Дети и подростки войны
«Война глазами ребёнка» - это воспоминание о годах лихолетья в жизни детей и подростков войны, это преклонение перед подвигом старших сестёр и братьев и, конечно же, матерей, которые в крайне тяжёлых тыловых условиях сохранили жизнь и здоровье детей.
Мы убеждены в том, что в патриотическом воспитании школьников темы «Война и дети», «Дети и подростки войны» необходимы для проведения познавательных, развивающих занятий. Они расширяют кругозор ученика в доступной для его понимания форме, они вводят современного человека в исторические события второй половины ХХ века, они помогают понять сущность трудного этапа развития нашей страны и дают возможность усвоить значение организации тыла для успешного ведения боевых действий и, в конце концов, для дальнейшей жизни народов всей России.
С научной точки зрения категория «дети войны» требует научного осмысления и объяснения. Ребёнок, который пошёл в первый класс в 1941 году, - это необычный ребёнок, это не «дитя войны», это уже подросток младшего возраста. 22 июня 1941 года в одно мгновение наш первоклассник повзрослел, потому что на его плечи легли те нелёгкие обязанности, которые в мирное время выполнялись родителями, старшими братьями, сёстрами.
Это они, военные подростки, начали занимать и выстаивать длиннейшие очереди за хлебом в любую погоду; это они отоваривали талоны на все продукты; это они оставались с малышами дошкольного возраста, когда матери были на работе; это они готовили к приходу матерей неприхотливый ужин. Многие из них даже не смогли пойти в школу с семилетнего возраста, так как выхаживали младших сестрёнок и братишек, были их основными воспитателями и наставниками.
Таким образом, категория «дети войны» должна, во-первых, подразделяться на 2 отдельные группы: «дети войны» и «подростки войны». Разве может «ребёнок», «дитя войны», писать отцу на фронт: «Я работал на сеноуборке в колхозе и заработал 20 трудодней!»? Этому малолетнему труженику едва-едва исполнилось семь или десять лет, но он – необычный ребёнок. Он, особенно мальчик, остался за старшего мужчину в семье и начал выполнять многие его обязанности - он взял на себя ответственность взрослого человека. Взрослые тем и отличаются от детей, что они умеют брать на себя ответственность за поступки, у них сформировано чувство долга.
Подчеркнём ещё раз: ребёнок отличается от взрослого человека тем, что ещё не способен видеть последствия своего поступка и не может нести за него полную ответственность. А вот подростки войны повзрослели мгновенно: у них серьёзный, без улыбки взгляд, осознанные поступки, и ощущение долга перед ушедшими на фронт, чувство, которое они проносят через всю жизнь, передавая его младшим братишкам и сестрёнкам – детям войны и детям довоенно-военного времени, особого поколения советских людей, о которых только и можно сказать: "В детстве у них не было детства"!
Категория «подростки войны» должна также подразделяться на три возрастные группы: подростки младшего возраста (7 – 11 лет), старшие подростки (11 – 14 лет) и допризывная молодёжь (комсомольцы 14 – 17,5 лет).
Старшие подростки, лет с тринадцати-четырнадцати, сразу же становились «взрослыми»: многие из них во время войны заменили за станками рабочих, ушедших на фронт. Они выполняли и даже перевыполняли взрослую норму выработки. Они работали на заводах, в колхозах, в госпиталях, помогали матерям в домашнем хозяйстве, были незаменимыми помощниками особенно на селе.
Из литературы и кинофильмов нам довольно широко известны примеры труда подростков, вытачивающих на токарных станках головки снарядов, делающих взрыватели и другие детали оружия. Им, мальчишкам и девочкам ещё совсем небольшого роста, приходилось работать в цехах, стоя на снарядных ящиках, чтобы можно было дотянуться до детали.
В стихотворении Владимира Радкевича есть такая фраза: «Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?» С научной точки зрения, это всего лишь поэтическая вольность. Мальчишки и девчонки, работавшие на уральских и других заводах страны, как раз имели довоенное детство, иногда и отрочество. Рождённые в 1925 – 1927 годах, они прошли через детские годы, прочувствовали любовь, нежность и заботу близких. Лишились они не детства, это поколение было лишено нормальных отрочества и юности. Самые младшие подростки войны (семилетки) учились читать по цветным плакатам, по фронтовым письмам отцов и по серым листам похоронок.
