Аниме Антианиме. 2007-2008
Антианиме – что за бяка такая.
С чего бы это? Кто не видел – тот не судья (если по-честному); как правило, судят больше те, кто не видел или, кто видел мультики подогнанные под этот термин или не самые лучшие работы из натурального аниме. Отличить аниме от мультиков вполне реально, но когда речь заходит о японских мультиках, то начинаются проблемы с ориентировкой. Очень многие студии помимо серьёзных работ выпускали за свою историю и мультфильмы, которые по праву дальше этой категории не идут, но к ним успешно приписывают ярлык «аниме» и большинство зрителей готово этот ярлык подтвердить. От необразованности ли это? Видимо, так и есть. Не пора ли в школах ввести в программу по истории культуры пару лекций по мировой анимации, её активах и её успехах; объяснить школьникам шкалу уровней анимации. Я делю анимацию на три основных уровня: мультфильм, аниме и рисованный х/ф. Удачные работы есть во всех трёх категориях, но перемешивать их – большая оплошность. …В российской мультипликации та же картина – присутствуют все три уровня и с представителями последнего я тоже встречался, хотя их в среде российских анимационных работ мало. Среди американской анимации третьей группы не знаю; вторая – некая альтернатива аниме, но пока очень хиленькая, без достаточной смысловой нагрузки; первая (мультфильмы) встречается повсеместно и хорошо знакома большинству.
К какой категории что отнести? Этим и следует заняться. Классификация данного рода творчества может быть не признана, но от этого она не потеряет своей актуальности на стороне и найдёт свои отзывы в СМИ; остаётся надеяться, что после разработки такой классификации наконец перестанут писать крамольные статьи об аниме, толком не втыкая в происходящее, не разбираясь поподробнее в этой сфере творчества и ремесла.
Казусы, которые видны в современной публицистике, посвящённой этому вопросу вызывают смех сквозь слёзы; уже не удивляюсь этому убийственному для настоящего аниме явлению. Писать куда-либо комментарии со своим подходом не актуально – просто не поймут или осудят за то, что защемил чьи-то интересы. Каждая критика направлена на занижение ценности произведения.
Штампованные попытки утверждения, что аниме вредит сознанию, в большинстве случаев окажутся правдой; что же делать с меньшинством? …Важная делема. Искать проводников в этот многообразный мир образов и мыслей сегодня очень сложно. Наткнувшись на серьёзного анимешника, сразу его позицию не просечёшь а просматривать большую коллекцию незнакомого искусства очень глупо. Лезть в интернет и читать множество комментариев не всем времени хватит, и не все способны перелопатить перед просмотром несколько печатных листов текста (не формата А4, газетных), ведь гораздо проще прослушать рекомендации. Остаётся два оптимальных варианта: «не смотреть» и «смотреть после прочтения обзоров и рецензий». Смотреть надо понимая; иначе: раньше или позже разочаруетесь и займёте своё место в ряду антианимешников.
Индустрия переходит на удовлетворение потребностей потребителя. Но по некоторым можно сказать, что они стараются поднять потребителя до своего уровня или так же в анимации "его" критикуют, как это делают Сатоси Кон, Хаяо Миядзаки, Мамору Осии... и некоторые прочие этого порядка. Они же режиссирует интересные во всех планах а/ф и без оглядки на киноведов затаптывают мировую киноиндустрию в глазах собственных зрителей.
Чего посторонний зритель ждёт от аниме, никто не сможет сразу объяснить. Первый раз смотреть аниме без понимания этого явления рискованно – мало ли что попадётся. Энтузиастов, желающих объяснить «что к чему» всегда полно…
Смотреть аниме как мультики не получится и это поймёте достаточно быстро. Это отнюдь не зрелище для развлечения, за просмотром которого можно пожевать что-нибудь или чем-нибудь похрустеть. Это, в случае хороших а/ф, даже глубже кино (поэтому многим анимешникам смотреть в кино стало нечего).
//Сноска:
На тему американских мультипликационных работ никогда таких добрых слов (которые применяю в обзорах по аниме) написать бы не смог, поэтому стараюсь о них даже не вспоминать. /Зачем нападать на чужие манеры и привычки, если можно не обращать на них внимания? Они потом сами отвалятся./ //
Есть и там отдельные прекрасные работы, но это редкие исключения из правил. Обычно, такие работы не набирают популярности и сделаны отщепенцами от основной линии региональной продукции.
Флуд со стороны прессы, жёлтой и прочей, нужно переносить спокойно, как обыденность. Стоит попробовать создать реальное видение этой проблемы со стороны самой субкультуры и разобраться с собственными тараканами по-доброму.
