Стихотворение месяца 74 - Обзор Саши Неместного

Приветствую всех участников апрельского забега!
Если есть вопросы - судью можно пинать. Он только учится свистеть в свисток. Так что его пожелания можно игнорировать.
Первая оценка - техника, вторая - артистизм. Как в фигурном катании.
____________________

1. "Ах, эти сумрачные зимы..."

Ах, эти сумрачные зимы,
Ах эти злые холода...
Разлуки горькие любимых,
Потерь нелепых череда.

Не замереть теперь в объятьях,
Не жить единою судьбой,
Её малиновому платью,
Его сорочке голубой.

Не прощено и не забыто:
- Ты был не прав...
- Ты не права...
Ах, эти детские обиды,
Ах, эти резкие слова.

Не прозвучав, упали в урну
На этом празднике глухих
Его чудесные ноктюрны,
Её волшебные стихи.

И не оставило им шансов
Ни одного из десяти
Её желание расстаться,
Его желание уйти.

Забыть, пройти однажды мимо,
И ни за что и никогда...
Ах, эти сумрачные зимы,
Ах, эти злые холода!

*****
Тема расставания раскрыта так, что видно - это по взаимному согласию. )
Новизны особой нет, но и провалов тоже нет. 'И ни за что и никогда...' недосказанность не очень образная вышла.
равно как -  'Не прозвучав, упали в урну' - не очень тонкая метафора.
4/3
-------------------------------

2. "Мне привиделась чудо-прогулка"

Во сне мне привиделась чудо-прогулка:
На шариках пёс поднялся над землёй,
И нам рукоплещет народ переулка,
А я впереди с поводком - рулевой.

Событие это свершилось сегодня,
Пять шариков, гелий, плюс наша мечта,
Погода полётная, день превосходный,
Как там говорится-то? - Все от винта!

Пари над землёю как вольная птица,
Почувствуй свободу, лохматый мой друг,
Пари - а вокруг удивлённые лица,
Десятки восторженно вскинутых рук.

*****
Автор, я боюсь за вас. Общество защиты животных может устроить показательную акцию - 'Свободу хозяевам лохматых друзей'.
Поймают, свяжут, подвесят на шарики. И - почувствуй свободу.
Тут что главное - поводок не упустить.
PS 'Десятки восторженно вскинутых рук' - это верно подмечено. Наш народ зрелища любит. Особенно зверские.)
4/3
-------------------------------

3. "Ветеран"

Сегодня, внука проводить в последний путь,
старик надел парадный китель.
Собралась вся его родня... Как плачем двери распахнуть
в обитель?
 
Вдруг наступила тишина,
весь город замер:
старик у гроба начал речь, сияли ярко ордена
под образами.
 
Он побратимов призывал
остановить безликих-властных,
но только были те слова
напрасны.
 
У Бога не осталось слёз.
Палило.
А ветер северный принёс
могилы.

*****
Нужен дар - хорошо писать на такие темы и не нырнуть в патетику.
Поэтому строчки подобно 'Как плачем двери распахнуть в обитель?' или 'весь город замер' - либо недотягивают либо смотрятся ненужными преувеличениями.
4/3
-------------------------------

4. "Поездка к деду"
   
Всё у отца по-прежнему:
Дом деревянный, крыльцо.
Стекла веранды в трещинках,
И на воротах кольцо.
Дворик, три грядки, кролики,
В клетках питьё и трава,
В кузове мотороллера
Берёзовые дрова.
Банька, за ней огородище,
Часть он соседу сдаёт.
Простынь на леске полощется,
По двору кот идет.
Лето. Июнь. Мы приехали,
Дети седлают забор.
Дед угощает орехами
И прячет подальше топор.
 
Всё у отца по-прежнему:
В доме прохладно, светло.
Книги о Сталине, Брежневе,
Письменный стол, стекло.
Там календарь, фотографии,
В рамках на стенках – мы,
А в дневнике биография –
От скуки с начала зимы.
Он баньку затопит –  намоемся,
Песня взлетит в потолок,
И сердце мое успокоится:
Дед ещё жив – видит Бог!
Нас он проводит до станции,
Бросив прощальный взгляд, –
Весь вечер потом на завалинке
Будет смотреть на закат...