Дети войны учили первые буквы, водя пальчиком по крупным буквам военного плаката, они привыкали есть кусочек хлеба или сухаря, экономя каждую крошку, припрятывая «чуточку» про запас где-нибудь под матрацем. Они даже не знали, что молоко, купленное для младших братишек и сестрёнок, можно было бы попить и им, но твёрдо знали, что этого нельзя делать ни в коем случае, иначе малыши заболеют и умрут...
Мы наслышаны о подвигах подростков в партизанских отрядах и в подпольных организациях. Они действовали на оккупированных гитлеровскими захватчиками территориях. Многие факты из их биографий стали широко известными из книг и кинофильмов. Так, девятилетний Виктор Белокопытов отвык от своего имени, доверяя и откликаясь только на партизанский позывной «Батя». Этот малыш, которому не было и 10 лет, бродил по деревням и сёлам, собрал и отправил через партизанский отряд в Москву, в Штаб обороны, такие ценные сведения, что уже в декабре 1941 года он был награждён Орденом Красной Звезды, который далеко не каждый боец удостоился чести получить и носить на груди.
Совершенно особую группу составляют дети и подростки, на чью долю выпала жизнь на чужбине, в Германии, или жизнь в концентрационном лагере. Есть целые сборники их воспоминаний. В архивах Международного интернет-конкурса «Страницы семейной славы-2013» можно отыскать пьесу «Детство за колючей проволокой», (автор Белякова Н.Е.), написанную по воспоминаниям о встречах и беседах с прототипами главных героев.
«Дети войны» как научная категория появилась на общественном горизонте не так давно. К детям войны причисляют всех тех, кто родился с 1928 года, то есть достиг тринадцатилетнего возраста в 1941 году, и тех, кто родился в самый тяжёлый год войны. В нашей стране поколение конца двадцатых, тридцатых и начала сороковых годов ХХ века следовало бы, по-нашему мнению, разделить на четыре категории:
1. Дети войны (это все рождённые с 1935 года и до 9 мая 1945 года); среди них надо было бы выделить особую группу – «рождённые с 22 июня до конца битвы за Москву, то есть до 21 апреля 1941 года». В архивах Международного интернет-конкурса «Страницы семейной славы-2015» есть стихотворение Л.Е. Похвалинской, в котором любого поражают первые строчки: «Я родилась тогда, в сорок первом. Шёл тринадцатый день войны. И я чувствую каждым нервом ужас мамы и боль всей страны». Понимаете какие чувства породила война в этом особенном поколении советских людей на таинственном генном уровне?
2.Младшие подростки войны (это 7-11-летние дети, те, кто стал (или должен был стать) школьником с 1 сентября 1941 года, как мой старший брат Шура, Александр Похвалинский);
3.Старшие подростки войны (это 11-14-летние дети, те, кому исполнилось 11 лет к июню 1941 года), как моему двоюродному брату Владимиру, в войну жившему с нами в школьной пионерской комнате, сыну учительницы математики сельской школы-семилетки, Нины Николаевны Гусенковой, которую я тоже хорошо помню ;
4.Послевоенные дети (это рождённые с 9-10 мая 1945 года до 1953 года). К ним относятся моя сестра Галина 1946 года рождения и брат Юрий, родившийся в 1948 году. Они родились в таком голоде, холоде и тесноте, поэтому их давно уже нет с нами…
В научной и даже художественной литературе до сих почти не встречается описания военных событий с точки зрения этого пока ещё многочисленного поколения людей. Только во второй части книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», названной «Последние свидетели», собраны интервью с детьми и подростками войны. Она поместила интервью с теми, кто оказался к началу войны на земле оккупированной Белоруссии, на чью долю выпало самое страшное – потерять близких, видеть горящий родной дом, им довелось попадать под обстрелы и бомбёжки, да ещё с раннего детства пришлось узнать, что такое виселицы и расстрелы. Они слышали, как звучит чужая недобрая речь оккупанта нашей родной земли.
