Кто вы, Киса Воробьянинов? Михаил Булгаков - папа!
и 15-летию музея-театра "Булгаковский Дом"
посвящается
Предисловие
Первые две части данного исследрвания были опубликованы мной осенью 2018 года
на сайтах Стихи. ру и Проза. ру под названием "Кто вы, Киса Воробьянинов? Тайны слов...
Третья часть появилась весной 2019 года. Сегодня они соединяются все вместе.
Читайте, предлагайте свои версии, высказывайте свои мнения по данной теме...
Владимир Павлов
Часть 1.
СЛОВА - УЛЫБКИ, ТАЙНЫ, ИГРЫ...
Процитируем фрагмент текста из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова
"Двенадцать стульев" (написан в 1927 г., впервые опубликован в 1928 г.):
"— Послушайте, — сказал вдруг великий комбинатор, — как вас звали в детстве?
— А зачем вам?
— Да так! Не знаю; как вас называть. Воробьяниновым звать вас надоело,
а Ипполитом Матвеевичем слишком кисло. Как же вас звали? Ипа?
— Киса, — ответил Ипполит Матвеевич, усмехаясь.
— Конгениально!"
Возникает вопрос - почему Ипполита в детстве звали Кисой?
Предлагаю вам свою версию происхождения этого прозвища.
Это своеобразная аббревиатура указывающая на отца и авторов романа.
Расшифруем её для любознательных читателей:
КИСА - Катаев Ильф САббакин...
К - Евгений Петров, настоящая фамилия у него была Катаев;
И - Илья Ильф;
СА - Валентин Катаев, у которого был псевдоним "Старик Саббакин".
И ещё про Кису, так просто мы его не отпустим:
Киса Воробьянинов = КВ = Катаев Влентин
Находка аббревиатур: Владимир Павлов.
Катаев, конечно, не участвовал в НАПИСАНИИ романа - это общеизвестно.
Киса = К = Катаев - вручил сюжет, заказал написание романа Ильфу и Петрову.
Роман должен был, изначально, подписан тремя фамилиями авторов - КИП:
Катаев + Ильф + Петров(Катаев)
Как любой великий ПРЕДВОДИТЕЛЬ Катаев уехал на отдых,
пообещав "литературным неграм" последующую помощь в публикации романа.
Уездные КоманчИ = К + И = Катаев-Петров + Ильф = стали строчить роман...
Мистифицировать так мистифицировать!
Петров и Ильф привлекли к авторству или к соавторству
своего знакомца по "Гудку" Михаила Булгакова.
И ещё про Кису - кошка-киса бегает за воробьями:
Киса Воробьянинов = КВ = Катаев Валентин(дал тему и заказал роман) - воробьи = Ильф и Петров
- литературные исполнители - такая интересная параллель прослеживается...
Теперь возникает следующий вопрос - кто мог ВСЕ ЭТИ ТАЙНЫ в романе
придумать и зашифровать?
Ответ однозначен - приятель, коллега по редакции газеты "Гудок",
предполагаемый автор или соавтор романа,
большой шутник и великий комбинатор слов Михаил Булгаков.
Конгениально, товарищи, конгениально!!!..................
Часть 2.
УЕЗДНЫЙ ПРЕДВОДИТЕЛЬ КОМАНЧЕЙ
Кисой Остап не ограничился!
Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову Бендер, как ордена на мундир,
"вешал" и другие прозвища: "фельдмаршал", "уездный предводитель команчей",...
В связи с последним прозвищем возникает вопрос: почему авторы или автор из многих
названий индейских племён Северной Америки (чероки, апачи, могикане,...) выбрали именно команчей?!
Ответ лежит на поверхности:
КОМАНЧЕЙ - КОМмунизм АН ЧЕЙ?
Ан - союз противительный, употребляется при усилении противопоставления;
соответствует по значению словосочетаниям: а вот, а всё-таки.
В итоге: КОМАНЧЕЙ - КОМмунизм, а всё-таки ЧЕЙ?
Здесь авторы или автор, завуалированно, смеются над тогдашними советскими порядками.
Не думаю, чтобы Ильф и Петров пошли на такую комбинаторную, словесную эквилибристику.
А для Булгакова такая рискованная шутка вполне характерена.
