Крылатые фразы-5

ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ
ПРОРОК ИСАЙЯ ПРИЗЫВАЛ
ЛЮДЕЙ РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ,
Чтоб всяк ГОРДЫНЮ ПОНИЖАЛ
И ДУШУ ВЕРОЙ НАПОЛНЯЛ,
И ЗАПОВЕДИ СОБЛЮДАЛ...
ПРИЗЫВ ОСТАЛСЯ лишь МОЛЬБОЙ!
-----
Выражение «глас вопиющего в пустыне» пришло из библейского рассказа о том, как пророк Исайя обращался к израильтянам из пустыни, призывая их приготовить путь Богу: сделать так, чтобы горы понизились, долы наполнились, а неровности выпрямились. Пророк в иносказательной форме говорил о том, что принятие христианской веры невозможно без проведения большой духовной работы над собой. Понизившиеся холмы подразумевают понижение высот человеческой гордыни. Лишь забывая про гордыню человек становится ближе к Богу. Под наполненными долами имеется в виду вера, которая заполняет душу человека. А кривые пути, упоминаемые в пророчестве, при соблюдении библейских заповедей всегда становятся ровными и прямыми. Но зов пророка остался без ответа: израильтяне не вняли его словам. С тех пор это выражение стали использовать, чтобы проиллюстрировать «страстный призыв к чему-либо, оставшийся без ответа вследствие равнодушия или непонимания людей».

*  *  *

ГАЛЛЬСКИЙ ПЕТУХ
РИМЛЯНЕ КЕЛЬТАМ НАЗВАНИЕ ДАЛИ
И «ПЕТУХАМИ» они тех НАЗВАЛИ,
Коль РЫЖЕВАТЫЕ их ХОХОЛКИ
Были, как у ПЕТУХОВ ГРЕБЕШКИ!
-----
Галлами древние римляне называли кельтов, населявших Галлию - территорию современной Франции, Бельгии и Северной Италии. Латинское слово "gallus" имеет два значения: «рыжий» и «петух». Римляне дали такое название кельтам потому, что они все были рыжеволосыми и огненно-рыжие хохолки их напоминали петушиные гребешки. Во времена Великой французской революции, желая подчеркнуть свою демократичность и объявить во всеуслышание о неприятии гербовых орлов и львов, французы отчеканили на двадцатифранковой монете петуха. Именно с той поры «галльский петух» и стал символом Франции.

*  *  *

ГАМБУРГСКИЙ СЧЁТ
ЖАЖДАЛ ЗРЕЛИЩА НАРОД?
И в УГОДУ ЗРИТЕЛЮ
ИЗМЕНЯЛИ БОЯ ХОД,
Были ПОБЕДИТЕЛИ
НЕ СИЛЬНЕЙШИМИ!.. РАЗ в ГОД
Лишь ПО-ГАМБУРГСКИ ШЁЛ СЧЁТ!
-----
Выражение «гамбургский счет» обозначает нечто честное и справедливое, о чем судят без подтасовок и фальши. Было время, когда борьба считалась не спортом, а профессией. Борцы выступали тогда в цирках и на ярмарках. Народ жаждал зрелищ, и профессиональные силачи в меру своих сил удовлетворяли эту потребность простого люда. При этом в угоду публике большинство боев было «срежиссировано» заранее – борцы загодя договаривались между собой о победах и поражениях, а нередко даже и о ходе поединков и используемых приемах. Но раз в году сильнейшие из них собирались в одном из трактиров Гамбурга и при наглухо занавешенных окнах и закрытых дверях боролись по-честному, дабы выявить настоящего чемпиона. Вот там, в полутемном кабаке, счет уже велся «по-гамбургски».

*  *  *

ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
ВРЕМЯ РОЖДАТЬСЯ и УМИРАТЬ,
ВРЕМЯ ПОСТРОИТЬ и РАЗРУШАТЬ,
ВРЕМЯ ИСКАТЬ и ВРЕМЯ ТЕРЯТЬ,
ВРЕМЯ БРОСАТЬ, потом СОБИРАТЬ!
-----
Фразу «Время разбрасывать камни и время собирать камни» можно слышать довольно часто, но вот что имеют в виду люди, произнося эти слова, не всегда понятно. Как и множество других крылатых выражений, фраза о камнях пришла в современный обиход из Библии. В Книге Екклесиаста читаем: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру». И становится  понятно, что речь идет о том, что для всего приходит свое время и всему наступает свой срок. Смысл, действительно глубокий и, как и множество библейских цитат, философский. Но все же не совсем понятно, зачем разбрасывать камни, чтобы потом собрать их. На самом деле речь в данной фразе речь идет всего лишь об одном из видов крестьянского труда. Земли, на которых жил народ Израиля не отличались плодородием, были каменистыми, и для того, чтобы возделать поле, его сначала необходимо было от камней очистить. Этим и занимались крестьяне, т.е. собирали камни. Но не разбрасывали их, а складывали из них изгороди для земельных наделов. Как это часто бывает с цитатами из Библии, переводчика подвело незнание реалий крестьянской жизни израильтян, более точно цитату можно было бы перевести как «время собирать и время складывать камни».


