Диалог о Новом Годе и Новом Лете

Начался диалог с прочтения стихотворной пьесы
«Бабу бы, или один под ёлкой. пьеса-кастинг, в одно» Леша Городилов
http://www.stihi.ru/2018/12/29/3531

Вот ведь Лёша, аккурат,
Лиц из старых маскарад.
Новых что ль не народилось,
Чтоб составить новый ряд?

Снег, мороз, метель и стужа,
Надоели людям дюже!
Людям хочется тепла,
Им же крутят сказку ту же...

В этом жизни всей изъян,
Новый год из дальних стран.
Жаль, когда-то отменили
Новолетие славян.

Поздравляли всем народом,
С Новым Летом, а не годом
В сентябре под урожай
И гордились древним Родом!

Были раньше Лада, Лель...
Ныне сплошь Эммануэль!
Вместо трелей соловьиных,
Рэп, спиртное и постель.

Сочинил бы Лёша в раз
Ты славянский парафраз.
Так, чтоб Осень золотая,
Заиграла чувством в нас!

Сергей Милевский  08.05.2019 01:23

Просто Лёша в этот раз
Делал сказку на заказ.
А заказчику виднее
Кто востребован у нас.

Леша Городилов  07.05.2019 23:50

А стихи ведь хороши,
Если пишут для души.
На заказ одна халтура!
Да и платят то шиши!

Сергей Милевский   11.05.2019 09:02

Есть небольшая надежда, что стихотворная дискуссия продолжится...

По теме дискуссии

Новый Год у славян — когда же он начинался

Более всего сохранилось в памяти людей празднование Нового Года в сентябре — православная церковь лишь относительно недавно перенесла начало года к официально принятым принципам летосчисления. Согласно церковной традиции, установившейся на Руси с моментом принятия христианства, Новый Год у славян, ставших христианами, не праздновался, но его дата устанавливалась на первое сентября.

Различные археологи и культурологи отмечают крайне близкое соответствие христианских праздников языческим аналогам. Поэтому они предполагают, что празднование Нового Года до прихода православия также приходилось на сентябрь. Наиболее подходящей датой, по общему мнению, следует считать 21-22 сентября. Именно в этот день происходит осеннее равноденствие. Такие солярные праздники были повсеместно распространены до прихода христианства у большинства народов мира.

Многие последователи Родной Веры, или же неоязычества считают, что начало нового года действительно приходится на этот осенний день. Аргументируется это и тем, что в осеннее время люди, наконец-то, могут отдохнуть от всех трудов. Недаром на Руси существовала поговорка, что любое дело следует начинать с отдыха. То же самое казалось и каждого нового года. Примечательно, что традиция наряжать елку и дарить подарки также была присуща и этому празднику, и Коляде. Более того, деревья нашими предками наряжались на каждый солярный праздник, но специально их для этого не рубили. Славяне предпочитали наряжать живые деревья и отмечать важные даты под их сенью.

Новолетие у славян

Стоит отметить, что слово «год» в обиходе наших предков появилось сравнительно недавно. Оно было принесено в русский язык после реформ Петра Первого. До того, во всех источниках для обозначения года использовалось слово «лето». Поэтому как праздник, можно сказать, древнеславянский новый год не существовал. Вместо него отмечалось у славян новолетие. И хоть о дне, когда именно наши далекие предки до пришествия на Русь христианства отмечали этот праздник, до сих пор идут споры, однозначно известно, что он именовался именно новолетием. Весьма популярна такая точка зрения, что новолетием назывался день, когда начиналось лето. То есть — 21-22 марта, день весеннего равноденствия, еще один важный солярный праздник, называвшийся Комоедица. Многие его традиции сохранились и сейчас, превратившись в Масленицу. Тем не менее, глубокое исследование семантики русского языка дохристианских времен и существующих раннехристианских источников опровергает подобное мнение. В первую очередь за счет того, что наши предки не имели отдельного названия для летнего времени года. Для них существовала лишь весна, осень и зима. С весны до осени шла работа, с осени до зимы — гулянья, а зимой — отдых и, в случае голодных годов — борьба за жизнь. Однако это не мешает множеству различных славянских общин отмечать славянское новолетие именно весной. Существуют также традиции празднования древнеславянского Нового Года и на день Ивана Купалы, а точнее — 21-22 июня, во время летнего солнцестояния. Есть и те, кто отмечает Новый Год ближе к общепринятому сейчас празднованию, то есть — во время Коляды. В целом назвать однозначную дату, когда наши предки праздновали Новолетие, опираясь на археологические находки, пока что невозможно. С точки зрения культуры и религиозных традиций, скорее всего, это празднование приходилось на один из солярных праздников. А о том, какой именно из них знаменовал смену лет, к однозначному консенсусу ни историки, ни последователи древнеславянской веры до сих пор не пришли.

Источник: © https://grimuar.ru/primetyi/slavyanskiy-noviy-god.html


Рецензии