Мир Елены Смуровой

(Записки умышленного дилетанта)


Давно хотела написать эту заметку, но как-то ощущения не оформлялись в слова, слова – во фразы, и далее, далее…
А теперь пора попробовать…
Целый год рассматриваю работы Елены, и не дают они мне  покоя. Почему? Может быть потому, что Елене удалось то, что не удалось мне (а так хотелось, признаться), а именно – человек погрузился в традицию (притом самую прекрасную, какую только эта вот самая земля средней полосы России породила) и живёт в ней осознанно, свободно, свежо и даже выявляя мелкие, но очень существенные чёрточки, которые в первоисточниках не очень-то и читались...

Графика Елены удивительна тем, что отсылая нас к иконописи, тем не менее не канонична, как будто бы одомашнена, очеловечена и вместе с тем редкостно художественна.
Тут я хотела бы отклониться в сторону и вспомнить о, так сказать, «первообразах» русского искусства (к которым аппелирует и Елена). Скажем, Рублёв…
Какой опыт мы получаем, внимая его иконам? (если условиться, что   опыт, который сообщается нам через них, и есть конечный пункт духовного путешествия: каково оно, это состояние «нахождения в благодати»?/Оговорюсь, что, конечно, иконы можно рассматривать и совсем с других позиций, но сейчас обратим внимание на главное/). И вот мы можем определить себя в таких ощущениях:
Ёмкость
Тепло
Тайна
Человечность
Простота
Ясность
Глубина –
Все эти составные части – состояния, как частицы спектра, цвета радуги, заключённые, запаянные в белый цвет, который  здесь  можно обозначить как глубинную благословенную тишину, которая и есть конечный отдых, пристанище. И кстати, непроизвольная и частая реакция смотрящих, которую я наблюдала в 2010г. В Третьяковке на выставке, посвящённой 650 –летию Рублёва. Даже наши современники, вполне продвинутые и успешные, почему-то замирают у его Спаса /Звенигородского чина/, откладывают в сторону гаджеты и стоят молча минут 10-15…просто потому, что больше и нуждаться – то не в чем…)
Но вернёмся к Елене.
Работы Елены для меня – это определённый путь к этому же конечному состоянию.
И вот что здесь очень интересно: слитая воедино разнонаправленная векторность психических состояний, которая вызывается манерой письма (простите, проще как-то «не сказалось»..))Сейчас объясню: краски, тревожные  краски русской поздней осени (конец октября-ноябрь), не привязанные даже к контурам рисунка, а разбросанные неупорядоченными группками синонимичны ожиданию смерти, они же – и «стихии мира», ибо рождают в ощущениях беспричинную тоску.
А вот контуры лиц, живности, детей (преувеличенно вытянутые даже в сравнении с иконописью) умиротворяющи. В связи с ними вспоминается и  «истончение чувств», предполагаемым следованием которого должна явиться та самая милующая любовь, которая за гранью предметно ощущаемого мира. Эти тонкие линии запрещают краскам волновать нас. И вот налицо удивительный симбиоз покоя в тревоге (или тревоги в покое). Он-то и есть обычное состояние человека в мире, которые мы должны переработать во что-то другое…
Мне хотелось бы пойти и дальше и подвести читающих к двум провокационным темам, а именно:
1) как именно русский человек ощущал жизнь на своей родной земле;
2) почему теперь люди, заселяющие эту же самую землю, совершенно перестали заботиться о выращивании собственного эстетического чувства?
И вот что приходит в этой связи на ум: - любой художник в широком смысле этого слова вырастает из любви к своей природе, к своей земле – той, что ему дадена. Он попытается понять, почувствовать, чем она живёт, чем наполнена. Далее возникает вопрос, как же жить на этой земле «правильно», не мешая ей, приводя себя с ней в  соответствие? Даже если она не очень солнечна, не ослепляет нас буйствующими цветами т.д. Может быть, она способна породить в человеке какие-то другие чувства, ибо он должен её любить любую, в любом состоянии – грязной слякотной моросливой осени, бесприютной зимы и коротенького  тёплого лета? Для меня ответ один, её нужно просто греть, работая и отдыхая греть, ибо человеческое тепло здесь – единственный способ не погибнуть, не замёрзнуть. А далее всё это транслируется и на человеческие отношения, которые  должны бы становится такими же, как и отношение к земле, которая нас учит. В работах Елены мне видится удивительное переходное состояние между трудом преодоления бытовой жизни в заданных природных условиях и, примирения с неизбежностью этих обстоятельств и красотой, вырастающей из этого состояния и преодолевающей его же. Откуда она, эта красота, как возникает? Помните, замечательный мультфильм «Смех и горе у Бела моря»: «Ну что, спите?» - «Живём брат, живём…» Тут преданность осенней земле перерастает в понимание: ведь я должен о ней заботиться, обихаживать её, какой бы она не была. Я – её часть, и  на мне лежит обязанность, не коверкая её естественные формы, созидать на ней жизнь.
А вот пункт два: Если мы возьмём наши современные мегаполисы (которые в какой-то беседе А.К. Секацкий – это не точна цитата, просто вспомнилось –назвал  справедливо «жлобской цивилизацией») и посмотрим, какими формами эстетической жизни они заселены, берёт оторопь. Сплошь прямые линии, всё быстро, чётко, унифицировано. Ни намёка на фантазию, многослойность восприятия. Они антиприродны, здесь всё – для скорейшего товарооборота. И люди, человеки невольно усваивают себе слепок этой геометрической жизни на мозги и душу. А кто будет заботиться о другом? Какие замечательные у нас вырастали писатели, допустим, ещё совсем недавно: В. Распутин, Ю.Нагибин, В. Шукшин, обладающие красочностью слова, совестливостью, «настоящестью» … Как они могли бы вырасти сейчас, где, на чём??? Да ладно, будем даже проще:
 у нас уже  теряется потребность создавать уютные пространства, где захочется, наконец, «поговорить по душам», заиметь «закадычного друга», растопить залинеенное и плоскостное «внутреннее» богатством переживаний, ощущений?
Елена – потрясающий человек, который осмелился показать нам то, что когда-то было для русского человека дыханием жизни  и пищей. Совершенно не представляю, как Елене удаётся удерживать в себе этот мир. Но он прекрасен, лечебен.
И может быть те, кто видят эти работы, скажут своим друзьям: посмотрите, как это красиво… И может быть, мы вместе начнём осознавать себя и создавать другую жизнь: нежную, тонкую, грустную, тёплую, милую, родную, живую… не пустую внутри…

2013 г.

Иллюстрация - работа Елены Смуровой


Рецензии