Современный поэт о страсти нежной

Александр Иванович Герцен назвал любовь «апофеозом жизни». Это чувство прекрасно и наполнено смыслом. «Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у тебя останется», – говорил Лев Николаевич Толстой. «Глаза – в глаза... И слов не нужно, когда нас слышат небеса», – описывает волшебство любви современный поэт Игорь Исаев, автор книги «Открытки на память». Используя магию слова, словно заправский колдун, писатель раскрывает глубину чувства, показывает все его стороны и заставляет пережить мгновения наивысшего волнения, чередуя их с печалью разлук и томлением ожидания. Примечательно, что поэт пишет свои произведения не только от лица мужчины, но и женщины, поражая достоверностью передачи эмоций. Как же ему удалось так хорошо разобраться в психологии представительниц прекрасной половины человечества? Узнать секрет этого талантливого человека решил корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей».

Екатерина: Когда Вы начали писать стихи? Что служило вдохновением в те годы? Изменился ли источник вдохновения сейчас?
Игорь: Впервые стихотворные строки начал писать в 80-х годах прошлого столетия, когда работал старшим пионервожатым в школе. Эта работа была «завязана» на разнообразное творчество, поэтому, помимо рисунка, ещё пришлось овладевать и стихосложением. Тогда я и почувствовал всю магию слов, рождающих мелодичные строчки и красивые образы. А первое полноценное стихотворение написал для юбилея мамы, в 1991 году.

Сегодня, с первыми лучами,
Покинув сновидений круг,
Своими дивными очами
Ты осветила всё вокруг.

Купаясь в хрусте белоснежном,
Ещё под сонмом сладких грёз,
Глядишь на мир глазами нежно,
Что видели немало слёз...

Они сбегали по тропинкам
Отметин прожитой судьбы,
Как бродит взгляд по старым снимкам,
Сводя из прошлого мосты...

Зачем былым тревожить душу,
Ища у зеркала ответ?
Нам каждый миг для счастья нужен!
Тебе всегда семнадцать лет!

Давай прогоним старость в шею,
Поставим свечи и вино!
Ведь что за праздник вместе с нею –
Лишь чёрно-белое кино!

А я хочу, чтоб было в цвете,
И мир смеялся и сиял,
И мы одни на белом свете,
И время-страж нас охранял!

Разумеется, что вдохновением для первых стихотворений была любовь. Непреходящее чувство влюблённости требовало выхода – и рождались строчки. Это были стихи, предназначенные конкретной женщине, а не всем женщинам на свете. Я не могу сказать, что она была для меня Музой. Просто мне хотелось доставить ей радость. Мне всегда казались надуманными утверждения, что поэта посещает Муза и наговаривает ему стихи, или строчки являются свыше. Это, скорее всего, красивый образ, не имеющий под собой ничего реального. Рождение произведения – это изматывающая работа, ночью и днём, в транспорте и во сне... Часто новые строчки приходят в голову, когда стоишь под душем. Тогда, чтобы не забыть, пишешь их на запотевшем зеркале. И только если образ вырисовывается, строчки складываются в единое целое, – получаешь непередаваемое удовольствие.
В то время я увлекался старыми открытками и фотографиями, выискивая их в букинистических магазинах. Это было похоже на труд золотоискателя, который должен промыть тонну песка, чтобы найти крупицу золота. Меня интересовали женские образы, в которых художники или фотографы смогли отразить то время, в котором было больше чистоты и непосредственности, нежели сейчас. Когда была собрана большая коллекция, у меня появилась идея сочинять стихи на открытки, этим давая им новую жизнь. С тех пор большинство произведений мною написано именно так. Старые фото и открытки вдохновляют меня и дают темы для стихотворений.

Екатерина: Какие темы можно считать ведущими в Вашем творчестве? Чем обусловлен этот выбор?
Игорь: Естественно, что тема любви идёт со мной по жизни. Её невозможно исчерпать. Отправной точкой в этом направлении для себя я считаю написание большого стихотворения, посвящённого трагической любви и смерти Галины Бениславской, подруги Сергея Есенина. Меня потрясла её история, изложенная в дневниках. Я долго готовился, собирал материалы – и в результате получилось произведение «Последнее свидание», в котором описано её самоубийство на могиле Есенина. Это была очень сложная задача для меня. Я переделывал произведение три раза. Последний вариант был опубликован пару лет назад. Я часто возвращаюсь к своим старым стихотворениям, чтобы посмотреть на тексты незамыленным взглядом, увидеть какие-то смысловые, стилистические недочёты и исправить их.
С течением времени добавилась тема смысла жизни, поиска своего места в ней. Человек может быть счастлив только при условии, что смог найти своё предназначение. И даже любовь может умереть, если он потеряется в жизни. Это сложно, но необходимо.
Почувствовав связь с окружающим миром, я подумал, что настала пора, и в моём творчестве появилась тема природы. Только не сама по себе, а через призму восприятия моих героев. К сожалению, городские жители утрачивают эту связь, что приводит к ожесточению, к социальной замкнутости и душевному обеднению. Мы должны открыть своё сердце природе, и она ответит нам взаимностью, оберегая и защищая от нас же самих.