Летом 2013 года в свет вышла своеобразная книга памяти Людмилы Улицкой «Детство 45-53». Она содержит воспоминания разных людей о том, как они росли в трудное послевоенное время.
Мы в данном методическом пособии, написанном для учителей и воспитателей детских садов, а также для молодых поколений родителей, поставили задачу раскрыть проблему детского восприятия жизненных трудностей военного быта в условиях глубокого тыла. Учебно-исследовательская и методическая работа «Война глазами ребёнка», её предисловие «Дети и подростки войны» написаны с конкретной целью: воспитать уважение к старшему поколению людей нашей страны. Герои книги – это дети войны, которые из-за своего малого возраста не могли принимать участия в боевых действиях или в хозяйственных работах тыла, но они выдержали всё. Именно это поколение прошло через холод, голод, страхи одиночества и заброшенности. Оно пронесло воспоминание о войне через всю свою жизнь, со скромностью и самоотверженностью честно трудясь в народном хозяйстве СССР, сполна отрабатывая свой долг перед поколениями фронтовиков и тружеников тыла.
Работа "Война глазами ребёнка" содержит воспоминания о войне, о тыловом быте, о повседневных заботах матерей и подростков, о первых детских впечатлениях, о маленьких радостях, больших огорчениях и первых разочарованиях. Источниками нашей информации явились биографические факты, семейные воспоминания, сохранившиеся с детских лет, ссылки на подлинные строки писем отцу на фронт. Эти письма- подлинники были на выставках «Семейная реликвия. Помним. Храним. Гордимся.» в Центральном музее истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, который находится на Поклонной горе в Москве ( выставки в ноябре 2013-2014 годов и в течение 2015-2016 учебного года).
Мы использовали в работе жанр небольших эссе для того, чтобы облегчить усвоение трудного материала для молодых учителей и музейных активистов, школьных экскурсоводов - старшеклассников. В непростом занятии о тяготах военного детства надо дать современным детям возможность отдохнуть на тяжёлом занятии, для этого мы советуем возвращаться время от времени к текущей жизни, задавая уточняющие вопросы, развивая детскую активность восприятия новой для постижения темы о трудностях тыловой жизни, делая понятным любое слово или какой-либо факт.
По структуре наша работа разбита на части. Все они написаны специально для молодых учителей, для подготовки их к занятиям по патриотическому воспитанию. «Война глазами ребёнка» состоит из трёх частей:
-Часть первая. «Недетские проблемы». Она описывает трудности тылового быта, но заканчивается оптимистично: патриотическими детскими стихами, написанными осенью 1943 года учеником четвёртого класса Александром Похвалинским. Эти стихи были посланы им отцу на фронт, и отец, учитель-биолог по профессии и призванию, бережно сохранил многие письма сына. Теперь они хранятся в школьном музее и имеются в архивах Бессмертного полка. А стихи Шуры с упоением читают со сцены современные ученики - мальчики 3-х и 4-х классов в рубрике «Голос из 1943 года».
-Часть вторая. «Дети войны и новогодняя ёлка» содержит описание подготовки и основные моменты проведения детского праздника, устроенного учителями обычной сельской школы-семилетки. Она также включает фрагменты сценария одной из (семейных) ёлок. Главная мысль - как среди голода, холода и больших потерь сельские учителя постарались сохранить крупинки детства и непривычной радости у своих учеников.
-Часть третья. «Возвращение отцов» раскрывает трудности послевоенного быта и зарождение послевоенной проблемы «отцов и детей».
Подчеркнём, что внимание и требование общества к усилению патриотического воспитания современных школьников и их молодых родителей является самой главной задачей педагогического процесса.
Однако, воспитатели очень часто в нынешнее время делают две грубейшие ошибки:
- Первая ошибка, теоретическая, философская, заключается в том, что ПОНЯТИЕ «ПАТРИОТИЗМ» часто раскрывается не полностью, как научная категория, а только частично: как любовь к Родине (к берёзке, к первому букварю, к богатству культурного наследия, к языку, данному нам многими поколениями предков).
