Интервью в журнале Тропы
http://журнал-тропы.рф/2019/04/25/интервью-с-синтайси/
Подборка синтайси
http://журнал-тропы.рф/2019/04/27/синтайси-2/
1. Расскажите, пожалуйста, когда и как Вы впервые соприкоснулись с литературой.
Мне бы хотелось начать ответ со слов «получив образование в области драматургии и литературной критики, пятнадцать лет я посветила исследованию лингво-стилистического подхода и вкусовых принципов французской поэзии XX века», но ничего подобного со мной не происходило. Мое знакомство с литературой ограничилось вечерним курсом английского языка, где мы проходили Шекспира, Вольтера, – вечерним, потому что дни отводились под изучение точных наук. Стихи мне казались не более, чем удобным приспособлением для эффектного вступления в эссе: поставил в заглавие цитату и уже «красиво». Однако, классическую прозаическую литературу я читала взахлеб с детства – иногда с фонариком под одеялом, с позднего вечера и до раннего утра, до петухов, или свиста чайника, чтобы быть точными. Все изменилось внезапно. Я попала в аварию, после которой долго не могла прийти в себя, не столько в физическом отношении, сколько в психологическом. И тогда, я, все еще не зная о склонности к непрерывному писательству, начала читать. Чем больше я читала, тем меньше думала о «повергнувшей меня горькой участи», а потом и сама начала делать наброски. Так зародился мой дебютный роман «Вспять Реки ДНК», издательство Либерти Паблишинг, Нью-Йорк. Стихи стали главным, чуть ли не жизнеобеспечением космического корабля сознания, летящего сквозь пурпур звездных брызг.
2. Как произошло ваше знакомство с «поэтическими дневниками»?
Поэтические дневники, или «синтайси» представил Леонид Фокин (поэтический псевдоним Алексей Фомин) в группе Психоделика или Три де Поэзия на литературном портале «Стихи.ру». Созданная им площадка являет собой неисчерпаемый источник образовательной информации, емкий водоем, и представляет возможность для интерактивных практик, путем стихотворных диалогов с другими писателями.
3. Есть ли поэты, которые повлияли на Ваше творчество? Что вас вдохновляет на создание своих произведений?
Моим поэтическим кумиром была и остается Марина Цветаева. Мне импонирует не только пыл и беззаветная страсть, но и неземная музыка ее стихов. Александр Грин, Иван Бунин, Владимир Набоков, Уистан Хью Оден – мои любимые писатели.
Из современных поэтов мне бы хотелось выделить двоих. Жиль Де Брюн – амплитудная поэзия, от обволакивающей нежной лирики до остро-сабельной сатиры, философский поиск, вдумчивое и спокойное владение речью и, вместе с тем, постоянная способность удивлять. Незаурядное писательское мастерство – в поэзии и прозе. Если сравнить Жиля с сердцем, то это колоссальная механичность, трепетность, и кровоток. Грусти в его стихах тоже с лихвой. Жиля Де Брюна много – он будто и не человек вовсе, а целый народ.
Павел Бетач – troubled soul, искореженное шрамами лицо, а если быть совсем откровенными, то и не только лицо. И сердце, и все остальное – грубые шрамы, за которыми скрывается хрупкая, беззащитная душа. Бетач никакой не народ, а один человек. Одно окаянство, во многом «исаянство», ибо его поэзия переплетается с творчеством Валерия Исаянца. Бетач это уникальное владение фонетикой речи. Его поэзия не столь глубока, сколь музыкальна. Он композитор.
Оба поэта – великаны. А я, – маленькие хоббиты, восходящие в гору, над которой клубится туман. Что там таится?.. Первый поэт – восхищение и восторг, а второй – призрак убитого принца. Вызывает ужас, но от него никуда не деться, он мерцает.
4. Есть ли параллель между формой хайбуна и европейского «свободного стиха»?
Безусловно есть. И та и другая форма свободного стихотворения, иными словами свободные от силлаботоники, или еще они называются белыми стихами. Хайбун возник в Японии задолго до поэтического раскрепощения Европы, в XVII веке, и впервые документирован у Мацуо Басе. Графически хайбун записывается как прозаический текст, где в конце пишется хайку – трехстишие из нескольких слогов. Хайку, словно из параллельного мира, и потому придает голографическую объемность произведению. Европейский белый стих пишется с разбиением на строки разной длинны. Давайте, попробую привести пример.
Хайбун (синтайси):
Ночью, неподвижность предметов – мебели, картин, и времени чувствуется особенно. С моим появлением комната оживала. И почему-то виделась мне картина в раме – классика петербургского сквера, с небом приятной, весенне-облачной тревоги и облегчения. И за окном светало, медленно качались деревья, зеленея. Но моя урбанистичность растолкала локтями видение утопической идиллии, бесцеремонно явила себя видением вращающихся по кругу, как карусель машин. Машины – в бесконечном, беспричинном вращении по мокрому асфальту темной, погруженной в дремоту парковки. Разноцветные, но гармонирующие между собой, как печенья-ассорти. Мрамористые грани небоскребов, стоящие над ними, формирующие кость города. И над миллионами светлых окон, также миллионами темных, над изумрудными фонарями, серпантинами скоростных трасс, аллеями, парками, глотающим слюну облаков покосившимся фонтаном, над всем этим – в тихом экстазе сверкал месяц.
Стало не до песен,
с фанатичностью страсти не справляется
проза
Европейский стих:
Ночью, неподвижность предметов – мебели, картин,
и времени чувствуется особенно.
С моим появлением комната оживала.
И почему-то виделась мне картина в раме – классика петербургского сквера,
с небом приятной, весенне-облачной тревоги
и облегчения.
И за окном светало,
медленно качались деревья, зеленея.
Ну, и так далее…
5. В Ваших текстах часто встречаются пейзажи и фигурируют предметные детали. Насколько сильно на Вас влияет окружающая действительность?
Я замкнута по природе своей… Но нахожусь в постоянном поиске утраченного рая детства. Что-то я устала писать. Можно я просто стихотворение оставлю? Благодарю за интервью…
Стебли ровные лаванды,
ледяной росой вода.
По стеклу зеленоваты,
листья – легкие суда.
Небо серо, сущий Лондон,
как подвалы в темноту,
угловаты, грубоваты
молодые сны несут.
Постоялыми дворами,
одинокая бреду,
вижу петли ста дверей,
но не теплую твою.
Чай Ерл Грей, тихонько грейся,
в чашке небо или пол,
полыхает Бетельгейзе.
Где ты мой далекий дом?
Появляйся поскорей,
тенью в привокзальный сквер,
здесь и ветер сам иззяб,
дождь слепой, по капле пей.
Одинокими мирами
спотыкаюсь и бреду,
комкаю в руке своей –
фотографию твою.
Петли лясы трут дверей,
тени темные в толпе,
так бывает иногда,
погибаешь, например.
Свидетельство о публикации №119050606911
Как же я рада за тебя, моя хорошая! Очень рада! )) У тебя удивительное воображение и тонкость восприятия. Мне иногда кажется, что ты видишь каждую клеточку нашего мира и перекатываешь молекулы, как стеклянные шарики, в своих ладошках.
Продолжай творить! Рисуй словами...
Обнимаю нежно мою Аннушку!
Твоя Я.🌹🌹🌹
Людмила Кочегарова 07.05.2019 07:04 Заявить о нарушении
Спасибо тебе за воодушевляющие слова. Ты знаешь, как много они для меня значат.
Обнимаю нежно, нежно. Иду читать новые стихи. 🐼🌴
Анна Иделевич 07.05.2019 19:58 Заявить о нарушении