/Написание иронических статей на сайтах не спасёт партию и отечество! И солидарность трудящихся масс обеспечить этим не удастся/...
Из чего следует, что пора браться за нормальное адекватное восприятие положения дел и предоставлять свою информацию (без перехода на личности из рядов противника) в ответ на их чушь и беспардонщину. Газетчики, как всем известно, любят интригу. Разве только писать трудно, когда так и хочется вставить обвинение в чей-то адрес, ан нельзя (!). Автор подобного рода статьи должен быть лоялен к противникам и «не замечать их в упор»; излагать материал по делу, не задумываясь о том, что его будут читать ярые противники; потом будут коверкать и цитировать, изменяя смысл и логику.
/Оригинал будет жить вне зависимости от последствий деятельности противников субкультуры/.
Надо развернуть свою информационную деятельность (ни в коем случае не войну) на просторах крупных газет с нормальной репутацией. Для них это может оказаться вполне актуально, если написать интересно и захватывающе. Т.к. большинство наших соотечественников с аниме знакомо известно как ..., то ждать повышения спроса после первой статьи не следует. Но грамотно поработав в этом направлении года два, можно надеяться на лучшее, даже на просветление закоренелых антианимешных умов.
Чтобы не превращаться в безликое «МЫ» для прессы, надо почаще напоминать о том, что такое аниме и для чего оно существует, акромя коммерческих целей. Всё же это не безликое действо, где всё сливается воедино. – Значит, об этом можно писать возвышенно, как о хорошо поставленном спектакле или фильме. Не исключено, что есть здесь свои ошибки, как в любом роде изобразительного искусства; есть своя попса и халтура, откровенный маразм – тоже не редкость; ...стоит ли от того огрызаться на весь пласт субкультуры в целом? Нет. Ту же картину мы имеем во всём: литературе, театре, живописи, скульптуре, музыке и т.д.
/Утверждение своей правильности -- первый признак отсутствия таковой./ Реабилитация аниме в глазах окружающих – дело страждущих умов. Что же захватило эти умы? – Да то, что заглотили они в своё время из показанного по ТВ и не проанализировали как следует; + то, что им предложили такие же подсаженные. Далее по цепочке. ...Когда халтуру прилюдно хвалят как шедевр, со стороны это смотрится не лучшим образом. От случая к случаю умным культурным людям попадается это «расхваленное» и потом в газетах всплывают лестные статейки и заметки об «этом» и «том», чего они даже видеть не желают, ибо если «это» лучшее, зачем же смотреть остальное. Даже мне обидно становится. Всё начинается с информации, все проблемы, интриги, заговоры, предположения, предрассудки… , личность каждого человека строится из попадающей в голову информации. На второй ступени будет влияние этой информации на личность.
Что есть в субкультуре такого, чего нет у остальных? Прежде всего – подача информации иная и неоднородная, без яркой идеологии и крайней бестолковости (кроме клинических случаев). В аниме (за мультики не отвечаю) всегда есть сюжет, выстроенная линия событий. Чаще всего имеется много параллелей с реальностью; бывают и чисто реалистичные аниме-фильмы, цельные или разбитые на некое количество серий. Порою ощущаешь, что смотришься в зеркало.– Это ещё одна зацепка для антианимешников, многие боятся этого, как огня. /Увидеть свои недостатки и уцелеть./ Самокритика – вот чего так недостаёт сегодня; надо лечить (лечить срочно, иначе это передастся по наследству воспитательным путём). Собственно, так строятся комплексы, личные и общественные, от которых избавиться намного труднее..
Для себя выделил три категории "анимешничества": мультяшники (с ориентацией на японские мультики), анимешники и отаку. В прочем, так оно и есть.
На тему конкретизации позиций надо бы уточнить: Антианимешники или Антиотаку (+Антимультяшники). Рассуждение было построено вокруг антианимешного движения, но больше касалось антиотаку. Сами анимешники могут быть антиотаку не меньше постороннего наблюдателя, но более корректно смогут оформить своё мнение, т.к. варятся в этой среде. Жить с клеймом "отаку" позорно, а вот "анимешник" это как "филателист", и нет ничего позорного. Так же стоит разделять Аниме и мультики. Немного повторюсь, сказав, что не стоит утверждать, что в Японии делают только аниме, потому как многое, что имеет ярлык "аниме" никаким боком до него может не дотягивать. Есть ещё и верхи анимационного искусства, создающие анимационные фильмы, но их эта проблема касается в меньшей степени. Как правило, о них знают не многие.