Здесь, по-нашему мнению, нельзя ставить точку, нельзя, потому что далее должно следовать: «патриотизм - это готовность пожертвовать всем, даже жизнью, для защиты ценностей и идеалов нашего Отечества - России».
- Вторая современная ошибка - это стремление свести всю работу по патриотическому воспитанию детей и молодёжи только к пропаганде истории Великой Отечественной войны советского народа, то есть к периоду 1941-1945 годов. Военное прошлое, на наш взгляд, следует изучать в последовательном историческом развитии, а именно с подробнейшего изучения «Слова о полку Игореве», тем более что в программе уроков литературы для девятого класса специально отводится учебное время для знакомства с этим важнейшим произведением. Даже четвероклассники имеют возможность познакомиться с военно- историческим этапом конца 12 века, дающим понимание сложного боевого пути нашей Родины.
А вот в учебниках истории для семиклассников отводится от одного абзаца до одной страницы текста. Поэтому в нашем школьном Музее Русской культуры в сентябре обязательно проводятся занятия на тему «Трудный поход князя Игоря в Донские земли в 1185 году». (Для учителей литературы и музейных работников мы можем порекомендовать комментарий к данному произведению подготовленный Н.Е. Беляковой «Великое обращение к русской нации киевского князя Святъслава в 1185 году». Найти брошюру можно через отдел редких рукописей Российской государственной библиотеки (бывшей Государственной библиотеки имени В.И.Ленина).
- Третья современная ошибка заключается в том, что очень мало в воспитательной работе отводится времени для знакомства со здоровыми народными обычаями. Будущим патриотам надо бы изучать в школьные годы обычаи народного, семейного, проверенного тысячелетиями опыта воспитания, а также культурные достижения всех народов нашей многонациональной страны.
Отметим, что важнейшая общественная и педагогическая проблема современного воспитания патриотов России должна осуществляться не только на уроках, но и на специальных музейных занятиях развивающего обучения с разнообразной тематикой и, конечно же, с использованием различных образовательных технологий для решения следующих задач:
- нам необходимо приблизить понимание детьми повседневных тягот жизни, а не только её радостей, приблизить это к современному детскому восприятию через знакомство с историческими и биографическими фактами;
- на занятиях следует подчеркнуть тесную связь фронтовых задач советских людей в период Великой Отечественной войны с трудовыми подвигами и самоотверженностью работников тыла;
- необходимо наглядно представить трудности быта военного времени, а для этого следует осуществить знакомство детей с музейными предметами ушедшей эпохи, например:
- с керосиновой лампой, коптилкой, фонарём;
- с металлической кружкой, алюминиевой самодельной ложкой;
- с куском туалетного мыла сорта «Земляничное»;
- с солдатской пилоткой с красной звёздочкой;
- с перьевыми школьными ручками, фарфоровой чернильницей - «непроливайкой»;
- с ёлочными игрушками 30-х и 40-х годов;
- с атрибутикой пионерской организации;
- со школьной и пионерской одеждой сороковых-пятидесятых годов;
- с фотографиями, письмами на фронт, детскими рисунками, значками, открытками и плакатами военного и послевоенного времени, с документами прошедшей эпохи;
- с книгами об истории войн;
- на занятиях по теме «Дети и подростки войны» необходимо подчеркнуть заботу педагогического коллектива сельской школы-семилетки о детях колхозников и о детях эвакуированных из западных и южных районов СССР жителей, потерявших в годы войны родной дом.
Особенностью всех занятий является задача раскрытия содержания новых общественно-научных категорий, таких как «дети войны», «подростки войны», «дети оккупированных районов страны», «юные узники концлагерей», «послевоенные дети», «подвиги матерей и подростков - работников тыла».
Отметим, что в Оксфордский словарь введены несколько русских слов - новых понятий ХХ века, таких как «указ», «совет», «спутник». Но там вообще нет очень важного слова, непереводимого с русского языка, нет такого нужного слова - «ПОДВИГ». Ни один из европейских языков, кроме русского, не имеет хотя бы приблизительного по значению понятия.
