Стихотворение месяца 74 - Обзор Ивана Грозного

1."Ах, эти сумрачные зимы..."

Ах, эти сумрачные зимы,
Ах эти злые холода...
Разлуки горькие любимых,
Потерь нелепых череда.

Не замереть теперь в объятьях,
Не жить единою судьбой,
Её малиновому платью,
Его сорочке голубой.

Не прощено и не забыто:
- Ты был не прав...
- Ты не права...
Ах, эти детские обиды,
Ах, эти резкие слова.

Не прозвучав, упали в урну
На этом празднике глухих
Его чудесные ноктюрны,
Её волшебные стихи.

И не оставило им шансов
Ни одного из десяти
Её желание расстаться,
Его желание уйти.

Забыть, пройти однажды мимо,
И ни за что и никогда...
Ах, эти сумрачные зимы,
Ах, эти злые холода!
 
Простенько, без особых изысков, но чистенько. 5/4
---------------------

2. "Мне привиделась чудо-прогулка"

Во сне мне привиделась чудо-прогулка:
На шариках пёс поднялся над землёй,
И нам рукоплещет народ переулка,
А я впереди с поводком - рулевой.

Событие это свершилось сегодня,
Пять шариков, гелий, плюс наша мечта,
Погода полётная, день превосходный,
Как там говорится-то? - Все от винта!

Пари над землёю как вольная птица,
Почувствуй свободу, лохматый мой друг,
Пари - а вокруг удивлённые лица,
Десятки восторженно вскинутых рук.
 
На шариках поднялся. Не на, а под))
Непонятно, как впереди с поводком рулевой правил.
Шарики с винтом не летают.
Детский стишок. Пусть будет 4/3
---------------------

3. "Ветеран"

Сегодня, внука проводить в последний путь,
старик надел парадный китель.
Собралась вся его родня... Как плачем двери распахнуть
в обитель?
 
Вдруг наступила тишина,
весь город замер:
старик у гроба начал речь, сияли ярко ордена
под образами.
 
Он побратимов призывал
остановить безликих-властных,
но только были те слова
напрасны.
 
У Бога не осталось слёз.
Палило.
А ветер северный принёс
могилы.
 
Чья родня собралась? Внука, старика, кителя?
Обитель – 1. устар. то же, что монастырь. 2. устар., высок. или шутл. жилище, место проживания. (викисловарь).
Насчёт города, который замер – явный перебор.
А зачем старик образа нацепил?
А много ли побратимов было?
Про палило не понял))
Сомневаюсь насчёт ветра, который могилы приносит.
Оценка 4/2
---------------------

4. "Поездка к деду"
   
Всё у отца по-прежнему:
Дом деревянный, крыльцо.
Стекла веранды в трещинках,
И на воротах кольцо.
Дворик, три грядки, кролики,
В клетках питьё и трава,
В кузове мотороллера
Берёзовые дрова.
Банька, за ней огородище,
Часть он соседу сдаёт.
Простынь на леске полощется,
По двору кот идет.
Лето. Июнь. Мы приехали,
Дети седлают забор.
Дед угощает орехами
И прячет подальше топор.
 
Всё у отца по-прежнему:
В доме прохладно, светло.
Книги о Сталине, Брежневе,
Письменный стол, стекло.
Там календарь, фотографии,
В рамках на стенках – мы,
А в дневнике биография –
От скуки с начала зимы.
Он баньку затопит –  намоемся,
Песня взлетит в потолок,
И сердце мое успокоится:
Дед ещё жив – видит Бог!
Нас он проводит до станции,
Бросив прощальный взгляд, –
Весь вечер потом на завалинке
Будет смотреть на закат...
 
Начало хорошее. Дальше автора понесло. Биография, песня в потолок, целый день понадобился, чтобы убедиться в том, что дед жив.
В некоторых местах сбои ритма. Потому 3/3
---------------------

5. "Признание"

Перед собой хитрить нельзя,
и приукрашивать не стану:
когда-то заставлял себя
читать великие романы.