Опыт у писателя уже был:
Михаил Афанасьевич несколько своих фельетонов в "Гудке" по-хулигански подписал:
Г.П. Ухов, Герасим Петрович Ухов.
В ГПУ-НКВД расшифровали эти подписи или нет точно сказать вам пока не могу...
Так кто же мог быть для самого Михаила Булгакова "команчами"
и кто мог быть их "уездным предводителем".
"КоманчамИ", по-видимому, были Катаев-Петров и Ильф,
а "уездным предводителем" - их вдохновитель на написание
романа "Двенадцать стульев" уже известный нам Катаев Валентин = КВ = Киса Воробьянинов.
Любознательный читатель спросит:
- А почему "предводитель команчей" был "уездным"?
Ответ прост:
- Потому, что все три писателя Катаев, Ильф, Петров - предводитель и его "команчи"
не были коренными москвичами, они приехали в столицу из Одессы.
Часть 3.
"ПАПА" КИСЫ ВОРОБЬЯНИНОВА - МИХАИЛ БУЛГАКОВ:
МА, ХАЛАТ И ГОЛУБИ...
В третьей части мы проанализируем рассказ Ильи Ильфа и Евгения Петрова
"Прошлое регистратора ЗАГСа" впервые увидевший свет в 1929 году.
Он представляет собой НЕОПУБЛИКОВАННУЮ ГЛАВУ
романа " Двенадцать стульев"(1928).
В рассказе нашлись очень интересные факты, предполагающие
значительное участие – авторство (?) или соавторство(?)
писателя Михаила Булгакова в создании романа "Двенадцать стульев".
В нём рассказывается о прошлой жизни одного из главных героев
романа Ипполита Матвеевича Воробьянинова.
Из предыдущих двух частей нашего исследования,
мы, с большой вероятностью, предполагаем, что прототипом
Кисы Воробьянинова = КВ послужил писатель Катаев Валентин = КВ.
Привожу ниже фрагменты из рассказа с комментариями.
«Ипполит Матвеевич Воробьянинов родился в 1875 году в Старгородском уезде
в поместье своего отца Матвея Александровича, страстного любителя голубей.
Пока сын рос, болел детскими болезнями и вырабатывал первые взгляды на жизнь, Матвей Александрович гонял длинным бамбуковым шестом голубей, а по вечерам, запахнувшись в халат, писал сочинение о разновидностях и привычках любимых птиц. Все крыши усадебных построек были устланы хрупким голубиным пометом. Любимый голубь Матвея Александровича «Фредерик» со своей супругой «Манькой»
обитал в отдельной благоустроенной голубятне».
Сначала про буквы и слова.
Отец Ипполита Матвеевича Матвей Александрович имеет инициалы М.А.,
которые на 100 процентов совпадают с инициалами Булгакова:
МА – Михаил Афанасьевич!
Напомню читателям, что игра с буквами и словами –
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМБИНАТОРИКА,
является ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ
многих творений Михаила Булгакова. Данный метод писатели
Илья Ильф и Евгений Петров не применяли.
Приведу наиболее яркие примеры комбинаторики Михаила Булгакова:
Герасим Петрович Ухов = ГПУ,
палиндромное прочтение: Клим Чугункин = КЧ = ЧК,
абыр/рыба, абырвалг/главрыба, Хустов/вот сух, Дараган/нагар ад,
а ещё имеется прекрасная мадам Поласухер и т. д.
«А по вечерам, запахнувшись в халат, писал сочинение о разновидностях
и привычках любимых птиц».
Теперь про халат.
Из воспоминаний Фёдор Николаевича Михальского "Годы молодые":
"Случалось заставать Михаила Афанасьевича в халате, когда он вставал
после обязательного послеобеденного сна. Извинившись, всякий раз за свой вид,
он обязательно уходил одеться, хотя бы в этот вечер никто не ожидался».
Из письма Ирины Яковлевны Горпенко-Мягковой, руководителя
научно-методического отдела музея-театра "Булгаковский Дом" (Москва):
«Булгаков писал по ночам. У него была домашняя пижама и халат.
Об этом есть воспоминания и у Любови Евгеньевны Белозёрской,
и у Сергея Ермолинского».
«Все крыши усадебных построек были устланы хрупким голубиным пометом.