+ Комментарий-поправка от 27.08.2008:
С термином "отаку" ещё разбираться надо долго и дотошно, тем более при его двояком окрасе на исторической родине и вне её. Раз уж мы сами находимся вне Японии, то приходится использовать термин в роли не подобающей его истинному смыслу. Если это бы не имело негативного окраса в самой Японии, то у меня бы не возникло такого сопоставления. Те же, кто сами называют себя отаку – это совсем иной расклад дел, и сумасшедшими или помешанными их не назовёшь. Опять же, они подразумевают один смысл, а понять могут по-другому и относиться потом будут соответственно. А когда подобная тема разбирается в СМИ, то вообще лучше про это слово забыть и вместо него употреблять что-то отстранённое и поверхностное.
"Анимешник" звучит намного лояльнее и без крайностей, да и никто не запретит тем же анимешникам увлекаться культурой/историей/традициями Японии.
Ещё есть такой термин, как "японист"; относится больше к тем кто сосредотачивает внимание на культуре/истории/традициях, для кого аниме -- часть интересующей их культуры. Два последних термина в сочетании дают нечто в роде "отаку", но не имеют негативного окраса и более конкретно определяют суть интереса через соотношение этих свойств.
) Дополнение…
В аниме редко встречается настоящее рассуждение о жизни - в большинстве это философия (правильно читать "словоблудие") чего-то ради и пустая демогогия, когда вообще что-либо говорится для заполнения времени, порою вполне амморальное (если вдуматься). / Можно не биться головой об стену от досады; в кино этого ещё больше, в разы. / Фансервис частенько мозолит глаза даже там, где ему совсем не место. Порою это лёгкое эччи, порою размытая обнажёнка. В отдельных случаях это портит впечатление от просмотра и занижает общую оценку. ...Это настолько часто попадается, что может претендовать на статус синдрома (в данном случае: "синдрома сексуального помешательства"). Это ближе к теме "Что вам не нравится в Японии". / Сёнен-ай - лёгкий на подъём жанр, не требующий наличия даже среднего уровня культуры у зрителя захватывает всё новые и новые позиции в рядах начинающих анимешников. Касаемо этой проблемы вообще можно сказать, что это итог обстоятельств, когда создаётся чисто мужское замкнутое общество (такое в литературе иногда встречал) и любить больше некого (?). Вторым пунктом является воспитание, от него зависит гораздо больше. Достаточно табуизировать возможность развития подобных чувств и беда обойдёт стороной. В массе своей проблемма чисто греческая и в остальных культурах настолько открыто не проявлялась (мог что-то упустить). ...При этом подобное явление в женском обществе не является катастрофичным ((вот они - странности этики отношений)).
/ После энного пересмотра на первый взгляд удачных а/ф, иногда помимо не замеченных положительных качеств всплывают отрицательные, которые всё портят и нивелируют положительные на корню. Опять же, в первую очередь это касается трёпа и фансервиса. У менеджеров студий и продюссеров за последнее время сложилось ложное ощущение, что якобы их продукция не будет иметь успеха в прокате, если туда не пихнуть чего-нибудь для быдла. ...По-моему, лучше хорошее отношение меньшего числа зрителей, чем временный интерес валового зрителя и недоумевающие взгляды конкурентов и критиков. Если они так не уверены в ценности идеи, что готовы докидать в фильм или сериал всякого мусора, то лучше вообще не позориться перед людьми и попросить заказ у государства (В Японии вполне актуально); так будет больше шансов на достойный успех.
/ Уважение к сотруднику складывается не только из того, что ты ему даёшь работу и не выгоняешь во время кризиса, но и из того, какую работу даёшь. Понятное дело - новичку можно сунуть что-то полегче и за соответствующую плату, а опытному мастеру сваливать халтурку как-то неуважительно. Надо бы считаться с его опытом и давать соответствующие задания, которые не надо упускать возможности организовывать, пока есть группа ценных кадров старой закалки. Конечно, существуют фрилансеры разного уровня, которые бегают от студии к студии и принимают участие в подходящих для них проектах. Это не огромная толпа, поэтому студии держатся на плаву вне зависимости от таких индивидов. Однако, если бы их процент в общем числе был больше - это дало бы хороший толчок вверх всей индустрии и оживило желирующиеся (от размеренности) мозги множества продюссеров, заставив их искать стоящие экранизации сюжеты и привлекать к ним хороших специалистов. Но пока есть и другая сторона кризиса — специалисты бегают за деньгами, а не за интересными идеями.
АНИМЕ
Аниме — по ходовому определению это японская доля мировой анимационной продукции.
Множественность жанровых делений у японцев богаче, чем в кино. Есть оттенки, которые не сразу понятны зрителям западнее японских островов (развёрнуто, до 350 градусов по экватору). Если же придерживаться основных жанров, то они как в кино.
