Вижу то, что выбираю видеть
Однажды я присутствовала на уроке одной молодой учительницы. Она вошла струей чистого воздуха в душное помещение класса, освежила не только само помещение, но и передала ощущение свежести тем, кто находился в классе.
Она улыбнулась, легко начала урок, сказав : Привет. Сегодня у нас будет очень легкая тема. Вы у меня все умные, все внимательные. Я уверена : всё поймете сразу. Ничего сложного в теме нет, есть пара важных мыслей, которые мы сейчас вместе обсудим, а остальное вы сами легко дополните, потому что вы способные, вы молодцы.
Неосознанно, может быть в силу своей молодости, а может быть открытости, внутренней радости от жизни, от вот этих сидящих напротив впитывающих её восторженных детских глаз, она настраивала ребят на успех, поддерживала в них уверенность в своих силах.
Экзамен в конце года по её предмету ребята сдали успешно.
Через пару десятков лет я присутствовала на уроке у той же учительницы.
С какой-то странной интонацией, в которой читалась не то угроза, не то издёвка, не то укор, она перешла к новой теме.
- Сегодня, - говорила она, - очень трудная тема. Я вообще не знаю, как вы с ней справитесь, как вы в ней разберетесь. Я даже не представляю, как вы будете сдавать экзамен, - продолжала она. С вашими знаниями рассчитывать на положительный результат сложно. Такой трудный экзамен, а вы к нему подходите с пустым багажом.
Она говорила ребятам, а мне слышалось « Бестолковые, всё равно ничего не поймете» . Наверное она их такими и считала. Все было привычно: она говорила – они слушали, впитывали.
Неосознанно или сознательно она запугала их и обеспечила им такое внутреннее напряжение, что ребят как будто «парализовало» уже до начала изучения темы.
Установка на неверие в свои силы, на трудный способ достижения результата были успешно сформированы педагогом.
После урока я подошла к ней и спросила, многие ли ребята обращаются к репетитору.
- Да, - откровенно призналась она, даже те, в ком я уверена.
- А вы меня не помните?- поинтересовалась я.
- Нет, - удивилась она, - а мы встречались?
- Нет, не встречались. Та была другая, - прощаясь, ответила я.
Сегодня очень много говорят о выгорании учителя. Выгорание учителя начинается не вдруг. Удовлетворение в работе напрямую связано с результатами. Цель – одна, а способы ее достижения разные. Можно достичь успеха, а можно его добиться. Можно прийти к нему, а можно выиграть битву. И если учитель заведомо решил добиваться поставленной цели, он должен иметь ввиду: не исключено, что появится искра, как во всякой битве, произведет пожар, начнется выгорание. Само слово предполагает битву, трудный способ достижения цели. И как утверждают психологи "мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают" со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Достигать результата, идти к нему, получить его, но не добиваться, уставая и выматывая себя. Нужно верное направление мысли при способе достичь цели, правильная установка, которая обеспечила бы легкий и радостный путь к достижению цели и учителю, и ребятам.
Я не берусь утверждать, что это единственная причина выгорания учителя, но, безусловно, это один из факторов, способствующих выгоранию педагога.
Как правило, видится то, что выбираешь видеть.
Свидетельство о публикации №119051804204
Сабина Лейманис 01.07.2022 17:43 Заявить о нарушении
Ростиславская Галина 04.10.2022 16:46 Заявить о нарушении