Любимый голубь Матвея Александровича «Фредерик»
со своей супругой «Манькой» обитал в отдельной благоустроенной голубятне».
И про голубей.
В мемуарах второй жены Михаила Булгакова Любови Евгеньевны Белозёрской
"О мёд воспоминаний" есть глава "На голубятне". Приведем фрагмент из неё:
«Мы живем в покосившемся флигельке во дворе дома № 9 по Обухову, ныне Чистому переулку.
На соседнем доме № 7 сейчас красуется мемориальная доска: „Выдающийся русский композитор Сергей Иванович Танеев
и видный ученый и общественный деятель Владимир Иванович Танеев в этом доме жили и работали".
До чего же невзрачные жилища выбирали себе знаменитые люди!
Дом свой мы зовем „голубятней". Это наш первый совместный очаг.
Голубятне повезло: здесь написана пьеса „Дни Турбиных", фантастические повести „Роковые яйца"
и „Собачье сердце" (кстати, посвященное мне)».
А как вам – МУЗЫКАЛЬНОЕ имя любимого голубя МА «Фредерик»?
Птица названа так, по-видимому, в честь композитора Фредерика Шопена?
В творческом багаже Михаила Булгакова есть юмористические рассказы
«Увертюра Шопена» (17 сентября 1924, газета «Гудок») с такими словами:
«Написали смету, а в конце приписали: "По окончании ремонта заставить
настройщика сыграть увертюру Шопена и на дорогу выпить добрую чарку»
и «Чертовщина» с такими словами: «За другой дверью тапер глухо заиграл полонез Шопена».
И в семье Булгаковых, мама частенько исполняла детям произведения Шопена.
По теме голубей в творчестве Михаила Афанасьевича, можно припомнить анаграммное прочтение,
очередной пример литературной комбинаторики(!),
фамилии одного из главных героев его пьесы «Бег»: Голубков – Булгаков.
«Городской архитектор плакал. Помещики усиленно приглашали городского врача
к себе в деревню. Оркестр заиграл туш.
В момент наивысшей радости раздались громкие голоса. Оркестр смолк, и архитектор – первый обернувшийся ко входу – сперва закашлялся, а потом зааплодировал. В зал вошел известный мот и бонвиван, уездный предводитель дворянства
Ипполит Матвеевич Воробьянинов, ведя под руки двух совершенно голых дам.
Позади шёл околоточный надзиратель, держа под мышкой разноцветные бебехи,
составлявшие, по-видимому, наряды разоблачившихся спутниц Ипполита Матвеевича».
В данном фрагменте рассказа, мы можем предположить, что две голые дамы,
которых ведёт Киса Воробьянинов = Валентин Катаев, это два автора – Илья Ильф и Евгений Петров,
получившие заказ на написание романа. Как молодые фельетонисты,
они к этому делу ещё не готовы – поэтому и голые (Павлов В.Н.).
«Ипполит Матвеевич продолжал жить в своем особняке на Денисовской улице, ведя легкую холостую жизнь. Он очень заботился о своей наружности, посещал первые представления в городском театре и одно время так пристрастился к опере,
что подружился с баритоном Аврамовым и прошел с ним арию Жермона из «Травиаты» –
«Ты забыл край милый свой, бросил ты Прованс родной».
Когда приступили к разучиванию арии Риголетто: «Куртизаны, исчадья порока, насмеялись надо мною вы жестоко», –
баритон с негодованием заметил,
что Ипполит Матвеевич живет с его женою, колоратурным сопрано.
Последовавшая затем сцена была ужасна. Возмущенный до глубины души баритон
сорвал с Воробьянинова сто шестьдесят рублей и поскакал в Казань».
Михаил Булгаков, а не Илья Ильф и Евгений Петров, был знатоком, ценителем театра, оперы, музыкальных произведений, использовал фрагменты из них в своих произведениях. Это отлично доказала исследовательница творчества этих трёх писателей Ирина Амлински в книге «Двенадцать стульев от Михаила Булгакова» (2013).
«На Александровском вокзале в Москве толпа курсисток, носильщиков и членов общества «Свободной эстетики» встречала вернувшегося из Полинезии К.Д. Бальмонта. Толстощекая барышня первая кинула в трубадура с козлиной бородкой мокрую розу. Поэта осыпали цветами весны – ландышами. Началась первая приветственная речь:
– Дорогой Константин, семь лет ты не был в Москве…
После речей к поэту прорвался почитатель из присяжных поверенных и, передавая букет поэту,
сказал вытверженный наизусть экспромт:
Из-за туч
Солнца луч -
Гений твой.