И, если когда-нибудь в языки мира войдёт это чисто русское слово «подвиг», в нём будет заложена большая доля заслуг советских воинов, женщин-работниц и матерей, подростков. Подвиги совершали не только участники сражений, с оружием в руках боровшиеся с фашизмом, это не только работники оборонных заводов и труженики полей, но и все труженики тыла, сохранившие главное - жизнь детей целого поколения, нередко отдававшие за это свою жизнь и здоровье в глубоком тылу.
На тематических занятиях в школьном музее нужно использовать данные многих гуманитарных учебных дисциплин, а именно: этнографии, истории России, истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обществознания. На таких занятиях происходит обмен жизненным опытом; воспитание дружеских отношений разных поколений людей; воспитание этических, высоконравственных понятий о смысле жизни; формируется уважение к культурным ценностям разных эпох и народов.
Итак, тема нашего исследования «Война глазами ребёнка: дети и подростки войны» раскрывает трудности детства во время Великой Отечественной войны и показывает ежедневный самоотверженный подвиг матерей и подростков в деле сохранения жизни детей войны, того поколения, которое дало жизнь всем современным гражданам Российской Федерации и других республик бывшего СССР.
Мы использовали в работе биографический материал учительской семьи, подбор фотографий, содержание писем на фронт, рассказы учителей, ветеранов войны, детей войны, членов их семей, а также материалы проведённого нами небольшого опроса жителей района «Чертаново Северное» Южного административного округа города Москвы.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: мы считаем: необходимо поднять педагогический голос в защиту интересов забытого поколения людей нашей страны, не имевших настоящего детства, отрочества, юности, проведенных среди голода, разрухи и крайней нужды, нехватки и часто полного отсутствия самого необходимого для жизни человека. Именно эти дети войны, подростки войны и послевоенные дети участвовали в восстановлении народного хозяйства СССР. Именно они поднимали целинные земли, строили новые жилые районы и целые города. Прямо скажем, им было отказано даже в должном внимании и уважении, не говоря уже об отсутствии специальной социальной и медицинской помощи, организованной для защиты здоровья и духовных интересов пострадавшего с детства поколения.
Этому поколению наших российских граждан был нанесён и ещё один, пожалуй, самый страшный удар. Им довелось пережить и прочувствовать уничтожение «перестройкой» почти всех привычных материальных и моральных ценностей нашей культуры, им пришлось встретить «достойную старость» в стране, униженной и разграбленной в последние двадцать – двадцать пять лет, не имеющей пока единой развивающей страну идеи, которая бы объединяла все поколения страны. Именно этому поколению пришлось «радоваться», что их родители и старшие родственники – убеждённые патриоты нашей страны – не дожили до позора нынешнего этапа деления на «богатых» и «бедных», до развала и даже полного краха родственных семейных отношений.
В текущий период явно проступает заметное для всех падение нравственных устоев. Всё ещё возрастает насильственное насаждение западной потребительской псевдокультуры. В результате у многих детей складывается понимание смысла жизни только в получении наслаждения, радостей, при почти полном отсутствии чувства общественного и даже семейного долга. Вам не встречались семиклассники, которые заявляют: «Вот стану взрослым и уеду жить за границу!»? Всем учителям необходимо повысить внимание к усложнившимся проблемам патриотического воспитания подрастающих поколений граждан России в условиях жестокого деления общества на «кланы», что создаёт дополнительные трудности в нашем воспитательном процессе.
Предполагаемая результативность нашей исследовательской и методической работы заключается в следующем:
а) рост патриотизма у школьников – активных участников тематических музейных занятий и побуждение их к учебно-поисковой и общественной деятельности;
б) рост интереса к изучению всего курса истории нашей страны;
в) рост активности учащихся в подготовке развивающих уроков и тематических классных часов, неформального проведения Вахт Памяти, рост интереса к беседам с ветеранами войны и труда, творческая подготовка к встречам с детьми и подростками войны;
г) увеличение стремления детей и молодёжи к посещению театров, музеев, выставок патриотического содержания;
д) расширение детского участия в конкурсах и выставках.
