился выбросить бесполезную коробочку, о которой уже казалось всё понял, но в последний момент рука не повернулась. Оказывается,  за это время он успел привыкнуть к новому ритуалу. Потому он и перепробовал все вкусы. А когда они закончились, то сначала даже обрадовался, потому что ему показалось, что теперь он наконец-то сможет освободиться от нежелательной зависимости.

Он в очередной раз достал её, уже пустую. Открыл, чтобы наверняка убедиться. И выдохнул. Но вместо пришедшего на смену ощущения свободы почувствовал нечто иное. Какое-то странное и запутанное чувство, состоящее из нескольких оттенков: ощущение потери, смешанное с лёгкой надеждой и призрачной мечтой.   

Costa Maria      

© Copyright: Коста Мария, 2019
https://proza.ru/2019/05/28/886


Рецензии