Философ Бенедикт Барух де Спиноза

Бенедикт (Барух) де Спиноза,
Голландский философ-натуралист,
Рационалист, пантеист,
Убежден был в том,
Что основу мироздания,
Составляет единая,
Божественная субстанция,
"Бог, это субстанция,
С бесконечно многими атрибутами,
Каждая из которых выражает,
Вечную и бесконечную сущность",
Спиноза значимой фигурой был,
Философии Нового времени,
Уроженец Амстердама,
Он появился на свет,
24 ноября 1632 года,
Де Спиноза, второй сын,
Мигеля де Эспинозы и Аны Деборы,
А отец его был,
Португальским евреем,
Овечьей шерстью торговал,
И дело его процветало,
Мать Спинозы умерла,
Когда ему было шесть лет,
Юный Спиноза языки изучал:
Португальский, еврейский,
Испанский голландский,
Французский и латинский,
И в изучении преуспел,
Образование Спиноза,
В иешиве получил,
Иешива, или ешива,
В еврейской истории,
Высшее религиозное,
Учебное заведение,
Предназначено для изучения,
Устного Закона,
Главным образом Талмуда,
Спиноза там изучал,
Каноны Корон Торы,
В этой школе Спиноза,
Талантами блистал,
И все необходимое имел,
Чтобы в будущем,
Стать раввином,
Однако смерть,
Старшего брата,
В 1650 году,
Вынудило его,
Оставить обучение;
В 1653 году,
Спиноза изучать стал,
Латинский язык,
У Френсиса ван дер Енде,
Вольнодумца,
Открывшего перед ним,
Двери в новый мир,
Схоластики и философии,
После смерти отца,
В 1654 году,
Одиннадцать месяцев,
Спиноза провел,
В чтении кадиш,
Еврейской молитвы скорбящих,
И от наследства отказался,
В пользу сестры Ребеки,
А чтобы отделаться от кредиторов,
Спиноза себя объявил,
Лишенным наследства,
И от дел отошел,
Наследовал имение матери,
И себя философии и оптике посвятил,
Себе латинское имя взял,
Бенедикт де Спиноза,
И учительством занимался,
Знакомился с рационализмом,
Методу, согласно которому,
Основой познания людей,
Является разум,
Спиноза следил за тем,
Как антицерковные,
Группы восстали,
Против общепринятых догм,
И эти философские мысли,
Сформировали его идеологию,
Явившуюся причиной распрей,
Между ним, властями,
И представителями,
Традиционной философии,
С их сложившимися,
Философскими мыслями,
В 1656 году,
Представители,
Школы Талмуд-Торы
Накладывают запрет,
На деятельность Спинозы,
За проповедование,
Радикальной теологии,
Спиноза уже не посещает синагогу,
И испытывает отвращение,
И антагонизм к иудаизму,
Есть мнение, что позже,
Он принесет извинения,
Старейшинам этой церкви,
В которой мнение,
Свое он защищал,
Против ортодоксальной религии,
Но некоторые считают,
Что никаких извинений,
Не было принесено вовсе,
Но латинское имя,
Спиноза себе оставил,
И несмотря на то, что имел,
Тесные связи,
С христианской общиной,
Крещение он никогда не принял,
И поэтому становится первым,
Европейским евреем светским;
В 1660 году,
Синагога Амстердама,
Обратилась с просьбой,
К муниципальным властям,
Предать Спинозу суду,
Поскольку он угрожает,
Благочестию и морали,
Спиноза из Амстердама уезжает,
В деревню Рейнсбург,
Там зарабатывает,
Шлифуя линзы,
В общине Лейден,
И здесь Спиноза написал,
Самые значимые труды:
«О человеке и его счастье»,
«Краткий трактат о Боге»,
Этот научный труд излагал,
Взгляды Спинозы на метафизику,
Эпистемологию и мораль,
Философскую дисциплину,
Исследующую знание,
Его строение, структуру,
Функционирование и развитие,
А также работы:
«Трактат о совершенствовании разума»,
Первую часть «Этики»,
Большую ее половину,
И «Основы философии Декарта»,
В 1663 году,
В Ворбюрг он переехал,
И в 1664 году,
В Гааге сочинение издал,
Посвященное философии Декарта,
Единственным прижизненно изданным,
Подписанным его именем,
Это произведение,
Принесло ему известность,
Сделало Спинозу в глазах,
Просвещенной общественности,
Крупным мыслителем,
А встречи его в Ворбюрге,
С философами и теологами,
Легли в основу труда «Этика»,
И в это же время он работал,
Над трудом:
«Теолого-политический трактат»,
В защиту светских,
И конституционных властей,
Он будет издан анонимно,
В Амстердаме, в 1670 году,
Скандальный труд вызвал,
Негодование в обществе,
В нем Спиноза ратовал,
За независимость философии,
От религиозных мировоззрений,
За свободу мышления и слова,
Благодаря этой работе,
Было положено начало,
Изучению Библии,
Как объекта научных исследований,
В трактате он критиковал,
Постулат о том,
Что Священное Писание,
Имеет божественное,
Происхождение,
Но поскольку государство,
Возглавляли братья де Витт,
Они относились к Спинозе лояльно,
Ему не угрожали серьезно,
Но в 1674 году,
Ситуация изменилась,
Один из братьев был убит,
И происхождение трактата,
Больше не оставалось тайной,
Спинозу подвергли травле,
Его сочинения внесли,
В список книг запретных,
В мае 1670 года,
Спиноза в Гаагу переехал,
И в этом городе,
Остаток жизни провел,
И над написанием работал:
Политического трактата:
«Трактата о радуге»,
И научных заметок,
«О вычислении вероятности»,
Продолжал трудиться над работой,
На еврейском языке,
А также взялся за перевод Библии,
На голландский язык,
Который вскоре,
Сам же уничтожил,
А свой шедевр «Этика»,
Спиноза закончил в 1676 году,
В этой работе он критиковал,
Традиционные верования,
И философские концепции Бога,
Как человеческого существа,
Природы и Вселенной в целом,
В пух и прах он разносил,
Религиозные, богословские,
И моральные устои,
Именно в этом труде,
Спиноза провозгласил,
Что Бог есть мир,
Отождествляя Бога с природой;
В 1673 году,
Пфальцский курфюрст,
Его возглавить пригласил,
Философскую кафедру,
Гейдельбергского университета,
Но Спиноза отказом ответил,
Независимостью он дорожил,
В высказывании суждений,
В 1675 году,
Спиноза труд завершил,
В его наследии главный:
«Этика, доказанная в геометрическом порядке»,
В этом сочинении он изложил,
Все основные положения,
Его философских взглядов,
Этот труд,
В виде рукописи распространялся,
В окружении близком Спинозе;
На протяжении 20 лет,
Спиноза от туберкулеза страдал,
Приобретенной болезнью легких,
В процессе вредной работы,
В мастерской,
По шлифовке линз,
И сердце Спинозы остановилось,
21 февраля 1677 года,
Когда ему было,
Всего 44 года,
Тело похоронили,
В общей могиле,
На церковном кладбище,
При Новой христианской,
Церкви в Гааге.


Рецензии