Ты могуч,
Ты певуч,
Ты живой».
Здесь автор посмеялся над поэтом, ценителями поэзии. Как известно, Михаил Афанасьевич недолюбливал поэтов,
но, иногда, и сам грешил стихотворчеством.
«Вечером в обществе «Свободной эстетики» торжество чествования поэта (К.Д. Бальмонта – В.П.) было омрачено выступлением неофутуриста Маяковского, допытывавшегося у прославленного барда, «не удивляет ли его то, что все приветствия исходят от лиц, ему близко знакомых».
Шиканье и свистки покрыли речь неофутуриста».
Отношения между Маяковским и Булгаковым были всегда не простыми.
В этих строках автор, недвусмысленно, поюморил над поэтом революции.
«В Старгородской газете «Ведомости градоначальства» появился ликующий стишок, принадлежащий перу местного цензора Плаксина:
Скажи, дорогая мамаша,
Какой нынче праздник у нас,
В блестящем мундире папаша,
Не ходит брат Митенька в класс?
Брат Митенька не ходил в класс по случаю трехсотлетия дома Романовых. И папаши действительно в блестящих мундирах и просторных треуголках катили в пролетках к Стрельбищенскому полю, на котором назначен был парад частей гарнизона, кадетского корпуса и казенных гимназий».
В данном фрагменте рассказа, описываются торжества в честь 300-летия дома Романовых. Они проходили в 1913 году и, безусловно, больше сохранились в памяти Михаила Булгакова, которому в этом году исполнилось 22 года. Скорее всего, прототипом Митеньки здесь послужил пятнадцатилетний брат Булгакова Николай – ученик Киевской гимназии в 1913 году.
«Ипполит Матвеевич, сидя на балконе, видел в своем воображении мелкую рябь остендского взморья, кровли Парижа, темный лик и сиянье медных кнопок международного вагона, но не воображал себе Ипполит Матвеевич (а если бы и вообразил, то все равно не понял бы) хлебных очередей, замерзшей постели, масляного «каганца», сыпнотифозного бреда и лозунга «Сделал свое дело и уходи» в канцелярии загса уездного города N».
О Париже мечтал, именно, Михаил Булгаков, да и испытания, подробности которых здесь описаны,
скорее всего, относятся событиям жизненного пути автора "Белой гвардии" – Михаила Булгакова.
«Не знал Ипполит Матвеевич, сидя на балконе, и того, что через четырнадцать лет еще крепким мужчиной он вернется в Старгород и снова войдет в те самые ворота, над которыми он сейчас сидит, войдет чужим человеком, чтобы искать клад своей тещи, сдуру запрятанный ею в гамбсовский стул, на котором ему так удобно сейчас сидеть, и, глядя на полыхающий фейерверк с горящим в центре императорским гербом, мечтать о том, как прекрасна жизнь».
Предполагаю, что в образе Старгорода в рассказе предстаёт Киев 1913 года - счастливого года для Михаила Булгакова,
его родных и близких людей...
ПОДВЕДЁМ ГЛАВНЫЕ ИТОГИ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. «Папой» Кисы Воробьянинова, с большой вероятностью,
был писатель Михаил Булгаков;
2. Прототипом Кисы Воробьянинова на 88 - 111 % был Катаев Валентин;
3. Был ли Михаил Булгаков «ПАПОЙ» всего романа «Двенадцать стульев»
покажет ближайшее будущее. Новые исследования, новые открытия не за горами...
Владимир Павлов
сентябрь 2018 - май 2019
Великие Луки
ЕСЛИ БУДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ посетите музей-театр "Булгаковский Дом"(Москва, Большая Садовая, 10)
15 МАЯ 2019 ГОДА и примите участие в празднике в честь Михаила Булгакова - программа на сайте:
http://dombulgakova.ru/15------15--/
Эскиз обложки пьесы Михаила Булгакова "Бег"
Авторская идея, эскиз Владимир Павлов,
компьютерный дизайн Георгий Павлов
Великие Луки
Свидетельство о публикации №119050604057