Имя на поэтической поверке. Георгий Адамович
Кто-то не смог вынести жизни на неприветливой родине как Зинаида Гиппиус и Георгий Адамович, кто-то, как Николай Гумилёв был расстрелян без вины, кто-то, кончил жизнь в пересыльном лагере во Владивостоке, как Осип Мандельштам.
Кто-то, как Анна Ахматова до последних своих дней остался на родной земле, пережив все беды и горечи, кто-то поставил «точку пули в своём конце», как Владимир Маяковский.
Но все они создали в начале ХХ века настоящее чудо – «серебряный век» русской поэзии.
Строки, приведённого, мной, реалистичного стихотворения принадлежат поэту «Серебряного века» Георгию Адамовичу:
«За всё, за всё спасибо. За войну,
За революцию и за изгнанье.
За равнодушно-светлую страну,
Где мы теперь «влачим существованье».
Нет доли сладостней – всё потерять.
Нет радостней судьбы – скитальцем стать.
И никогда ты к небу не был ближе,
Чем здесь, устав скучать,
Устав дышать,
Без сил, без денег,
Без любви,
В Париже…».
Георгий Викторович Адамович (19.04.1892.Москва – 21.02.1972 Ницца, Франция), русский поэт-акмеист, литературный критик, переводчик.
Поэзия Георгия Адамовича, ещё не оценена по достоинству. Его сборники не переиздаются, не существует ни собрания его стихотворений, ни даже избранного.
Видно из-за того, что Георгий Адамович относился к поэтам первой эмиграции, после революции, в 1923 году уехал в Берлин, затем во Францию, где и прожил свою долгою , почти, 80-ть лет, жизнь.
Георгий Адамович родился в Москве 19-го апреля 1892 года. Обучался во Второй Московской гимназии.
Его отец, поляк по происхождению, в звании генерал-майора – был начальником Московского военного госпиталя а мать по происхождению - из купеческой еврейской семьи.
Родная сестра матери, Вера Семёновна, выйдя замуж за миллионера-англичанина, работавшего в России, стала очень богатым человеком - упоминаем об этом потому, что своим более или менее благополучным бытом в эмиграции, Георгий Адамович был обязан именно ей.
В семье было множество военных, два старших брата Георгия Адамовича служили в армии, а про Георгия, по семейной легенде, отец сказал:
«В этом ничего нет военного, его надо оставить штатским. Так меня штатским и оставили» - вспоминал впоследствии будущий поэт.
Впервые Георгий Адамович выступил в печати в 1915 году, будучи студентом-филологом Петербургского университета.
В 1916 году вышел сборник его стихотворений «Облака», о котором Николай Гумилёв, кумир начинающего поэта, писал, что в нём «чувствуется хорошая школа и проверенный вкус».
В те годы Георгия Адамовича, как он вспоминал, интересовали лишь вопросы литературы, он сразу познакомился с поэтическими кругами Петербурга, сблизился с акмеистами.
К этому времени Георгий Адамович уже вошёл в «Цех поэтов», став в 1916-1917 годах одним из его руководителей.
О политике в поэтической среде говорили мало. Всё изменилось с началом Первой мировой войны.
Когда Георгий спросил брата, командира Кексгольмского полка, приехавшего с фронта в 1916 году, чем, по его мнению, кончится война, тот (под впечатлением от солдатских настроений) ответил:
«Кончится тем, что всех нас будут вешать».
Георгий Адамович печатал рассказы и стихи в журналах: «Аполонне», «Новом журнале», «Северных записках».
Второй сборник Георгия Адамовича «Чистилище» вышел в 1922 году, был выполнен в форме лирического дневника и открывался посвящением Николаю Гумилёву, которого автор считал своим наставником.
После Октябрьской революции, Георгий Адамович переводил для издательства «Всемирная литература» французских поэтов и писателей, Бодлер, Вольтер, Эредий, Камю.
Эмигрировав в 1923 году и живя во Франции, Георгий Викторович регулярно выступал с критическими статьями и эссе, печатался в журнале «Звено», в газете «Последние новости», где вёл еженедельное книжное обозрение.
