Вижу то, что выбираю видеть

коллегам.

Однажды  я присутствовала на уроке одной молодой учительницы.  Она вошла  струей чистого воздуха в душное помещение класса, освежила не только само помещение, но и передала ощущение свежести тем, кто находился в классе.
Она улыбнулась, легко начала урок, сказав :  Привет.  Сегодня у нас будет очень легкая тема. Вы у меня все умные, все внимательные. Я уверена : всё поймете сразу. Ничего сложного в теме нет, есть пара важных мыслей, которые мы сейчас вместе обсудим, а остальное вы сами легко дополните, потому что вы способные, вы молодцы.
Неосознанно, может быть в силу своей молодости, а может быть открытости, внутренней радости от жизни, от вот этих сидящих напротив впитывающих её восторженных детских глаз, она настраивала ребят на успех, поддерживала в них уверенность в своих силах.
Экзамен в конце года по её предмету ребята сдали успешно.

Через пару десятков  лет я присутствовала на уроке у той же  учительницы.
С какой-то странной интонацией, в которой читалась не то угроза, не то издёвка, не то укор, она перешла к новой теме.
- Сегодня, - говорила она, - очень трудная тема. Я вообще не знаю, как вы с ней справитесь, как вы в ней разберетесь. Я даже не представляю, как вы будете сдавать экзамен, - продолжала она.  С вашими знаниями рассчитывать на положительный результат сложно.  Такой трудный экзамен, а вы к нему подходите с пустым багажом.
Она говорила ребятам, а мне слышалось « Бестолковые, всё равно ничего не поймете» . Наверное она их такими и считала. Все было привычно: она говорила – они слушали, впитывали.
Неосознанно или сознательно она запугала их  и обеспечила им  такое  внутреннее напряжение, что ребят как будто «парализовало» уже до начала изучения темы.
Установка на неверие в свои силы, на трудный способ достижения результата были успешно сформированы педагогом.

После урока я подошла к ней и спросила, многие ли ребята обращаются к репетитору.
- Да, - откровенно призналась она, даже те, в ком я уверена.
- А вы меня не помните?- поинтересовалась я.
- Нет, - удивилась она, - а мы встречались?
- Нет, не встречались.  Та была другая, - прощаясь, ответила я.

Сегодня очень много говорят о выгорании учителя.  Выгорание учителя начинается не вдруг. Удовлетворение в работе напрямую связано с результатами. Цель – одна, а способы ее достижения разные.  Можно достичь успеха, а можно его добиться. Можно прийти к нему, а можно выиграть битву. И если учитель заведомо решил добиваться поставленной цели, он должен иметь ввиду: не исключено, что появится искра, как во всякой битве, произведет пожар, начнется выгорание. Само слово предполагает битву, трудный способ достижения цели. И как утверждают психологи "мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Достигать результата, идти к нему, получить его, но не добиваться, уставая и выматывая себя. Нужно верное направление мысли при способе достичь цели, правильная установка, которая обеспечила бы легкий и радостный путь к достижению цели и учителю, и ребятам. 
Я не берусь утверждать, что это единственная причина выгорания учителя, но, безусловно, это один из факторов, способствующих выгоранию педагога.
 Как правило,  видится то, что выбираешь видеть.


Рецензии
Галинка, я вам Акро стих - последее на моей странице. Теперь об это теме. Когда-то, сорок лет назад, ушла с преподовательства. Последний курс, но поняла, что может я ребяточек обижу. Не приняла на плечи этот груз, ответственность не приняла людскую, возможно и сейчас рискую,но души ранить не берусь.

Сабина Лейманис   01.07.2022 17:43     Заявить о нарушении
Зря ушла, Сабина. Сейчас ребяточек трудно обидеть. А преподавание это не груз , это радость. А если груз, то очень приятный. Акро стих мне? Прочту обязательно. Извини, ответ задержала. Обнимаю тебя.

Ростиславская Галина   04.10.2022 16:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.