Мир таков, каковы мы в нём, и его нужно изменить

В христианстве достигнуто примирение человечества с человечностью. В.Б.Микушевич
Человечество живёт и выживает за счёт отдельных людей, а человек живёт и выживает, пренебрегая человечеством, но любя, жалея и молясь за отдельных людей. 23.10.2016
Как это может быть так, что человечество, состоящее из людей, может быть настолько безчеловечным, равнодушным, безжалостным? Каждый человек, входя в сообщество людей, поражается тому холодному приёму, который его ожидает. Некоторые говорят так: «Не мы такие, жизнь такая». Кажется, что эти слова по-своему мудры и всё объясняют. Но вот Ланселот в одном из фильмов перестроечной поры с участием Александра Кайдановского говорит такие слова: «Мир таков, каковы мы в нём». Дело в том, что обвиняя жизнь, оправдывая ею наше ожесточение, наше неверие, нашу нелюбовь, наш цинизм, мы обвиняем Самого Бога, Который нам эту жизнь дал. А Бог благ, Он есть любовь, и Он ни в чём не может быть виноват. Так, может, виноват диавол? Но откуда он взялся? Из свободы, с которой сотворил своего совершенного Серафима Сам Бог. Получается, опять виноват Бог? Все эти вопросы я задавал тем, от кого надеялся получить ответы. Где-то у Святых Отцов, конечно, всё это написано – пока до этих ответов я не дошёл. Но Микушевич, на заре моей юности все эти ответы мне дал. Пожалуй, это самый укоренённый в Православии и святоотеческом духе человек, которого я в жизни встречал и который всю свою долгую жизнь прожил под видом скромного переводчика, поэта и очень своеобразного мыслителя. И дело в том, что истинное святоотеческое настроение стало для нашего времени величайшей редкостью и редчайшим своеобразием. Эта фигура очень недооценена и оценка её ещё впереди. Микушевич на одной из своих лекций, на которых я не стесняясь задавал ему при всех самые свои животрепещущие вопросы (а какие вопросы могут быть более животрепещущими, чем вопросы о смысле бытия?), ответил мне на вопрос о происхождении зла, что человек сам этого зла захотел, и оно возникло согласно с волей самого человека. До того, как человек обратил своё внимание на диавола и на то, что он предлагает, зла не было, оно присутствовало в бытии лишь как интеллектуальная возможность, а чтобы войти в жизнь, ему нужен был человек, его согласие и те его уникальные творческие возможности, которые Бог ему дал при его сотворении. Мы и не догадываемся, до какой степени окрадены диаволом. И чтобы вернуть зло в то небытие, в тот подвал бытия, из которого оно человеком извлечено, человек должен отнять у него свою санкцию на бытие, всякое своё сочувствие ему и согласие с ним, даже всякий к нему интерес, самое малейшее своё внимание к нему. Должно произойти то, на что намекают нам сейчас пасхальные дни: зло должно растаять и потонуть в свете и любви – в Боге. Так будет. Именно это и станет нашей блаженной кончиной, после которой мы только и начнём истинно жить. Человечество, каким мы его знаем, - это тоже продукт зла, смерти и распада, и живёт в том мире и той жизнью, которую заслуживает по своему отпадению от Бога. Но каждый из нас может, не обращая внимание на морок жизни человеческого рода, взыскать спасения в Боге и его улучить. 9.05.2019

https://proza.ru/2022/10/21/1090

https:// ridero.ru/books/kommentarii_k_probleskam_mikushevicha/ - бумажный вариант книги


Рецензии