*****
'Книги о Сталине, Брежневе' - умилили ) Человек старой школы. Но, может, отец ЛГ просто историк?
Рифмы некоторые можно назвать неравносложными, но кое-где явно хромают (напр. станции/завалинке) и плавает ритм от катрена к катрену.
3/3
-------------------------------

5. "Признание"

Перед собой хитрить нельзя,
и приукрашивать не стану:
когда-то заставлял себя
читать великие романы.

С годами, кажется, постиг
одну из очевидных истин:
то чтиво тяжелей вериг,
что суше прошлогодних листьев.

Увенчан "нобелем" роман,
но, если скукой он отмечен,
будь автор хоть Ромен Роллан,
ему не посвящу и вечер.

Лишь то, что живо для меня,
не отвечая строгим вкусам,
мне составляет радость дня
в укор притворщикам и трусам.
 
*****
Спорная истина. Какие именно из нобелевских произведений так скушны, что их чтение тяжелее ношения вериг? ) Неужто 'Жан-Кристоф' Роллана?
Каждый может читать что хочет, но как можно читать 'в укор притворщикам и трусам'?  Это типа - вот я Маринину читаю и не выёживаюсь, а ты Камю читаешь - чо, такой умный? )
3/3
-------------------------------

6. "Бесит"

Жаль, одна осталась в мятой пачке,
Как патрон в обойме, сигарета.
Будто гризли из обрыдшей спячки,
Выхожу я из себя конкретно...
Бесит то, что не родился бесом,
Бесят взгляды, полные отравы.
В зеркала смотрю, как будто в бездну,
И душа плывёт на пламя брассом.
Бесит, что теперь с другими мутишь;
Наши чувства смыла в унитаз ты,
Мне оставив килограммы мУки,
Что висят на сердце психбалластом.
Бесит, что от водки не легчает,
Что с другими бабами мне скучно...
Отчего же я тогда ночами
То с одною, то с другою сучкой?
Сколько спьяну в дверь башкой не бейся -
Счастье не откроет, не согреет.
Бесит, бесит, бесит, бесит, бесит,
Что одна осталась сигарета...

*****
Искренне - этого не отнять. 'И душа плывёт на пламя брассом' - думал, на какое именно пламя плывет душа? И почему не батерфляем?
'Отчего же я тогда ночами То с одною, то с другою сучкой?' - почти Есенин.
'Наши чувства смыла в унитаз ты,
Мне оставив килограммы мУки,
Что висят на сердце психбалластом.' - просто неореализм и артхаус какой-то в стихосложении. Арбитр, будучи лириком, испугался этих образов, но...
выражает свою мужскую солидарность герою стихотворения (вне конкурса).
3/3
-------------------------------

7. "Вишня"

Ещё немного и будет вишня
В дворах метелить лебяжьим цветом,
А небо станет гораздо выше,
И все воспрянет под южным ветром.
 
И будет зяблик лететь к подруге,
Котята выйдут играть на солнце,
Откроют окна по всей округе,
И тюль стрекозий из них завьётся.
 
Поверхность пруда, скамейки, землю
Осыплет златом цветочной пыли...
В груди сквознячно заплачет нечто:
"Ну, где вы, где вы, шальные крылья!"

*****
Правильное ударение - Поверхность прудА. землю/нечто - не рифма. 'сквознячно заплачет нечто'  - мне показалось немножко неуклюже.
за крылья добавлю +1 в арт.)
3/4
-------------------------------


8. "Паучье"

Они родители мои,
они учители мои,
они мучители мои,
а я их сын – и так неловко,
где их большие пауки –
так невесомо-нелегки –
все правды-кривды проводки
сплетают в кружево упрёков.

И, наливаясь день за днём
претензий шёлковым огнём,
не успокоенные сном,
твердеют нити.
И вот уже и ты горишь –
хороший мальчик, но плохиш –
и мушкой маленькой ворчишь
в огне событий.

Работа, школа, детский сад –
жужжит она вперёд-назад –
и видят детские глаза
лишь паутину.
И чаще слышишь "нет, не так",
и зреет умница-дурак,
и паутину вяжет в такт,
чтоб стать мужчиной.