Георгий Викторович постепенно получил репутацию «первого критика», считался одним из ведущих авторов журнала «Числа», редактировал журнал «Встречи».
В эмиграции Георгий Викторович писал мало стихов, да и за всю жизнь опубликовал их всего около 140, поскольку был очень требователен к себе, но он считался основателем группы, известной как поэты «парижской ноты», для творчества которой характерны предельно искреннее выражение своей душевной боли, демонстрация «правды без прикрас.
Этот вывод убедительно показывает стихотворение:
«Памяти М.Ц.».
«Поговорить бы хоть теперь, Марина!
При жизни не пришлось. Теперь вас нет.
Но слышится мне голос лебединый,
Как вестник торжества и вестник бед.
При жизни не пришлось, Не я виною.
Литература – приглашенье в ад,
Куда я радостно входил, не скрою,
Откуда никому – путей назад.
Не я виной. Как много в мире боли.
Но ведь и вас я не виню, ни в чём.
Всё – по случайности, всё – по неволе.
Как чудно жить. Как плохо мы живём».
В сентябре 1939 года Георгий Викторович записался добровольцем во французскую армию, после разгрома Франции был интернирован немцами и сидел в лагере.
Был награждён орденом Почётного легиона, после освобождения Франции.
Принадлежность к данному ордену является высшим знаком отличия, почёта и официального признания особых заслуг – во Франции.
Приём в члены ордена осуществляется за выдающиеся военные или гражданские заслуги президентом Французской Республики.
По утверждению генерала Де Голля: «Почётный легион – это сообщество элиты живых».
Круг интересов Георгия Адамовича был очень широк, мимо него не прошло ни одно значительное произведение литературы эмиграции, так и советской литературы.
Критически в целом оценивая литературу русской эмиграции, Георгий Адамович с уважением относился к Зинаиде Гиппиус, Георгию Иванову, Владиславу Ходасевичу, Марине Цветаевой.
К сожалению, до сих пор, литературное наследие Георгия Викторовича, рассказы, заметки, рецензии, статьи и стихи, остаются в большинстве своём разбросанными в периодической печати русских газет и журналов тогдашней Франции и находятся в архивах.
В 1962 году, Евгений Евтушенко, вместе с женой Галей, туристами посетили Францию.
Вот как описывает Евгений Александрович встречу, случайную с Георгием Адамовичем:
«В парижском кафе « Куполь». По одну сторону стола сидел, красиво держа кукольную головку, с причёской, разделённой безукоризненным пробором, крошечный петербуржец, законодатель литературных мод русского Парижа.
Дегустатор слова, полиглот, кавалер ордена Почётного легиона, высшей награды Французской Республики, выступавший некогда вместе с Блоком и Ахматовой.
А по другую сторону – не говорящий ни на одном иностранном языке, не знающий, как полагается есть устрицы, слыхом не слыхивающий о запрещенных в СССР Бердяеве, Розанове, Флоренском, пёстро одетый, не совсем ещё оперившийся поэт со станции Зима, который, не так давно пел в детском саду:
«С песнями, борясь и побеждая,
Наш народ за Сталиным идёт».
Встреча двух совсем разных воспитаний, двух Россией».
За свою жизнь Георгий Адамович написал 4-ре книги стихов:
«Облако» - 1916 год и «Чистилище» - 1922 год, «На Западе» - 1939 год и
«Единство» - 1967 год.
Писал свои произведения Георгий Викторович и на французском языке.
После войны он написал по-французски книгу: «Другая родина» - 1947 год, в которой отразились его мысли о судьбе христианства России и Запада.
Многие современники оценили эту книгу как просоветскую.
Георгий Викторович действительно некоторое время питал иллюзии насчёт послевоенного обновления СССР, работая на радиостанции «Свобода».
Незадолго до смерти он посетил США с рядом лекций.
Эти выступления широко освещались в прессе и имели большой успех у американской публики.
Скончался Георгий Викторович Адамович 21 февраля 1972 года, могила на Русском кладбище, в Ницце, Франция.
При жизни, к суждениям о стихах, к Георгию Викторовичу прислушивались многие.
В его же собственных стихах, мы видим, естественную простоту, благородную ясность, ориентируемую на вечные человеческие ценности.
