Четвертование душ
Анино детство выпало на шестидесятые годы теперь уже прошлого столетия. Она была обычной девочкой. Ничем среди сверстников не выделялась. Училась средне. Как принято говорить, удовлетворительно. Но очень любила художественную литературу. Просто запоем читала. В её небольшом посёлке библиотека была только в начальной школе. Когда Аня осилила школьную библиотеку, то стала ходить пешком за шесть километров в соседнее село. А когда перешла в
пятый класс, стала учиться в школе, находящейся в этом селе. Поэтому на выходные и на каникулы набирала себе книги в библиотеке, расположенной в клубе.
Учась ещё только в пятом классе, девочка прочла повести " Ася", “ Первая любовь” и роман “Дворянское гнездо” Тургенева , “ Вечера на хуторе близ Диканьки “ и “ Мёртвые души “ Гоголя, роман Николая Островского “Как закалялась сталь”, “ Молодую гвардию” Александра Фадеева,рассказ Горького “ Старуха Изергиль".
Ей нравилось находиться не только в настоящем , но и в каком-то не реальном книжном мире, ощущать себя среди героев повестей и романов. Кумирами для девочки стали Павка Корчагин и Олег Кошевой .
Многое почерпнула из произведений Тургенева и Чернышевского.
В школе часто менялись учителя русского языка и литературы. В пятом классе эти предметы вела Марина Степановна. Марине Степановне было глубоко за сорок. Она уже много лет работала учителем. Но дисциплину держать так и не научилась. Ее уроки всегда превращались в балаган : кто что хотел , тот то и делал..
Марина Степановна кое-как дождалась окончания учебного года и, можно сказать, сломя голову бежала из деревни назад в город. А её ученики программу за пятый класс в этом учебном году так и не освоили.
Осенью в класс вошла новая учительница.
Ей тоже на вид было уже лет сорок. Как оказалось, Зинаида Тимофеевна раньше преподавала музыку. Играла на домре. Но так как русский язык и литературу совсем некому было вести, а часов музыки в школе немного, то её догрузили именно этими предметами.
Зинаида Тимофеевна была женщиной нестрогой, мягкой.Никогда, как Марина Степановна, не кричала. Но дисциплина на уроках сложилась идеальная . Все ученики с уважением относились к новой учительнице.
Ане Зинаида Тимофеевна очень понравилась: все доходчиво и понятно объясняла, уроки проводила интересно и увлекательно .Учила писать сочинения не только на литературные темы, но и на свободные. Ненавистный ещё в прошлом году урок русского языка для шестиклассников стал любимым и долгожданным.
Однажды учительница задала ребятам на выходных написать сочинение-миниатюру “ Зимний вечер”.
Аня весь день прокаталась с ребятами на горке и за уроки села только вечером. Вдруг вспомнила, что завтра нужно будет сдать сочинение.
Сделала все уроки, чтобы никакие посторонние мысли не отвлекали, и только потом открыла тетрадь для творческих работ. Думала, думала, но ничего не приходило на ум. Даже голова разболелась. Накинув полушубок, вышла на крыльцо проветриться. Был тихий февральский вечер. Даже собаки не лаяли.
На чистом, словно умытом, небе ярко мерцали звезды. Вот она Полярная звезда, самая яркая из созвездия Малой Медведицы, которая находится на кончике ручки Малого ковша. .
Две последние звезды сияют над ручкой Ковша Большой Медведицы. И небо такое огромное и бездонное..
На его фоне чётко вырисовывались тёмные профили высоких елей за рекой.
Зимний воздух был чист и хрустален.Среди этой благодатной тишины где-то в центре села слышался скрип снега под чьими-то шагами . Дышалось легко и свободно. Во всем теле появилось чувство лёгкости и хотелось взлететь.