С годами, кажется, постиг
одну из очевидных истин:
то чтиво тяжелей вериг,
что суше прошлогодних листьев.

Увенчан "нобелем" роман,
но, если скукой он отмечен,
будь автор хоть Ромен Роллан,
ему не посвящу и вечер.

Лишь то, что живо для меня,
не отвечая строгим вкусам,
мне составляет радость дня
в укор притворщикам и трусам.
 
Весьма корявенько написано: хитрить перед собой, непонятно что приукрашивать, вериги, которые суше листьев, составляет радость дня в укор трусам. Нельзя – себя не рифма. Итого 3/2
---------------------

6. "Бесит"

Жаль, одна осталась в мятой пачке,
Как патрон в обойме, сигарета.
Будто гризли из обрыдшей спячки,
Выхожу я из себя конкретно...
Бесит то, что не родился бесом,
Бесят взгляды, полные отравы.
В зеркала смотрю, как будто в бездну,
И душа плывёт на пламя брассом.
Бесит, что теперь с другими мутишь;
Наши чувства смыла в унитаз ты,
Мне оставив килограммы мУки,
Что висят на сердце психбалластом.
Бесит, что от водки не легчает,
Что с другими бабами мне скучно...
Отчего же я тогда ночами
То с одною, то с другою сучкой?
Сколько спьяну в дверь башкой не бейся -
Счастье не откроет, не согреет.
Бесит, бесит, бесит, бесит, бесит,
Что одна осталась сигарета...
 
Конкретно не понял, как гризли из спячки выходит. Отравленный взгляд – это сильно). Отравы – брассом не рифма. Раз смыла, значит такие чувства были, как то что обычно смывают. Килограммы муки это много или мало?
Финал порадовал. Ставлю 3/3
---------------------

7. "Вишня"

Ещё немного и будет вишня
В дворах метелить лебяжьим цветом,
А небо станет гораздо выше,
И все воспрянет под южным ветром.
 
И будет зяблик лететь к подруге,
Котята выйдут играть на солнце,
Откроют окна по всей округе,
И тюль стрекозий из них завьётся.
 
Поверхность пруда, скамейки, землю
Осыплет златом цветочной пыли...
В груди сквознячно заплачет нечто:
"Ну, где вы, где вы, шальные крылья!"
 
Одна вишня все дворы отметелит?
Стесняюсь спросить: прямо таки всё воспрянет?
А кроме зяблика, кто-нибудь ещё полетит? Что-то Вы умалчиваете))
Про вьющийся стрекозий тюль ничего не могу сказать. Не в курсе.
Златом, сквознячно заплачет, нечто так и бьют читателя, а шальные крылья добивают. Штампы и непонятки. 3/2
---------------------

8. "Паучье"

Они родители мои,
они учители мои,
они мучители мои,
а я их сын – и так неловко,
где их большие пауки –
так невесомо-нелегки –
все правды-кривды проводки
сплетают в кружево упрёков.

И, наливаясь день за днём
претензий шёлковым огнём, 
не успокоенные сном,
твердеют нити.
И вот уже и ты горишь –
хороший мальчик, но плохиш –
и мушкой маленькой ворчишь
в огне событий.

Работа, школа, детский сад –
жужжит она вперёд-назад –
и видят детские глаза 
лишь паутину.
И чаще слышишь "нет, не так",
и зреет умница-дурак,
и паутину вяжет в такт, 
чтоб стать мужчиной. 

И вот уже и ты паук,
и в слове "дети" слышишь "внук",
и вспомнится слезам не вдруг
твой взгляд припухлый.
И потому на склоне лет,
так ищешь недошедший свет,
и просишь, чтобы в слове "нет"
убрали лишние три буквы.
 