Екатерина: Главным героем многих Ваших стихов является женщина. Почему?
Игорь: Жизнь невозможна без любви, а любовь мужчины всегда обращена к женщине! На этом держится наш мир. Поэтому в центре моей лирики всегда она – героиня. Я обращаюсь к ней, даря кусочек сердца. Я пытаюсь стать ею, когда пишу от женского лица, стараясь понять психологию и мотивацию поступков... Женщина – это наш крест и дар небес.

Екатерина: В чём принципиальное отличие мужской психологии от женской, и как это отражено в Вашем творчестве?
Игорь: Когда я стал писать некоторые свои стихотворения от женского лица, меня неоднократно спрашивали, почему я не указываю то, что пишу в соавторстве с женщиной. Для меня эти вопросы были лучшей похвалой. Значит, я смог что-то понять и отразить в своих строчках, что характерно для женской лирики. Отличия, разумеется, есть, но они несущественны. В основном они построены на нюансах. Мужчины мыслят масштабно, не вдаваясь в подробности. Логика конкретная и порой жёсткая. Женщины выстраивают картину мира из маленьких стёклышек, наполняя их цветом своих эмоций, подчас противоречивых. Их мир более красив и сказочен.

Екатерина: Давайте попробуем показать разницу психологии наглядно. Возьмём Ваше любимое стихотворение от лица женщины. Как бы оно выглядело, если бы ту же тему поднять от лица мужчины?
Игорь: Вот два моих стихотворения. Одно написано от женского лица, а другое – от мужского.


Порванные струны

Мне кажется, что я тебя теряю.
Ты вроде рядом, но как будто далеко...
Я чувствую, что оказалась с краю
Недавней сказки, промелькнувшей за стеклом.

Но ты не видишь, как безмолвно я страдаю,
Не приобнимешь нежно сильною рукой.
Без ласки, без внимания я таю,
Придавленная вязкой тишиной.

В какой-то миг порвались наши струны
И где-то затерялся камертон.
Не те, как видно, выпали нам руны,
Раз жить мы разучились в унисон.

Забыта, словно старая игрушка,
Которой ты натешился сполна.
Печаль и слёзы знает лишь подушка,
С которой коротаю ночь одна.

Ты женщину во мне уже не видишь.
От взгляда только холодно в груди.
Лишь иногда, как кость, улыбку кинешь
И скажешь мимоходом: «Не грусти».

Не знаю, что с проблемой этой делать...
Любовь во мне по-прежнему жива.
Душа тоскует, ласки просит тело,
От слёз горячих кругом голова...

Искушение

Глаза – в глаза... И слов не нужно,
Когда нас слышат небеса.
Я от любви чуть-чуть простужен
И чую жар в своих висках.

Ты молода непоправимо,
Пьянишь, не ведая того.
В тебе краса неуловимо
Смешалась с юностью шальной.

В глазах большое удивленье
И нотки страстного костра...
Ты собираешь чувства в звенья,
Спеша узнать всё, как с листа.

Я понимаю, что безбожно
Кидаться в омут твоих глаз...
Хоть говорю, что всё возможно,
И я достоин нежных ласк...

Но, улыбнувшись вновь друг другу,
Я ухожу, едва дыша...
Поцеловав, прощаясь, руку,
От искушения спеша...

Здесь отлично видно, что в женской версии эмоциональных нюансов гораздо больше, палитра чувств богата и противоречива: героиня страдает от невнимания, холодности мужчины, обвиняет его. И в то же время говорит, что любит его, не зная, как решить эту проблему...

Екатерина: Как Вам удалось разобраться в женских тайнах? И удалось ли, или Вы пишите скорее интуитивно?
Игорь: Естественно, что разобраться в женских тайнах я никогда не смогу и пишу, в большей степени, интуитивно. Я всегда стараюсь погрузиться в своего героя, проникнуться болью и радостью. Иногда это получается. По жизни я всегда умел слушать, поэтому часто был жилеткой, в которую женщины не стеснялись ронять слёзы, делились своим нежданным счастьем и незаслуженными горестями... Во многом это послужило основой для многих стихотворений.

Екатерина: Что в Вашем представлении есть Любовь? Может ли она быть вечной?
Игорь: Любовь для меня – это заболевание, которое отключает разум, ввергая человека в водоворот экстремальных чувств и желаний. Кому-то это даёт крылья для полёта, чтобы, поднявшись в небо, собрать лучики счастья в охапку и раздать их людям... А кто-то высвобождает в себе всё самое мерзкое и идёт по головам людей ради достижения своей страсти...