Когда Аня вернулась в дом, то села за стол и легко изложила на бумаге всё, что она минуту назад на крыльце увидела и почувствовала. Сочинение получилось небольшим и красивым. В некоторых предложениях Аня поставила двоеточие и тире, хотя не знала, каким правилом объяснить, Но , поскольку она много читала, то уже без правил чувствовала, где и какой знак препинания надо поставить.
На следующий день, как и все одноклассники, сдала тетрадь. И с трепетом ждала,когда Зинаида Тимофеевна проверит.
Аня знала, просто была уверена,что сочинение получилось очень хорошее. У нее впервые так вышло. Вот что значит написать то , что на душе. Именно теперь девочка поняла , что ко всякому делу надо приложить не только ум и руки, но и душу.
И, конечно, Аня надеялась на похвалу и одобрение учителя.
Вечером долго ворочалась в постели, не могла заснуть..
Ей так хотелось, чтоб поскорей настало утро.
И вот наконец-то урок русского языка.
Зинаида Тимофеевна вошла в класс с журналом и стопкой проверенных тетрадей, объявила, что урок будет посвящён анализу сочинений и работе над ошибками. Учительница зачитывала перед классом лучшие работы.
Аня с замиранием сердца ждала, когда очередь дойдёт до её тетради.
И вот, наконец-то, Зинаида Тимофеевна взяла в руки Анину тетрадь. Сердце у девочки гулко забилось.
“ Самое лучшее сочинение получилось у Ани Койгородовой”, - произнесла учительница долгожданные слова.
Весь класс уважительно обернулся в сторону Ани.
Зинаида Тимофеевна прочла сочинение. Все одобрительно зашушукались.
Павлик восхищенно смотрел на Аню своими большими серыми глазами - и это была самая большая награда...
Аня впервые была на вершине славы. Какое, оказывается, это приятное чувство!
После небольшой паузы Зинаида Тимофеевна продолжила:
“ Я поставила отлично за содержание и отлично за грамотность. Ни единой ошибки нет. И что удивительно, ученица шестого класса в сочинении использовала сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, причастные и деепричастные обороты, которые мы будем изучать только в старших классах. И правильно расставила знаки препинания. Я сомневаюсь, что Аня сама написала это сочинение , а не списала из какой-то книги.
Сейчас Аня встанет и нам честно признается. Если она не струсит признаться, я не буду ставить в журнал двойку.“
Класс настороженно замер. Кто смотрел с удивлением ( ведь все одноклассники знали Аню , как правдивую, принципиальную девочку, которая никогда ничего не сдувала), кто с жалостью , а кто со злорадством.
Павлик весь как-то ссутулился,съежился. Словно над его спиной нависла огромная бетонная плита. И , опустив голову, нервно и ожесточенно чиркал ручкой по промокашке.
Аню словно пригвоздили к парте и вылили на голову ведро помоев.
Девочка, ошарашенная таким поворотом событий, от немыслимого вселенского позора на минуту потеряла дар речи. Потом резко поднялась, громко и чётко проговаривая слова, утвердительно и возмущённо ответила: “ Я сама написала ! “
Зинаида Тимофеевна , с одной стороны, удивленно от такой Аниной смелости и твердости в голосе, а с другой стороны, недоверчиво и осуждающе покачав головой, вернула ученице тетрадь.
Все делали работу над ошибками, а над беззащитной шестиклассницей продолжался обряд четвертования: Аню заставили переписывать в тетрадь упражнение из учебника восьмого класса, где нужно было вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Делала это Аня без всякого интереса, бездумно, чисто машинально. Она и думать-то теперь ни о чем не могла, кроме того, что произошло. И доказывать никому ничего не хотела..
Она сидела за своей партой багровая от возмущения и всеми фибрами своей души презирала ещё полчаса назад любимую учительницу..
Свидетельство о публикации №119051901862
Юлия Мороз-Самойленко 24.05.2019 21:12 Заявить о нарушении
Екатерина Белоусова 2 25.05.2019 09:06 Заявить о нарушении