Прочитал. Подумал, как бы было хорошо, если бы авторы тоже читали свои опусы. Рифма и ритм вроде есть, а про остальное хочется сказать словами Жванецкого: « Сила в словах у тебя есть, но ты их расставить не можешь. Ты говоришь долго, Федя, но непонятно о чем». Итого - 4/1
---------------------

9. "Встреча"

Бредя по жизни глупой и пустой,
застыв душой, всё пропуская мимо,
я встретил вдруг сказавшую: "Постой!
Хочу любить и быть тобой любимой!"

"Нет, слишком поздно, ты пойми. Прости:
где был пожар - уже там только тленье...
Мой тяжкий крест нельзя тебе нести
ни дня, ни часа, ни одно мгновенье!"

И вновь пойдя блуждать среди невзгод,
там, где закатно догорают свечи,
я оглянулся, встав на поворот:
"Прощай, моя нечаянная встреча..."
 
Встретил вдруг или вдруг сказавшую? И пошло, пропахшее нафталином: пожар и тленье, тяжкий крест, невзгоды, поворот и нечаянная встреча. А своё, пережитое, можно сказать простыми словами? Ладно, я добрый  -3/3
---------------------

10. "Здравствуй, читатель"
 
Здравствуй, мой добрый читатель, мой строгий судья!
Рада знакомству, прошу, проходи, дорогой.
Буду читать я стихи, ничего не боясь.
Слушай меня, наслаждайся душевной волной.
 
Разные образы перед глазами мелькнут:
Видишь цветочное поле из звёзд в вышине?
Или студента, спешащего в свой институт?
То водопады увидишь, то след на лыжне...
 
Опыта мало и знаний, но всё впереди.
Столько эмоций! Сегодня мой первый дебют!
Сердце волнуется, бешено бьётся в груди,
Чувство такое, как будто рисую этюд.
 
Рядом с тобою моя расцветает душа.
В ней разноцветная радуга ярко горит.
Скромному автору очень поддержка нужна.
Пишет от сердца, а в строчках сбивается ритм.
 
Вот, наконец, завершается наш разговор.
Добрый читатель, большое спасибо тебе!
Мастером стану однажды, добьюсь своего.
Встретимся снова с тобою, даю я обет.
 
Душевная волна напрягла. Что-то наслаждаться желания нет.
Во второй строфе явно образы подбирались произвольно, от головы.
Второго дебюта не бывает. Особые чувства при рисовании этюда мне незнакомы.
Радуга всегда разноцветная.
Дай Бог Вам стать мастером, а пока 3/2
---------------------

11. "Наш город"

В холодных ладонях заснеженных гор,
Наш город сверкает живым изумрудом.
В рассветных сполохах малиновых зорь,
Подобно горам, он красивый и мудрый.

Луч первый заглянет в окошки домов,
Погладит любовно серьёзные лица,
И будет понятно без множества слов,
Что только хорошее нынче случится.

Весна! На бульварах царицей сирень,
И сакуре здесь первоклассно цветётся.
Наш город улыбкой приветствует день,
И рад, что он в мире и в счастье начнётся.

Он нам отвечает теплом на тепло,
И радость для нас – не обманная маска.
Мы словно птенцы под надёжным крылом,
Нам дарит любовь город тысячи красок.
 
По-моему, горы на ладони не похожи.
Сполохи зарниц бывают, а зорь – нет.
Вообще, текст оригинальностью не отличается. Скучно. 3/3
---------------------

12. "Память браня"

раздвоение личности... память браня,
я вчера наглотался войны и огня.
а сегодня внутри у меня тишина
и картинки вчерашнего, горького сна.
 
аппетитные мысли оставила ночь,
я успел их в словесную пыль истолочь.
перекинул на белый разглаженный лист.
не ушёл, на пороге горбатом завис.
 
не ушёл, не сбежал, дверь была тяжела,
я прилёг, и смотрела мне в лоб из угла
то ли чёрная рябь, то ли белая боль.
прошептал я второй половине: "изволь,
 
напиши пару строк про мою нелюбовь,
а потом – сколько хочешь, ругай, сквернословь.
я такой же, как ты, только сердцем грубей,
если сможешь – возьми револьвер и убей".
 
