ключчевыя понятия народнага театрра

центральные понятия народного театра

[конспект - цитата материала из, вики].



--
по предменту:

`народная художественная культура` - н.х.к.


----
начало цитирования:



>>


1.


Раёк — народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету[1]. Картинки эти были выполнены часто в лубочном стиле, первоначально имели религиозное содержание — отсюда название «раёк», а затем стали отражать самые разнообразные темы, включая политические[2]. Широко практиковался ярмарочный раёк.

Раёшник или раёчник — рассказчик, исполнитель райка, а также человек, посещающий раёк. Кроме того, термином раёшник (либо раёшный стих) обозначается рифмованная проза, которой говорил рассказчик и его персонажи.[3]


--
Раёк (лубок, XIX в.).



----
2.


Петрушка — перчаточная кукла, персонаж русского народного кукольного театра, главный герой одноимённого комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. В словаре В. Даля[1] это:
прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп.


--
Петрушка театра «Бродячий вертеп», 2008.
--
Л. И. Соломаткин, «Петрушка», 1878. Изображена сцена свадьбы Петрушки.
--
А. Олеарий. Кукольник. 1643.



----
3.

Верт;п (от ст.;слав. врътъпъ, вьртьпъ — 'пещера, ущелье'; укр. верте;п, батле;йка, белор. батле;йка — происходит от названия города Вифлеема) — народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII — начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.

У украинцев, белорусов и русских представление делилось на две части: религиозную и бытовую. Со временем религиозная часть сокращалась и приобретала местный колорит[1], а репертуар расширялся и вертеп превратился в народный театр[1].

В отличие от «театра Петрушки», управление куклами происходит снизу (Петрушка — перчаточная кукла)[2].


--
Белорусский вертеп (батлейка).


Рецензии