В статье термин «аниме» будет использоваться в адрес работ среднего графического уровня, имеющих смысловое наполнение и кинопостановку. На самом деле, очень трудно подобрать подходящее определение. Как варианты: Мульт-кино (звучит издевательски, но близко к нужному смыслу), Анимация в духе кино (солидно и прямолиейно, но длинновато для термина). Для точности определения остановлюсь на втором.
В японском обиходе аниме – это вся анимация. У нас её можно разделить сразу на несколько категорий по уровню прорисовки и сюжетно-глубинному характеру:
/ Мультфильмы – анимационные произведения для развлечения публики разных поло-возрастных групп. Могут быть умными и глупыми, как в других категориях. Могут нести в себе этические основы, но не мощную философскую начинку. Графическое исполнение от классики до авангарда сильно разнится, с появлением цифровых технологий эта разница стала ещё ярче.
/ Анимация в духе кино (гибрид кино и анимации) – результат японского подхода. До них так анимацию никто не делал в потоковом режиме. Отличие от мультфильмов: средство передачи того, что возможно передать через игровое кино, но все роли сначала проигрывают авторы, потом их же реализуют аниматоры и актёры озвучки на завершающем этапе. Постановка сцен так же заимствована из кино и дополнена тем, что в кино сделать не возможно при обычном раскладе съёмок. Спецэффекты сегодня дают многое, но у них тоже есть предел (другое дело, что всё совершенствуется и расширяет рамки возможного). В Японии анимация занимает главенствующее место в динамическом визуальном искусстве.
/ Рисованное кино (кино, воплощённое в анимации). Главное отличие – прорисовка персонажей и детализация большего числа мелочей, чем в рядовом анимационном произведении. Где анимация в духе кино переходит в рисованное кино понять так же трудно, как переходы между слоями атмосферы выше азонового слоя. Конкретной границы нет, она очень размыта. По ходу, есть та и другая категория со своими параметрами и степенью киношности. Остаётся довериться собственным ощущениям и постараться для себя приблизительно определить границу между двумя сливающимися категориями. Не следует вешать к ярким образцам аниме бирку «рисованное кино», и наоборот тоже делать не стоит, поскольку с ними всё достаточно понятно. Есть простой и надёжный метод идентификации рисованных фильмов – если теряется ощущение просмотра анимации и перестаёте ощущать в картинке её рисованность, то это однозначно «рисованное кино». Большинство анимационной продукции на такое претендовать не может.
Жанры. Фактически, каких-либо новых жанров нет; есть те, которые для кино не обозначают. Для игрового фильма иногда достаточно написать, что это «сказка», «мелодрама», «фантастика», «приключения» и т.д. В аниме деление пошло дальше, хотя ничего качественно нового не появилось – изменились обозначения и во многих случаях стали точнее описывать характеры произведений. Появились жанры: «яой», «юри» (варианта типа «лесби» не попадалось), «сёнен-ай», «школа», «меха», «сентай» (на тему спасения мира), «махо-сёдзё» (про всякое колдовство), «сёдзё» (нечто преимущественно для девочек), «сёнен» (для мужской аудитории), «хоррор», «лоликон» (педофилия, направленная на девочек, может быть безрезультатной). Аналогов общемирового типа для этих жанров не встречал. Остальные имеют подобия или просто копируют жанры кино. Не все и не всегда дотошно отмечают жанры в соответствии с реальным раскладом, бывают недоборы и переборы, бывают намеренные приманки для любителей определённого жанра (могут приписать жанр, который едва ли попался в произведении).
Выбор всегда за тем, кто смотрит. Как не ошибиться с выбором? …Это уже другое дело и тут мало что поможет. Выбирать то, что выбрало большинство – не актуально в подавляющем числе случаев. Лучше лично обращаться к опытным зрителям с некоторой конкретизацией того, что вам хочется видеть – велик шанс получить на просмотр интересный и разумный образец на свой вкус.
Не стоит на чём-то зацикливаться и не стоит бежать вперёд, сломя голову, и пытаться смотреть то, что без наличия опыта и информации из других аниме не понять. Начинать с произведений, плотно связанных с традицией тоже сможет не всякий зритель.
Гипертрофия. Для чего и почему.
/ Вопрос: Вы готовы разглядывать, куда смотрят персонажи и что за эмоции хотели донести до зрителя исключительно видеорядом? – Мало таких найдётся. …В любой массовой анимации присутствует гипертрофия глаз, часто вместе с головой (иногда за гранью абсурда). Даже в рисованном кино может присутствовать в малой степени. Штучные экземпляры с реалистичной графикой радуют больше, но в производстве они сложнее.