Это хорошо, когда живот не урчит и внутри тишина, а вот глотать горькие картинки не стоило, даже при наличии аппетита. На пороге зависнуть трудно. Обычно вешаются на косяке. Насчёт убей Вы погорячились.4/3
---------------------

13. "Осколки любви"

Я помню свиданье, что было давно:
В хрустальном бокале искрилось вино.
Плыл в южную ночь очарованный зал,
Оркестр ритмы танго на сцене играл.

    А в зале кружились влюблённые пары
    Под чудные звуки гавайской гитары.

Я помню - в окошко светила луна,
Была наша встреча от страсти пьяна,
И море шумело, и пенил прибой,
И страстное танго вело за собой.

    И пары кружились, влюблённые пары
    Под чудные звуки гавайской гитары

Но что это? В теме возник диссонанс,
И страстное танго сменилось на вальс.
По небу слезою скатилась звезда,
И ты мне сказала: "Уйди навсегда!"

     А пары кружились, влюблённые пары,
     Под лживые звуки продажной гитары.

Под песни восхода грустит кипарис,
Звучит, словно реквием, утренний бриз.
В окрестных садах не поют соловьи.
Хожу, собираю осколки любви...

   И кружатся где-то усталые пары
   Под хрипы оркестра, под всхлипы гитары.
 
Несмотря на хрустальный бокал, искрящееся вино, бриз, соловьёв и осколки любви ставлю 4/4. Правильно писать – сменилось вальсом.
---------------------

14. "Леса кругом"

Леса, кругом леса, ложится мгла на них,
По насыпи в корнях засилье нор.
Вот пискнет мышь, зевнёт змея - да мало ли,
Кого там слишком много до сих пор?

Да мало ли, кто там с обрывов прыгает,
Дрожит под окровавленной травой?
Иные - оглашают воздух рыками,
И этот воздух сам полуживой.

Луна порхнёт лампадкой над вагонами -
Промчится по параболе состав,
Как праздник, сочинённый лепреконами,
Он был - и нет... Бездонные места!

И только в чьей-то памяти отложится
И вспомнится когда-нибудь, мельком:
Звериный вой, застывший лес нехоженый,
Подлунное далёко-далеко...

Как-то всё неестественно. Какая-то мгла, засилье нор, зевающие змеи. Корявая четвёртая строка. Невесть откуда взявшиеся обрывы и кровавая трава, полуживой воздух, состав, мчащийся по параболе.  Последний катрен можно было бы принять, если бы не чья-то память. Чья? Итого 3/1
---------------------

15. "Незнакомка из Сены"

Уходи, уходи, это гиблое, гиблое место… 
даже воздух – отравленный злыми цветами Бодлера.
Красота разрывает немую суконную серость,
так и просится в нежно-зелёный атлас-дюшес,
но однажды становится так удушающе тесно, 
словно пёрышко стало камнем в твоей душе.
 
Может, бросил возлюбленный, или в богатой гостиной 
интерьеры капризны, ты стала незначимой вещью.
Незнакомка, не стой на мосту, если в пасмурный вечер
ни плащом, ни абсентом уже не унять озноб.
То ли белая зависть людская ударила в спину,
то ли чёрная злоба – выстрелом, прямо в лоб.
 
И повсюду журчат водосточные глотки горгулий.
Разлохматилась тучами ведьма, кухарка-погода.
Ты уходишь на дно, то ли город уходит под воду
от чугунной слезы, от холодных цепей, замков.
Берега затопило, и шире ещё распахнулись
на туманное зелье арки седых мостов.
 