Таким образом, конечным результатом большой и многолетней воспитательной работы предполагается возрождение высокой нравственности и духовности у школьников и членов их семей, а, значит, и во всём нашем российском обществе. Мы считаем, что наша тема отвечает требованиям новизны, актуальности и оригинальности.
Наша гипотеза - это и попытка предвидения дальнейших событий: в будущем, как мы представляем, должна появиться в свет самая главная книга о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ней будут созданы не только яркие образы советских воинов. В ней будет отражена и подробная картина самоотверженной борьбы в тылу их жён, сестёр, матерей и подростков за жизнь и здоровье детей войны, того поколения, которое выдержало все трудности, невзгоды, нехватки, которое дало жизнь современным поколениям граждан России, в настоящее время успешным предпринимателям и добросовестным трудящимся.
Книга эта, очевидно, будет иметь короткое название «Война и тыл». Но для решения такой задачи должен сформироваться писатель по таланту подобный Льву Николаевичу Толстому. Кроме того у такого писателя должен быть особый статус.
Примечание:
1. Травкина Л.П. Лишённые детства. М., Издательство Патриот, 2011. - 295 с.4
495; Илл.(О малолетних узниках фашистских лагерей)
2. Детская книга войны. Дневники 1941 - 1945. - М: "Аргументы и факты". "АиФ.
Доброе сердце",2015. - 480 с., илл. (Документы истории)
3. Великая Отечественная война в письмах - М.:Политиздат, 1982. - 351 с, ил.
Свидетельство о публикации №119051706219
Спасибо!
В двух пунктах мне хочется что-то добавить
О слове подвиг. Вчера случайно по телевизору посмотрела фильм "Остановился поезд", старый фильм, в главной роли Олег Борисов. Сюжет: крушение поезда, погибли люди и машинист, приехал следователь, опрашивает свидетелей. Народу всё понятно, не сработали тормоза под уклоном, хоронят погибших, а следователь ищет виноватых. Он долго всех опрашивает, всем надоело его занудство, ему говорят, что машинист, сумевший остановить поезд, совершил ПОДВИГ!
А Олег Борисов (следователь) говорит: "Подвиг? А нужны ли такие подвиги, прикрывающие халатность рабочих, поставивших вместо двух - один подшипник, равнодушие других, отвечающих за безопасность пассажиров" и так далее...
Вот я и думаю, в беседах надо обязательно подчёркивать истинный смысл слова "подвиг"!!!
Поступок, исключающий допущенные вредительства, как, теперь все употребляют выражение, - "человеческий фактор".
А второе - я вспомнила песню "Майскими короткими ночами".
Там есть слова:
Мы тебе хороший дом построим,
Чтобы было видно по всему:
Здесь живёт семья российского героя,
Грудью защитившего страну!
Вот, где обманули всех участников войны! До сих пор некоторые ветераны живут в трущобах, особенно те, которые не привыкли ходить "с протянутой рукой" и имеющие человеческое достоинство. Да и у нас никогда не было своего хорошего дома...
И надо сделать приписку, указать данные Вашей иллюстрации к статье: чей рисунок.
А ещё на днях я услышала Ларису Гузееву. Она рассказала, как чья-то мама вспоминает, что она назвала вернувшегося с войны отца чужим стариком с бородой, а ему было 25 лет. Мне-то тоже говорили, что я испугалась отца, когда он приехал после войны.
С уважением
Людмила Похвалинская 19.05.2019 12:47 Заявить о нарушении
Нина Евгеньевна 20.05.2019 12:14 Заявить о нарушении
Но то, что он отвоевал себе жизнь, не уберёшь.
Там была мясорубка!
Людмила Похвалинская 20.05.2019 13:37 Заявить о нарушении
И чиновников на место ставил...
Мы же с ним о многом переговорили.
С уважением
Людмила Похвалинская 20.05.2019 13:42 Заявить о нарушении
Очень правильные замечания о слове "Подвиг"! Только надо дополнить "в мирное время" и я расставила по-иному знаки препинания:
Подвиг в мирное время это - "Поступок, исключающий допущенные вредительства, как теперь все употребляют, выражение "человеческий фактор".
Нина Евгеньевна 21.05.2019 12:07 Заявить о нарушении