И вот уже и ты паук,
и в слове "дети" слышишь "внук",
и вспомнится слезам не вдруг
твой взгляд припухлый.
И потому на склоне лет,
так ищешь недошедший свет,
и просишь, чтобы в слове "нет"
убрали лишние три буквы.

*****
Неплохо, но есть что править в плане ритма. Например - 'твой взгляд припухлый/ убрали лишние три буквы.' - Чувствуете четыре лишних слога? )
Может так?

И ясно видишь в слове 'нет'
три лишних буквы.
))
Поиграйте концовкой еще.

4/4
-------------------------------


9. "Встреча"

Бредя по жизни глупой и пустой,
застыв душой, всё пропуская мимо,
я встретил вдруг сказавшую: "Постой!
Хочу любить и быть тобой любимой!"

"Нет, слишком поздно, ты пойми. Прости:
где был пожар - уже там только тленье...
Мой тяжкий крест нельзя тебе нести
ни дня, ни часа, ни одно мгновенье!"

И вновь пойдя блуждать среди невзгод,
там, где закатно догорают свечи,
я оглянулся, встав на поворот:
"Прощай, моя нечаянная встреча..."
 
*****
Не раскрыта тема - а в чем, собственно, проблема (тяжкого креста / тления)? Девушка хочет и может, а мужик говорит - уйди. Но оглядывается.
Вот такой он загадочный ЛГ )
3/3
-------------------------------


10. "Здравствуй, читатель"
 
Здравствуй, мой добрый читатель, мой строгий судья!
Рада знакомству, прошу, проходи, дорогой.
Буду читать я стихи, ничего не боясь.
Слушай меня, наслаждайся душевной волной.
 
Разные образы перед глазами мелькнут:
Видишь цветочное поле из звёзд в вышине?
Или студента, спешащего в свой институт?
То водопады увидишь, то след на лыжне...
 
Опыта мало и знаний, но всё впереди.
Столько эмоций! Сегодня мой первый дебют!
Сердце волнуется, бешено бьётся в груди,
Чувство такое, как будто рисую этюд.
 
Рядом с тобою моя расцветает душа.
В ней разноцветная радуга ярко горит.
Скромному автору очень поддержка нужна.
Пишет от сердца, а в строчках сбивается ритм.
 
Вот, наконец, завершается наш разговор.
Добрый читатель, большое спасибо тебе!
Мастером стану однажды, добьюсь своего.
Встретимся снова с тобою, даю я обет.

*****
Здравствуй, скромный автор! Я - строгий судья, но добрый. )
Первый дебют - это тавтология (дебют всегда первый). Но бывает хуже - Александр Куприн свой первый рассказ назвал 'Последний дебют' - а это оксюморон.
'Скромному автору очень поддержка нужна' - судья услышал и растаял - не забудьте обо мне, когда мастером станете.
4/4
-------------------------------


11. "Наш город"

В холодных ладонях заснеженных гор,
Наш город сверкает живым изумрудом.
В рассветных сполохах малиновых зорь,
Подобно горам, он красивый и мудрый.

Луч первый заглянет в окошки домов,
Погладит любовно серьёзные лица,
И будет понятно без множества слов,
Что только хорошее нынче случится.

Весна! На бульварах царицей сирень,
И сакуре здесь первоклассно цветётся.
Наш город улыбкой приветствует день,
И рад, что он в мире и в счастье начнётся.

Он нам отвечает теплом на тепло,
И радость для нас – не обманная маска.
Мы словно птенцы под надёжным крылом,
Нам дарит любовь город тысячи красок.

*****
'И сакуре здесь первоклассно цветётся' - автор пишет или с Японии или с Сахалина. )
'без множества слов' - не очень изящный оборот.
Я полез проверять - оказывается ударение в слове 'сполох' можно ставить на обе 'о'. Не знал.
Добрый стих.

4/3
-------------------------------


12. "Память браня"

раздвоение личности... память браня,
я вчера наглотался войны и огня.
а сегодня внутри у меня тишина
и картинки вчерашнего, горького сна.
 
аппетитные мысли оставила ночь,
я успел их в словесную пыль истолочь.
перекинул на белый разглаженный лист.
не ушёл, на пороге горбатом завис.
 