Глоток, глоток... Ещё глоток...
Я пью, но мне ничуть не легче.
Попала, словно под каток.
Дрожат в ознобе зябко плечи.

В какой-то миг сломалась жизнь,
Сменились вкусы и желанья.
Шепчу себе: «Остановись!»
Но всё ж иду, как на закланье.

Мечусь впотьмах, ищу в бреду,
Мне жар в крови туманит разум.
Тебя узнала на беду!
Теперь в любви как будто вязну.

Хочу я вырваться наверх!
Изгнать из сердца тяжкий вирус!
Чтоб жить, как прежде, без помех,
Но понимаю, что не вырвусь.

Попала в сладкий, горький плен.
Живу я в нём, как в лихорадке...
Порой желаю перемен,
Но мысли бродят в беспорядке...

Глоток, глоток... Ещё глоток.
Я пью, но мне ничуть не легче...
Любовный мир, как ты жесток!
Мне так тоскливо в этот вечер!..

Зазнобило

Я болею тобой. Мне никак не согреться.
Боль разлуки, как лёд, подморозила сердце.
Ты ушла – и озноб просочился по венам,
И оставшийся мир показался вдруг пленом.
Словно узник, мечусь, натыкаясь на стенки,
И смотрю на часы... Но застыли в них стрелки.
Образ твой постоянно проносится тенью,
Я кричу ему вслед: «Подожди хоть мгновенье!
Задержись на минутку, дай вдоволь напиться
Чистой негой души и в объятьях забыться,
Страстью лёд растопить, что мне вызнобил силы,
Стены клетки сломать, безобразны, постылы.
Дай мне вновь ощутить вкус наполненной жизни:
Дым ночного костра, сладость вызревшей вишни...
Пусть взорвутся часы – нам так многое надо:
Что-то нежно сказать лишь одним только взглядом...
Мир окрасить в цвета, что похожи на праздник,
Словно выплеснул краски какой-то проказник.
Путь вдвоём проложить через годы и страны,
Переплыв за мечтой все моря-океаны...
Чтоб однажды вернуться к родному порогу,
С тихой радостью жить, пить любовь понемногу...»
Я болею тобой... Мне никак не согреться.
Возвращайся скорей, отогрей же мне сердце.

Екатерина: Одинаково ли представление о любви у мужчин и женщин? В чём отличие?
Игорь: Имеются ли различия в представлении о любви у мужчин и женщин? Я считаю, что так нельзя ставить вопрос. У каждого человека – своё представление о любви, и это не связано с половой принадлежностью. Во многом всё зависит от воспитания, от социальной среды. Мужчины считаются полигамными, и поэтому вроде бы должны легче идти на стороннюю связь. Но это досужее умозаключение. Каждый человек – шкатулка с секретом.

Екатерина: Возможна ли искренняя и чистая дружба без намёков между представителями разных полов? Был ли такой опыт в Вашей жизни? Отражено ли это каким-то образом в Ваших стихах?
Игорь: Дружба между мужчиной и женщиной – это танец возле опасной черты. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из них не решится шагнуть за флажки.

Екатерина: Можете дать совет читателю-мужчине, как вообще понять это странное существо с другой планеты, имя которому – Женщина?
Игорь: Все мы, мужчины и женщины, существуем в одном мире. Только каждый стремится тянуть одеяло на себя, забывая о том, что любовь – это самоотдача, не по принуждению, а от любящего сердца. Когда эти потоки идут навстречу друг другу, то исчезают различия – две половинки сплавляются в единое целое.

Как же мы, по сути, одиноки в этом мире!.. И как бы человек ни был социален, в какой-то момент он оказывается один на один с самим собой. И, даже находясь в толпе людской, он понимает, что всего лишь песчинка, которую ветер времени перегоняет с места на место, не замечая этого... И вот однажды среди тысяч и миллионов песчинок находится пара, которую неимоверно тянет друг к другу. Но ветер не замечает этого и опять бросает их из стороны в сторону. Они мучаются в страстном желании быть вместе и прилагают невиданные усилия, чтобы видеть, чувствовать другого каждой клеточкой... Настаёт момент, когда они сближаются. От их страсти возникает такой жар, что они сплавляются в единое целое, превращаясь в прекрасную стеклянную каплю, в которой преломляются солнечные лучи всеми цветами радуги!.. И теперь только стоит молить все высшие силы, чтобы ветер не разбил эту каплю о железные стены нашего мира...

Екатерина: Спасибо, Игорь, за беседу. Удачи Вашим книгам, любви Вам и Вашим читателям.

                Пресс-служба издательства Союз писателей


Рецензии