* * *
Господин детектив, полюбуйтесь на водную нежить –
ни следов, ни судьбы, ни родного порога, ни дома.
Даже если для целого мира она – Незнакомка
в алебастровой маске, то кем же она… была?
Почему же она улыбается так безмятежно,
словно жизнь – это сон, в котором ни капли зла.
 
В первом шестистишии первые 2 строки предостерегают героиню. Далее речь идёт о красоте, которая разрывает немую серость. Почему серость немая – загадка, как и то к кому или чему эти слова относятся. Дальше идёт почему-то слово но и в душе  пёрышко становится камнем. Что это за пёрышко? Воздух не отравленный, а отравлен. В шестой строчке сбой ритма.
Во втором шестистишии первые две строки рассыпаются на части, зато в третьей мы наконец узнаём про мост, как арену действия.
В третьем шестистишии погода названа кухаркой. Появилась таинственная чугунная слеза, река стала зельем и мосты распахнулись на. Неподходящий предлог.
В заключении идёт обращение к детективу. Непонятно, как целый мир узнал об утопленнице раньше детектива.
Пусть будет 3/3
---------------------

16. "Письмо"

Я вам пишу… Зачем? Затем, чтоб иногда
Смогли бы вы вернуться к этим строчкам
И, гладя взглядом почерк на листочке,
Всё понимать: слова и даже точки,
И то, что не скажу я никогда.

Что – слово? Крыльями взмахнёт и улетит,
Следа не оставляя, словно птица.
В письме оно не сможет измениться:
Словечку смысл – надёжная граница! –
Отрежет к отступленью все пути.

В пословицу вошло «написано пером»!
Но, к сожаленью, жанр эпистолярный,
Столь в позапрошлом веке популярный,
Теперь забыт, и писем благодарных
Никто не пишет – знаковый синдром!

Связь базовых понятий – "совесть", "слово", "честь" –
Распалась в нашем веке торопливом.
В погоне за искусственно-красивым
Те, кто глупей, нахально и чванливо
Стремятся выше сесть и больше съесть.

Им, в общем, ни к чему наличие души,
И грамотность, и уваженье к слову.
Язык убогий, эпатажно "новый".
Бесписьменна общения основа:
Ткнул пальцем в смайлик – никаких "жи-ши"!

О чём я вам пишу? Хочу понять, когда
И почему утрачено уменье
Писать, читать и понимать значенье,
Найти в общенье с книгой наслажденье…
Беда! И неужели – навсегда?
 
Содержание, конечно, не бог весть какое, но после всего прочитанного ранее ставлю 5/5.
---------------------

17. "Новая Москва"

За МКАДом, ночью, в спальной Нью-Москве
Из мартовской метели льётся свет.
И светофор на перекрёстке зелен.
Но кто идёт к домам сквозь мокрый снег?
Кто помнит всех и говорит со всеми?

Должник-жилец у тёмного окна
Не может взглядом путника догнать:
Там лишь снежинок вьюжное порханье.
Ребёнок спит, жена раздражена.
Ей дурно от долгов и от окраин.
 
Москвы закредитованный фронтир,
Новейший мир, обязанный платить,
Застроенный и заселённый ею.

Господь стоит на площади один.
Труба котельной жалобно гудит.
И некого спасать в такое время.
 
Взглядом не может догнать? Малопонятно.
Дурно от окраин – неудачное выражение.
Труба  - здесь инородное тело.
Моя оценка 5/4. Можно ещё доработать.
---------------------

18. "Ненастье"

Из новых стихов - ненастье весеннее, 
остывший эспрессо, велосипед.
Я помню: ты сравнивал Блока с Есениным,
но не позволял говорить о себе.

Я думала, нас запомнят поэтами.
Но ты поэтом себя не считал.
Мы жили словами, и были поэтому -
тщета любовная, тактильная нищета.

Нам слишком хотелось дойти до крайности, 
до ручки, до финиша пасты в ней.
И ты не заметил, как заигралась я
в сонеты свиданий и простыней. 