не ушёл, не сбежал, дверь была тяжела,
я прилёг, и смотрела мне в лоб из угла
то ли чёрная рябь, то ли белая боль.
прошептал я второй половине: "изволь,
 
напиши пару строк про мою нелюбовь,
а потом – сколько хочешь, ругай, сквернословь.
я такой же, как ты, только сердцем грубей,
если сможешь – возьми револьвер и убей".

*****
Что-то тут есть. Хоть мне второй катрен не нравится категорически. Если доработать - получилось бы настоящее.
Когда раздвоение и одна половина говорит другой - 'я такой же, как ты' - это классно.
4/4
-------------------------------


13. "Осколки любви"

Я помню свиданье, что было давно:
В хрустальном бокале искрилось вино.
Плыл в южную ночь очарованный зал,
Оркестр ритмы танго на сцене играл.

    А в зале кружились влюблённые пары
    Под чудные звуки гавайской гитары.

Я помню - в окошко светила луна,
Была наша встреча от страсти пьяна,
И море шумело, и пенил прибой,
И страстное танго вело за собой.

    И пары кружились, влюблённые пары
    Под чудные звуки гавайской гитары

Но что это? В теме возник диссонанс,
И страстное танго сменилось на вальс.
По небу слезою скатилась звезда,
И ты мне сказала: "Уйди навсегда!"

     А пары кружились, влюблённые пары,
     Под лживые звуки продажной гитары.

Под песни восхода грустит кипарис,
Звучит, словно реквием, утренний бриз.
В окрестных садах не поют соловьи.
Хожу, собираю осколки любви...

   И кружатся где-то усталые пары
   Под хрипы оркестра, под всхлипы гитары.

*****
Что-то знакомое. Вроде есть песня с похожей мелодикой.
'Оркестр ритмы танго на сцене играл'. кмк правильнее 'Оркестр играл танго'. Говорят - отстукивать или слышать ритм танго, но не играть ритм, скорее 'играть в ритме танго'.
'Я помню свиданье, что было давно' - несогласование времен с серединой и концом стиха (в том плане, что ЛГ вспоминает прошлое), но дальше действие происходит в настоящем времени.
А артистизм в стихе есть.
4/4
-------------------------------

14. "Леса кругом"

Леса, кругом леса, ложится мгла на них,
По насыпи в корнях засилье нор.
Вот пискнет мышь, зевнёт змея - да мало ли,
Кого там слишком много до сих пор?

Да мало ли, кто там с обрывов прыгает,
Дрожит под окровавленной травой?
Иные - оглашают воздух рыками,
И этот воздух сам полуживой.

Луна порхнёт лампадкой над вагонами -
Промчится по параболе состав,
Как праздник, сочинённый лепреконами,
Он был - и нет... Бездонные места!

И только в чьей-то памяти отложится
И вспомнится когда-нибудь, мельком:
Звериный вой, застывший лес нехоженый,
Подлунное далёко-далеко...

*****
Если лепреконы, то это - Ирландия. Хотя там нехоженных лесов нет. Хотя какие нехоженные леса там, где состав ходит по параболе?
А вообще понравилось. Дико, тоскливо, мрачно.
Автор, замените лепреконов пожалуйста, а? На что-нибудь суровое, сибирское. И для рифмы будет лучше.
4/5
-------------------------------

15. "Незнакомка из Сены"

Уходи, уходи, это гиблое, гиблое место…
даже воздух – отравленный злыми цветами Бодлера.
Красота разрывает немую суконную серость,
так и просится в нежно-зелёный атлас-дюшес,
но однажды становится так удушающе тесно,
словно пёрышко стало камнем в твоей душе.
 
Может, бросил возлюбленный, или в богатой гостиной
интерьеры капризны, ты стала незначимой вещью.
Незнакомка, не стой на мосту, если в пасмурный вечер
ни плащом, ни абсентом уже не унять озноб.
То ли белая зависть людская ударила в спину,
то ли чёрная злоба – выстрелом, прямо в лоб.
 