*  *  *

ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК
ЗАВИСТЬ к ГЕНРИХУ, бывало,
«СТРОЙКУ ЗАМКОВ» ВЫЗЫВАЛА!
КАЖДЫЙ из ЛЮДЕЙ ПОРОЮ
ГРЕЗИТ, ЭТИ ЗАМКИ СТРОИТ!
-----
Выражение «воздушные замки» досталось нам в наследство от эпохи рыцарей. Жил некогда знатный воин Генрих Бургундский, которого нанял на службу король Кастилии. Генрих так отличился в войне с маврами, что получил в подарок от короля обширнейшие владения в Испании, чем не замедлил воспользоваться, понастроив себе несметное количество замков. Его успех вызвал такую зависть, что многие тоже решили заняться подобным строительством. Возможности были не у всех, и современники стали говорить, что они строят замки в воздухе. И теперь строить воздушные замки значит «грезить, мечтать о несбыточном».

*  *  *

ВОЗРОДИТЬСЯ, КАК ФЕНИКС ИЗ ПЕПЛА
ПТИЦА ФЕНИКС ПРИЛЕТАЛА,
В ХРАМЕ БОГА РА СГОРАЛА,
Чтоб из ПЕПЛА ВОЗРОДИТЬСЯ,
МОЛОДОЮ ОЧУТИТЬСЯ!
-----
Геродот рассказывал, будто древние египтяне верили, что птица, похожая на орла, прилетает откуда-то с Востока каждые 500 лет (Плиний полагал, что из Аравии, и с периодом в 540 лет) в храм бога солнца Ра только для того, чтобы жрецы ее там сожгли. Потом Феникс возрождается из пепла – сначала в виде гусеницы, на третий день обрастает перьями, а к сороковому дню окончательно становится птицей и улетает. Через 500 (540 – в иных источниках) лет процедура жертвоприношения повторяется. По другой версии, Феникс, состарившись, сам приносит в свое гнездо огонь, чтобы сгореть и тем самым получить вторую молодость. В одном из вариантов легенды говорится, что Феникс высиживает в яйцах не птенцов, а пламя. Сегодня эти легенды кажутся нам странными, однако нужно помнить, в какое время они родились. Большую часть верований и убеждений древних египтян нам не постичь никогда. С определенной долей уверенности можно сказать лишь одно: поскольку легенды о Фениксе были связаны с культом бога солнца Ра, то, вероятно, эта птица олицетворяла ежедневное «умирание» и «возрождение» солнца и дня.

*  *  *

ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ
В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ ВОЛКОМ ТОТ БЫВАЕТ,
КТО НА БЕДЕ ДОХОДЫ ДОБЫВАЕТ.
ПЛОХОЙ для подражания ПРИМЕР -
ОПАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК и ЛИЦЕМЕР!
-----
Эта крылатая фраза стала популярна благодаря Библии. Данным выражением Иисус Христос предостерегал своих современников от лжепророков: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Иисус действительно оказался прав, ведь после него, на протяжении тысячелетий, многие нечистоплотные граждане с его именем на устах обещали людям спасение. Причём защитить должен был конкретный лжемессия, и люди, как бараны, шли за этими людьми, ожидая чуда. Как бы то ни было, пока существуют бедность, голод, нищета, всегда найдётся человек, готовый на этом набить свой карман. Ведь ни для кого не секрет, что все секты созданы лишь с одной целью, приносить доход их основателю и лидеру. Волк в овечьей шкуре — лицемер; хищник; плохой, опасный человек, ради собственной выгоды прикидывающийся хорошим, добрым, честным и заботливым, чем и вводит в заблуждение доверчивых.

*  *  *

ВЕРСТА КОЛОМЕНСКАЯ
ЕСЛИ РОСТОМ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШОЙ,
НАЗОВУТ КОЛОМЕНСКОЙ ВЕРСТОЙ!
ВДОЛЬ ДОРОГИ ВЁРСТЫ те СТОЯЛИ,
ВЫСОТОЙ ДВУХ САЖЕН ДОСТИГАЛИ!
-----
Верста коломенская — очень высокий человек (шутливо). Происхождением выражение обязано царю Алексею Михайловичу, который приказал устанавливать вдоль дорог столбы, обозначавшие расстояние в вёрстах (столбы эти назывались или «вёрсты», или «верстовые столбы»), ведь в то время на Руси было принято в зимнее время, когда снег заметал дорогу, вдоль неё ставить вехи — шесты с пучком соломы, чтобы путник не сбился с дороги. Так что решение царя было новшеством, своего рода революцией в дорожном строительстве. Ну а о дороге, ведущей из Кремля в село Коломенское царь позаботился особо: её подсыпали, положили гати, построили мосты и столбы установили более высокие (в две сажени с орлами сверху), чем везде.


Рецензии
Как же прав был Сократ, говоря,: "Я знаю, что я ничего не знаю!" Иван, ты столько нового нам открываешь! Спасибо тебе.
В английской сказке "Три поросёнка" волк приходит к поросятам, когда они спрятались в каменном домике Наф-Нафа, именно в овечьей шкуре. Я так и думала, что это из старой английской сказки. А здесь оказалось всё глубже.
Очень нравятся твои "Крылатые фразы". С удовольствием читаю. Даже, если что-то знаю, всё равно получаю огромное удовольствие подумать: "А я это знаю!"
Всего тебе доброго! ☼

Елена Тихомирова 4   20.05.2019 16:27     Заявить о нарушении
Признателен и благодарен тебе, милая Леночка!
Многие считают, что волк в овечьей шкуре из русской народной сказки "Волк и семеро козлят", но, прочитав её, убеждаются в своей ошибке.
Рад, что тебе интересны мои подборки!
Пусть у тебя всё будет хорошо!
С сердечным теплом и доброй улыбкой,

Иван Есаулков   20.05.2019 16:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.