Российское государство 5
МОЯ ЗЛОСЧАСТНАЯ РОССИЯ
Автор Игорь Бестужев-Лада.
Игорь Васильевич Бестужев-Лада(1927-2015), советский и российский учёный, историк, социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования и глобалистики. Доктор исторических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат золотой медали Н. Д. Кондратьева 2001 года «за выдающийся вклад в развитие общественных наук».
Автор нескольких десятков монографий и брошюр, свыше двух тысяч статей в периодических изданиях.
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бестужев-Лада, Игорь Васильевич
Продолжение 4 очерка.
Продолжение 3 http://www.stihi.ru/2019/05/05/5997
«Всесильные и всеохватывающие вековые традиции, нравы, обычаи наших предков только потому и были всесильными, что освящались религией, защищавшей людей от немилости разных сверхъестественных сил – от божественных до «нечистых».
Религией наших предков почти до самого конца позапрошлого тысячелетия было язычество – обожествление Солнца и многих стихийных явлений природы, «одушевление» всего окружающего растительного и животного мира. Искусством «общения» с этими силами владели жрецы-волхвы, часто люди с сильной энергетикой (и соответствующей силой внушения), которых мы называем экстрасенсами. По совместительству они являлись врачами – других не было – и как бы народными депутатами, которые умеряли самодурство «главы» или произвол богача, если тот слишком уж выходил за рамки традиций, нравов, обычаев.
В язычестве было немало позитивного – просто потому, что оно веками впитывало в себя народную мудрость. Именно поэтому многое из него органично вошло в христианство, ислам и другие мировые религии. Возьмём, к примеру, посты. Кажется, они существуют с тех пор, как свет стоит. У каждой религии разные, но с одинаковой сутью. Во-первых, облегчить жизнь впроголодь, когда иссякают запасы продовольствия. Во-вторых, с чисто лечебными целями. Горький опыт показал, что «переедание» столь же губительно для организма, сколь и «недоедание». В результате сегодня половина взрослого населения и России, и США (правда, по разным причинам) страдает от «избыточного веса». А ведь чрезмерный вес, как и курево, не говоря уже о пьянстве, на 20-30 лет сокращает срок, изначально отпущенный человеку судьбою.
И разве только в этом случае народная мудрость спасает жизнь? Вместе с тем, в язычестве было немало негативного, даже ужасного. Прежде всего, человеческие жертвоприношения. Везде, на всех материках земли. Несколько раз в году. Да и многие другие языческие обряды сегодня ничего, кроме отвращения, не вызывают. Вы только представьте себе: умирает глава семьи, а вместе с ним хоронят не только его коня, доспехи, утварь, но и законную жену (жён). У индуистов это было в порядке вещей еще в позапрошлом веке. Есть холопы – убивают и хоронят холопов.
Сегодня от былых жертвоприношений остались только несчастные цветы, которые нещадно рвут или выращивают, чтобы потом срезав (убив) поднести даме или юбиляру. А представьте, если бы на ваших глазах точно так же резали жён, детей, стариков, бомжей?! Негативное в язычестве повелевает признавать мировые религии прогрессом по сравнению с предшествующим уровнем религиозного сознания. Позитивное заставляет внедрять более гуманную религию силой, обычно при отчаянном сопротивлении народа. Именно это произошло на Руси в конце позапрошлого тысячелетия.
Однако в сопоставлении язычества и христианства случаются и недоразумения Возьмём, к примеру, вакханалию. С незапамятных времён она устраивалась у многих народов. У славян, скажем, в праздник летнего солнцестояния (позднейший «Иванов день»). Под пером некоторых блудописцев она предстаёт как свальный грех. Но такого просто быть не могло. Потому что, по авторитетному утверждению А. П Чехова, такого не могло быть никогда. Не могли участвовать в оргии дети, подростки и старики (тогда – старики и старухи на четвертом десятке лет жизни): им подобное безобразие ни к чему. Не могли участвовать беременные (почти каждый год!) женщины или матери с грудными детьми на руках. Не могли участвовать и девицы на выданье: куда же им деваться, если забеременеют до женитьбы? Стало быть, участниками могли быть только взрослые парни и молодые мужчины, а также бездетные или малодетные (не способные больше рожать) молодухи. И прояснялся определённый социальный смысл: община получала дополнительных будущих членов там, где их по тем или иным причинам не могла дать семья.
Кстати, в этом обществе редкостью были «старые девы», вдовы, бобыли. Для этого нужно было стечение бедственных обстоятельств: урод (ка), калека, псих ненормальный (юродивый) и т. п. Не вышедшая замуж или потерявшая мужа, тут же шла второй или даже третьей-четвертой женой к соплеменнику, способному содержать большую семью. Как это делается – можно видеть до сих пор кое-где на Кавказе. Бобыль автоматически становился у кого-то домочадцем (= холопом). Юродивый (ая) относился к низшему классу жречества, фактически являлся единственно возможной тогда разновидностью нищего. Нам в данном отношении важно констатировать три установленных историками факта.
Во-первых, язычество (как позднее христианство) целиком определяло традиции, нравы, обычаи, вообще всю жизнь наших предков, до мельчайших деталей. Во-вторых, христианство (уже в последней четверти позапрошлого тысячелетия) было введено силой, «сверху», при отчаянном сопротивлении народа. И стало государственной религией, обеспечивающей, как и семья, стабильность государства. До сих пор мы не говорим здесь об антиправительственных течениях и сектах. Об этом – особый разговор.
В-третьих, всё позитивно-конструктивное в язычестве было органично включено в христианство. А многое неконструктивное – помимо христианства – в виде множества суеверий продолжает оставаться с нами до сих пор. Помимо главного – всеохватывающей религии, культура наших предков делилась на материальную и духовную. Материальная – это архитектура и убранство жилищ, организация расселения (деревни и города), рабочий инструментарий и ритуальные порядки всякого рода работы. Духовная – за рамками религии – столь же ритуальные порядки быта и всякого рода досуга, очень кратковременного по сравнению с нынешним. От посиделок и хороводов до игр и состязаний. Сегодня от этого не осталось почти ничего, а то, что осталось, большей частью выродилось в губительные позорища, приближающие надвигающуюся гибель общества».
Продолжение очерка в следующей публикации.
06.05.2019
Свидетельство о публикации №119050603638