И повсюду журчат водосточные глотки горгулий.
Разлохматилась тучами ведьма, кухарка-погода.
Ты уходишь на дно, то ли город уходит под воду
от чугунной слезы, от холодных цепей, замков.
Берега затопило, и шире ещё распахнулись
на туманное зелье арки седых мостов.
 
* * *
Господин детектив, полюбуйтесь на водную нежить –
ни следов, ни судьбы, ни родного порога, ни дома.
Даже если для целого мира она – Незнакомка
в алебастровой маске, то кем же она… была?
Почему же она улыбается так безмятежно,
словно жизнь – это сон, в котором ни капли зла.

*****
Необычно. Атмосферно. На фоне хороших надстроечных рифм бедно смотрится замков/мостов, озноб/в лоб
'словно пёрышко стало камнем в твоей душе' - что за пёрыщко? Может другой образ попробовать?
'водосточные глотки горгулий' - Классно!
4/4
-------------------------------


16. "Письмо"

Я вам пишу… Зачем? Затем, чтоб иногда
Смогли бы вы вернуться к этим строчкам
И, гладя взглядом почерк на листочке,
Всё понимать: слова и даже точки,
И то, что не скажу я никогда.

Что – слово? Крыльями взмахнёт и улетит,
Следа не оставляя, словно птица.
В письме оно не сможет измениться:
Словечку смысл – надёжная граница! –
Отрежет к отступленью все пути.

В пословицу вошло «написано пером»!
Но, к сожаленью, жанр эпистолярный,
Столь в позапрошлом веке популярный,
Теперь забыт, и писем благодарных
Никто не пишет – знаковый синдром!

Связь базовых понятий – "совесть", "слово", "честь" –
Распалась в нашем веке торопливом.
В погоне за искусственно-красивым
Те, кто глупей, нахально и чванливо
Стремятся выше сесть и больше съесть.

Им, в общем, ни к чему наличие души,
И грамотность, и уваженье к слову.
Язык убогий, эпатажно "новый".
Бесписьменна общения основа:
Ткнул пальцем в смайлик – никаких "жи-ши"!

О чём я вам пишу? Хочу понять, когда
И почему утрачено уменье
Писать, читать и понимать значенье,
Найти в общенье с книгой наслажденье…
Беда! И неужели – навсегда?

*****
Если бы я это письмо получил, я бы немедленно выпил. Потом ещё. Потом подумал бы - это письмо не ко мне, а к соседу-гуманитарию.
Но гладить 'взглядом почерк на листочке' даже у гуманитария не получится. Тут любовное письмо нужно.
Кмк слишком растянуто для сермяжной истины, что нынче мало пишут и читают. Потеряны "совесть", "честь - вне контекста остального стиха.
Вопрос в конце - риторический (Хочу понять, когда И почему).
3/3
-------------------------------

17. "Новая Москва"

За МКАДом, ночью, в спальной Нью-Москве
Из мартовской метели льётся свет.
И светофор на перекрёстке зелен.
Но кто идёт к домам сквозь мокрый снег?
Кто помнит всех и говорит со всеми?

Должник-жилец у тёмного окна
Не может взглядом путника догнать:
Там лишь снежинок вьюжное порханье.
Ребёнок спит, жена раздражена.
Ей дурно от долгов и от окраин.
 
Москвы закредитованный фронтир,
Новейший мир, обязанный платить,
Застроенный и заселённый ею.

Господь стоит на площади один.
Труба котельной жалобно гудит.
И некого спасать в такое время.

*****
'Кто помнит всех и говорит со всеми?' - не совсем понял эту строчку. Зачем Господу помнить и говорить, если 'некого спасать в такое время'? Я бы заменил, но я - не автор ))
А вообще хорошо.
5/5
-------------------------------

18. "Ненастье"

Из новых стихов - ненастье весеннее,
остывший эспрессо, велосипед.
Я помню: ты сравнивал Блока с Есениным,
но не позволял говорить о себе.

Я думала, нас запомнят поэтами.
Но ты поэтом себя не считал.
Мы жили словами, и были поэтому -
тщета любовная, тактильная нищета.

Нам слишком хотелось дойти до крайности,
до ручки, до финиша пасты в ней.
И ты не заметил, как заигралась я
в сонеты свиданий и простыней.