Из поэтического наследия Георгия Адамовича.
***
«Холодно. Низкие кручи.
Полуокутал туман.
Тянутся белые тучи
Из-за безмолвных полян.
Тихо. Пустая телега
Изредка продребезжит.
Полное близкого света.
Небо недвижно висит.
Господи, и умирая,
Через полвека едва ль
Этого мёрзлого края,
Этого мёрзлого рая
Я позабуду печаль».
***
«Один сказал: «Нам этой жизни мало»,
Другой сказал: «Недостижима цель».
А женщина привычно и устало,
Не слушая, качала колыбель.
И стёртые верёвки так скрипели,
Так умолкали – каждый раз нежней! –
Как будто ангелы ей с неба пели
И о любви беседовали с ней».
***
«В последний раз … Не может быть сомненья,
Это случается в последний раз,
Это награда за долготерпенье,
Которым жизнь испытывает нас.
Запомни же, как над тобой в апреле
Небо светилось всею синевой,
Солнце сияло, как в ушах звенели
Арфы, сирены, соловьи, прибой.
Запомни всё: обиды, безучастье,
Ночь напролёт, - уйти, увидеть, ждать? –
Чтоб там, где спросят, что такое счастье,
Как в школе руку первому поднять».
***
«Как холодно в поле, как голо,
И как безотрадно очам
Убогие русские села
(Особенно по вечерам).
Изба под берёзой. Болото.
По чёрным откосам ручьи.
Невесело жить здесь, но кто-то
Мне точно твердит – поживи!
Недели и зимы, и годы,
Чтоб выплакать слёзы тебе
И выучиться у природы
Её безразличью к судьбе».
***
«Ни с кем не говори. Не пей вина.
Оставь свой дом. Оставь жену и брата.
Оставь людей. Твоя душа должна
Почувствовать – к былому нет возврата.
Былое надо разлюбить. Потом
Настанет время разлюбить природу,
И быть всё безразличней – день за днём,
Неделю за неделей, год от года.
И медленно умрут твои мечты.
И будет тьма кругом. И в жизни новой
Отчётливо тогда увидишь ты
Крест деревянный и венец терновый».
***
«О том, что смерти нет, и что разлуки нет,
И нет земной любви предела,
Не будем говорить. Но так устроен свет,
Где нам дышать судьба велела.
И грустен мне, мой друг, твой образ, несмотря
На то, что ты и бодр и молод,
Как грустно путнику в начале сентября
Вдруг ощутить чуть слышный холод».
***
«О, сердце разрывается на части
От нежности… О да, я жизнь любил,
Не меряя, не утоляя страсти,
-Но к тридцати годам нет больше сил».
И наклонясь с усмешкой над поэтом,
Ему хирург неведомый тогда
Разрежет грудь усталую ланцетом
И вместо сердца даст осколок льда».
***
«Единственное, что люблю я – сон.
Какая сладость, тишина какая!
Колоколов чуть слышный перезвон,
Мгла неподвижная, вся голубая.
О, если б можно было твёрдо знать,
Что жизнь – одна и что второй не будет,
Что в вечности мы будем вечно спать,
Что никогда никто нас не разбудит».
***
«Если дни мои, милостью Бога,
На земле могут быть продлены,
Мне прожить бы хотелось немного,
Хоть бы только до этой весны.
Я хочу написать завещанье.
Срок исполнился, всё свершено:
Прах – искусство. Есть только страданье,
И даётся в награду оно.
От всего отрекаюсь. Ни звука
О другом не скажу я вовек.
Всё постыло. Всё мерзость и скука.
Нищ и темен душой человек.
И когда бы не это сиянье,
Как могли б не сойти мы с ума?
Брат мой, друг мой, не бойся страданья,
Как боялся всю жизнь его я…».
Свидетельство о публикации №119051801708
Артур Фрайман 31.05.2019 09:02 Заявить о нарушении
за доброе слово.Заходите в гости на сайт, буду рад.С уважением! Лев.
Лев Баскин 31.05.2019 09:40 Заявить о нарушении
Артур Фрайман 31.05.2019 10:14 Заявить о нарушении