Ветхозаветные вожди. Часть 2

Ветхозаветные вожди. Часть 2
*
Был энергичным Иеровоам:
царь Соломон приметил и "поставил
смотрителем  обрОчных*", - дельно  правил
как многие цари "Премудрый" сам,
но всё-таки Господь  слегка  Подправил:

Потомку Соломона два всего
израильских колена в управленье,
Навата сыну, Божьим Устроеньем, -
к остатку Царства клана своего
из десяти колен, - Благословенье…

Царь Иеровоам недолго был
послушен Богу, изменился вскоре:
тельцов златых воздвиг, стране на гОре,
чем идолам нежданно удружил:
их капища всех мерзостей - в фаворе…

Пророком иудейским обличён
царь-идолопоклонник, в назиданье
предсказано и сына наказанье:
"неизлечимо заболеет он…" -
не снизошёл правитель к пониманью…
***
*-"оброчные "– специальные люди, собирающие  оброк – пошлину
Имеются и другие устаревшие слова и редко употребляемые "местные формы разговорной  речи".
4.05.2019. Векшина Л.А.

Справка.
Значения имён, характеристики персонажей даны по книге "Библейская энциклопедия", Москва, Олма-Пресс, 2002.

1.Моисей – ИЗВЛЕЧЁННЫЙ ИЛИ СПАСЁННЫЙ ИЗ ВОДЫ, /Исх.2:10/ - вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый свящ. бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или 1576 лет до н.э…

2.Аврам – ОТЕЦ ВЫСОКИЙ, Авраам – ОТЕЦ МНОЖЕСТВА НАРОДОВ /Быт. 11:27/ - имя, изменённое  за верность Богу, обещавшему Аврааму и его потомкам многочисленность и покровительство. "Веровал Авраам Богу, - говорит святой апостол Иаков, и это вменилось ему в праведность, и он наречён другом Божьим" /Иак. 2:23/  "Вы сыны пророков и Завета, который завещал Бог отцам  вашим, говоря Аврааму: - "И в семени твоём благословятся все племена земные" /Деян.3:25/

3.Давид – ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ -/1 Цар.16:13/ - младший сын из колена Иуды, правнук благочестивых  Вооза и Руфи.  Родился в 1805 г. до н.эры. Господь, отвергнув Саула за непокорность и противление Слову Божию, сделал царём израильским Давида, которому было в ту пору 19 лет. Благочестивая жизнь и верность Богу Давида способствовали процветанию страны, а Благодать Божья сделала талантливым во многих областях, включая духовную Поэзию…. В тех местах, где Священное Писание упоминает о Давиде, как о человеке "по сердцу Божию", /1 Цар.13:14;, деян.13:22/, указывается на его возвышенный характер и благочестивую деятельность…

4.Соломон – МИРНЫЙ – десятый сын Давида от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, посланного Давидом на верную смерть ради воссоединения с возлюбленной….  До построения Храма святыня, пользовавшаяся большим благоговением народа израильского, находилась в Гаваоне, где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный Моисеем ещё в пустыне. Сюда-то пришёл Соломон во время одного из торжеств и принёс на этом жертвеннике Господу Богу тысячу всесожжений.  Господь Явился ему ночью во сне и сказал:- "Проси, что дать тебе". Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности Воле Божией  просил себе только одного - СЕРДЦЕ РАЗУМНОЕ, ЧТОБЫ СПРАВЕДЛИВО  СУДИТЬ И УПРАВЛЯТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫМ  НАРОДОМ, ВВЕРЕННЫМ ЕМУ…  Соломону было дано от Господа сердце мудрое и разумное и кроме того, богатства и славы гораздо больше, чем было у его предшественников…. Доныне имя Соломона  олицетворяется с понятием "Мудрости и здравомыслия" власти.

5.Иеровоам - НАРОД УМНОЖАЕТСЯ  - имя двух царей израильских.
"Иеровоам – сын Навата" /3 Царств 11:26/ - первый царь десяти колен 975-954гг. до н.э./   Энергия и деятельность молодого Иеровоама обратили на себя внимание Соломона, возобновлявшего в то время строительство Иерусалима. "Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова" /3 Цар.11:28/  В этот период жизни Иеровоама  пророк Ахия, силомлянин, встретил его на поле, вне Иерусалима, и, разодрав на 12 частей новую одежду юноши, бывшую на нём, дал ему 10 частей и предсказал, что Бог Поставит его царём над десятью из двенадцати колен Израилевых… /Что и свершилось впоследствии, после скорой смерти Соломона…/
***
В Библии, повествующей о жизни царств израильских, часто встречается фраза:
/Книга 4 Царств, глава 16:3-4/-  "… и ходИ в путИ  ИеровоАма сына Наватова - царя израилева, ксему и сына своего преведЕ  сквозЕ Огнь по мерзостям язЫков, ниже отъятъ Господь от лица сынов израилевых "/4 Цар.8:18; 2 Паралип. 28:2; Левит 18:21/ (Церковнославянский текст  дореволюционного издания Синодальной типографии)

Русский перевод: /Книга 4 Царств, глава 16:3-4/ * "… но ходил путём Иороваама – сына Наватова,   царя израильского,  и даже сына своего провёл через огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых…"/

Таким образом, оборот  речи "идти путём Иеровоама, сына Навата", или "грех Иеровоама – сына Наватова" означает факт отступления от Божьих Заповедей, приводящий к падению государств и отдельных народов, исчезновению их с лица земли, что наглядно видно из истории Царств ветхозаветных. Впрочем, имеются и современные примеры бесславного исчезновения отдельных народов и целых стран…
5.05.2019. Векшина Л.А. /продолжение следует/


Рецензии
Людмила.
Хорошее продолжение.
Спасибо Вам огромное.

Дмитрий Ахременко   13.05.2019 19:09     Заявить о нарушении
Благодарю, Дима, за неизменно доброе расположение.
Только зачем же стразу столько рецок?
Всего хорошего Вам.

Векшина Людмила2   13.05.2019 19:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.