Пишу "ничего, такое случается".
И рву, и бросаю писать стихи.
Ведь жизнь - не поэма, она кончается
Таким прозаичным, простым таким.

*****
'И ты не заметил, как заигралась я / в сонеты свиданий и простыней.' - Значит ЛГ признаёт, что это её вина? Уже хорошо. Больше пусть не делает так. С другим.
Симпатичное стихо.
'тщета любовная, тактильная нищета' - тут бы что-нибудь покороче придумать слога на три, а то выпадает строфа своей длиной. Это иногда не страшно или фишка авторская. Но не тут.
'Из новых стихов - ненастье весеннее, остывший эспрессо, велосипед' - не совсем понял этот образ - это то, про что написались стихи после разрыва?
4/4


Рецензии
на 9. "Встреча"

Жюр: Саша Неместный

1. "Не раскрыта тема - а в чем, собственно, проблема (тяжкого креста / тления)?"
2. "Девушка хочет и может, а мужик говорит - уйди. Но оглядывается."

Автор: см. в самом конце

1. Ничего себе вопросец: "В чем проблема?" !!! - А прожить глубую бестолковую
жизнь, осознать это уже в старости (мне хоть и ощутимо меньше 90, но и
ощутимо больше 40!), регулярно распинать себя на кресте этого самого
осознания-понимания-самоосуждения-самобичевания и многих других "само-..."
(я Скорпион) - это ли не проблема? И что - она ровном месте, пустяковенькая
такая? Скорблю над жюронедопониманием.... :))) А "тление" вместо "пожара"?
Увы, отлюбил своё (хотя так иногда хочется!), даже представить себе не могу
опять конфетно-шоколадный период с последующими последствиями!... :)))
Это разве не проблема?

2."мужик говорит - уйди. Но оглядывается". Не надо клеветать на мужика!
Не говорил он "уйди!"!!! А сам пошёл. Дальше. А попрощаться, как полагается
всякому благовоспитанному мужику? Что, уставившись на попрощаемую
спиной и прочими прилегающими к ней частями? Не, это не наш мужиковский
стиль. У нас ещё шейные позвонки не отсохли!

На этом остаюсь, примите и проч.,

Владимир Марциновский   08.05.2019 19:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!

Жюрист из меня начинающий, чего там. Я не доброй волей взялся - а по правилам конкурса, как финалист предыдущего месяца )

Что я имел в виду - из стиха не виден ни возраст героя, ни причина, почему его крест так тяжек - смерти, предательства, неудачи?
Иначе это больше похоже на стихи лицеиста или юнкера, который предстает в них уже все испытавшим, пресыщенным, уставшим от жизни стариком. поставившим на себе крест )
Кмк - тут лакуна, которую как-бы надо заполнить читателю, слишком велика - надо было добавть катрен-другой на тему пустоты жизни ЛГ и причин, её вызвавших.

А то девушка, как Татьяна, признается ему в своих чувствах, а он её культурно игнорирует, как Евгений. И за что он её так вежливо - непонятно )

Удачи и спасибо за реакцию! )

PS 'встав на поворот' не совсем по-русски звучит. Лучше - 'встав на повороте'.

Саша Неместный   09.05.2019 04:17   Заявить о нарушении
Саша, признаюсь как на духу, что не смог осилить роман "Жан Кристоф" - "отменно длинный, длинный, длинный".
А вот "Тиля" читал запоем ещё школьником.
Согласитесь, не у каждого хватит смелости признаться в нелюбви к нобелевскому роману - дурной тон:)

Семён Кац   09.05.2019 06:46   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Семен!

Конечно, человеку могут не нравиться общепризнанные романы. Но мне показалось, что герой вашего стиха считает притворщиками и трусами всех тех, кому этот роман нравится.
А подспудно обвинять в неискренности людей с другими вкусами - это моветон.
А так да, мне вон пролетарский драматург Юджин О'Нил кажется на порядок менее одаренным чем Теннеси Уильямс. Но нобель получил первый. Да мало ли таких примеров.
Я вот не боюсь прилюдно сказать, что не смог дочитать 'Степного волка' Гессе ))

Саша Неместный   10.05.2019 03:05   Заявить о нарушении