Пишу "ничего, такое случается".
И рву, и бросаю писать стихи.
Ведь жизнь - не поэма, она кончается
Таким прозаичным, простым таким.
 
“Ненастье весеннее, остывший эспрессо, велосипед” –
Произвольный набор образов.
“Ты сравнивал Блока с Есениным,
но не позволял говорить о себе”.  Правильнее будет и.
Далее следуют сбои ритма.  Итого 3/4
---------------------
 
С уважением,
Иван Грозный


Рецензии
В данном слове ударение должно быть поставлено на слог с буквой И — палИт.
"Даже утром солнце пали́ло каменные площадки, отражаясь от светло-желтых стен майдапы Кандарья-Махадева"
Ра́йские оби́тели – 1) места пребывания праведников в раю, (Царстве Небесном, Царстве Славы); 2) образное, символическое наименование различных степеней блаженства и славы в раю (Царстве Небесном; Царстве Славы).
Чем местоимение не угодило?
и т.д.

Соэль Карцев   09.05.2019 11:26     Заявить о нарушении
А вот про солнце там ни слова не было. В присутствии Бога палить это самоуправство.
Если обители райские, то самостоятельно двери туда не открывают, тем более не распахивают.
Какое местоимение?

Иван Грозный   09.05.2019 12:45   Заявить о нарушении
"А вот про солнце там ни слова не было. В присутствии Бога палить это самоуправство."
Перевожу с русского на русский))
"Палило."- обычное безличное предложение. Холодело, темнело и т.д. Примеров несть числа. Про Бога... Это образ. Странно, что поэту надо объяснять такие вещи)) Например, небо плачет дождём. От неба до Бога не так далеко.
"Если обители райские, то самостоятельно двери туда не открывают, тем более не распахивают."
Обитель/рай- это синонимы просто. Вы не забывайте, что там священнослужители присутствуют и идёт обряд отпевания. Поэтому образа-иконы. Для чего родных оплакивают? Ну, наверное, не для того чтобы двери распахнуть. Когда мать оплакивает погибшего сына, например, она просто ему подсознательно желает всего доброго. Поэтому эта строка. Наша память- их рай.

"Какое местоимение?"
То, про которое Вы говорите в обзоре, Иван))
Родня у кителя никак не может быть))))

Соэль Карцев   09.05.2019 19:02   Заявить о нарушении
"А вот про солнце там ни слова не было. В присутствии Бога палить это самоуправство."
Перевожу с русского на русский))
"Палило."- обычное безличное предложение. Холодело, темнело и т.д. Примеров несть числа. Про Бога... Это образ. Странно, что поэту надо объяснять такие вещи)) Например, небо плачет дождём. От неба до Бога не так далеко.
"Если обители райские, то самостоятельно двери туда не открывают, тем более не распахивают."
Обитель/рай- это синонимы просто. Вы не забывайте, что там священнослужители присутствуют и идёт обряд отпевания. Поэтому образа-иконы. Для чего родных оплакивают? Ну, наверное, не для того чтобы двери распахнуть. Когда мать оплакивает погибшего сына, например, она просто ему подсознательно желает всего доброго. Поэтому эта строка. Наша память- их рай.

"Какое местоимение?"
То, про которое Вы говорите в обзоре, Иван))
Родня у кителя никак не может быть))))

Соэль, я прекрасно понимаю, что Вы пытались донести до читателя. Но, на мой взгляд, внятно сказать у Вас не получилось. Мы можем до "хрипоты" спорить, но к общему знаменателю не придём. Что же касается кителя, то образно говоря, и у него может быть родня. Шутка.

Иван Грозный   09.05.2019 19:18   Заявить о нарушении
Ну, возможно. Я особо спорить не рвусь. Для того и конкурс. Ваше судейство благожелательно воспринимаю. Спасибо.
С праздником!

Соэль Карцев   09.05.2019 19:21   Заявить о нарушении
Спасибо! С праздником!

Иван Грозный   09.05.2019 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.