/ Краснеющие от смущения щёки – частый приём, без которого романтические а/ф редко обходятся. Если этого не показывать, то некоторые сцены потеряют выразительность. Взрослых персонажей это касается редко, чаще детей и молодёжи.
/ Эротика и кровь из носа. Неотъемлемое сочетание для определённых случаев. Поводы могут немного отличаться, но результат остаётся неизменным. Так не всегда рисуют, но в комедиях это обычный вариант, если что-то подобное там попадается. А как же им ещё выразить те комплексы, которые въелись в мозг персонажей (и не только).
/ Громкие вопли и яркие эмоции. То, чего люди (в яркой частности японцы) часто избегают проявлять в реальной жизни. В результате эмоции перекочевали в аниме, что не есть хорошо во многих аспектах, но это без лечения не вылудишь.
Что есть процесс просмотра? Получение удовольствия, поиск ошибок и минусов, поиск смысла, просто наслаждение динамичной картинкой? – Каждому своё, …но это не повод зарывать голову в песок и тупо придерживаться своей позиции. От разнообразия не опухнете, а вот от однобокого подхода лучше явно не станет. Мир разнообразен, искусство тоже.
- - -
Ликбез по аниме.
В последнее время заметил, что частота выхода аниме, которое мне интересно или просто близко к хорошим примерам классики очень мала. И так было всегда, что в 80-х, то и до сих пор. У меня старые (до 2000-го г.) и более поздние произведения составляют приблизительно пропорцию 1/1.
Для начала, чтобы не было обидно, скажу, что мне были интересны некоторые произведения, но из-за их тянучести я не стал их оставлять в коллекции.
Я не люблю длиные сериалы и редко смотрю какие-либо длиннее 24-26 серий.
Пойду далее. Количество остающегося определяется качеством и содержанием. Зачастую второй параметр намного важнее первого (как в случае с "Путешествием Кино", "Принцесса Аритте" и далее). Произведения, содержащие в себе исключительно качественную рисовку вылетают так же легко, как и те, которым до неё далеко. Отсутствие смысла сразу ставит на произведении клеймо "мусор". Что по мне, то смысловых моментов должно быть много по всему фильму, а не натыкано чуток кое-как где-нибудь для приличия (такое сразу видно). Даже произведения исторического направления собираю с учётом наличия в них серьёзности сюжета и точности изложения материала. НЕ люблю обсасывание одной темы на протяжении долгого времени и считаю это за дурной тон, если нет углубления в тему. Готов смотреть на то, как автор закапывается всё глубже и глубже в тему произведения, но не готов слушать долгое разжёвывание одного и того же на одном уровне. Так же интересует разбор социальных проблем, но и над этим родом произведений в той же мере висят требования, по которым происходит выбор. …Если бы мне доверили цензуру, то многое не дошло бы до выхода в свет.
Теперь пройдусь по ключевым жанрам.
) Драма – древний жанр, который надо уметь подать и всё будет в порядке.
) Комедия - иногда могут встречаться удачные образцы, но удержать равновесие в этом жанре и не скатиться к глупости весьма сложно.
) Романтика – больше привилегия более поздней эпохи и к ней требования гораздо больше; не хочется видеть пошлости и развращения общества (хотя сейчас это часто сопутствует данному жанру; увы).
) Фантастика (научная и не только) – порою просто превращается в бред пьяного слесаря. Некоторые умеют так менять законы физики, что при просмотре становится ничего не понятно и даже предположить нечего. Некоторые трюки не поддаются описанию никакой фантастической технологией или чем-то подобным.
) Фэнтези – тут авторы в праве вытворять, что хотят, кроме наиглупейших нарушений законов гравитации и прочей фундаментальной физики, касающейся всего, что имеет не магический характер происхождения. Перлов и тут хватает, как известно.
) Приключения – этого везде хватает в разной степени. Остаётся не терять логику и будет получаться что-то вполне смотрибельное.
) История – тут очень любят чудить и добавлять от себя, что не есть хорошо. Иногда можно пропустить какие-то побочные подробности и мало важные события (о которых должно быть сказано в таком случае, на этом всё сокращение закончив. Но городить от себя и вырезать многие важные моменты нельзя никак. Много раз замечал, что в произведениях этого направления не хватает информации для более капитального восприятия. Если бы её проговорили, то этого было бы достаточно. Разве это трудно сделать?
...Есть только один жанр, не требующий ничего, кроме ассоциативной узнаваемости объектов – абстракционизм.
Свидетельство о публикации №119051604864