Философ Толанд Джон

Толанд (Toland) Джон,
30 ноября 1670 года,
Родился он,
Вблизи Лондондерри,
Северная Ирландия,
А 11 марта 1722 года,
Умер в Путнее,
В жестокой нужде,
Недалеко от Лондона,
И прожил Джон,
Всего 52-ва года,
Английский философ,
Философ материалист,
Борец за свободомыслие,
С критики начинал,
Религии деизма,
А позже Толанд стал,
На позиции атеизма:
«Он отрицал бессмертие души,
Загробное воздаяние,
Небожественное доказывал,
Сотворение мира,
И происхождение «священных» книг,
Чудеса отрицал,
И делал попытки объяснить,
Происхождение религии,
Земными условиями»;
Толанд родился,
В католической семье,
Но уже к 20 годам,
В Англиканскую веру перешел,
Англиканская Церковь,
В отличие от других,
Сохранила преемственность,
Иерархии,
Англиканство не признает,
Институт монашества,
И путь спасения души,
Допускает личной верой,
Без помощи Церкви;
В 1687— 1695 годы,
Обучался философии, теологии,
И европейским языкам тоже,
В университетах Глазго, Эдинбурга,
Лейдена и Оксфорда,
Первую книгу,
«Племя левитов»,
Толанд в 1691 году издал,
В ней священнослужителей,
Страшной язве уподобил,
Разъедающей тело человека,
А принесшее Толанду,
Широкую известность,
«Христианство без тайн»,
Вышло в 1696 году,
И в течение нескольких лет,
Книга предметом была,
Острых дискуссий,
Многие требовали,
Привлечь Толанда к суду,
И книга осуждена,
Была на сожжение,
А автору удалось бежать,
И избежать,
Тюремного заключения,
В сочинении Толанд,
Открыто все отвергал,
Что объявлялось священнослужителями,
Непостижимым,
Недоступным разуму,
«...Все явления,
Толанд писал,
Сообщаемые в откровении,
Богом или человеком,
Должны быть в равной мере,
Понятны и возможны»;
В 1701—1702 годы,
Толанд в Германию,
Путешествие совершил,
По приглашению,
Прусской королевы,
Софии-Шарлотты,
Его философские беседы,
И переписка с королевой,
Послужили основой,
Для его главного,
Философского сочинения:
«Письма к Серене», 1704 год,
С 1707 по 2010 год,
Толанд снова путешествует по Европе,
Он посещает Германию,
Вену, Прагу, Голландию,
Возвратившись в Англию,
Толанд поселяется в местечке Ипсом,
Где живет до 1718 года,
Занимаясь литературной деятельностью,
В эти годы выходят работы:
«Адеисидемон» (1708),
«Соображения по натурализации евреев» (1713),
«Назарянин» (1718),
Оказавшись в тяжелом,
Материальном положении,
Толанд  дом продает,
И поселяется,
В семье сельского плотника,
В местечке Путней,
Свои последние работы:
«Тетрадимус» и «Пантеистикон»,
Толанд публикует в 1720 году,
Но главная заслуга Толанда,
Заключается в его учении,
О единстве материи и движения,
Движение он считал,
Существенным и неотъемлемым,
Свойством материи,
Толанд Спинозу критиковал,
А также Ньютона и Декарта,
Видевших источник движения в боге,
Материя, как Толанд считал,
Вечна и неуничтожима,
Вселенная бесконечна,
Но Толанд оставался в рамках,
Механистического материализма:
Он отрицал случайность,
В мышлении видел,
Чисто физическое движение
Мозгового вещества,
Движение материи не связывал,
С ее качественным изменением,
Эти важные,
Философские идеи,
Толанда содержатся,
В его «Письмах к Серене»,
В которых он развил учение,
О единстве движения и материи,
Его не удовлетворяло,
Учение Спинозы,
О субстанции,
И концепция Ньютона,
Об абсолютном пространстве,
Следующее заключение
Толанд сделал:
«...Движение столь же присуще материи,
Как и протяжение, и материя не есть,
И отнюдь не может быть неподвижной,
Мертвой и бездейственной глыбой,
Или пребывать,
В состоянии абсолютного покоя... ,
Если движение,
Существенное свойство материи,
То оно должно быть существенно,
Для ее определения»,
По мнению Толанда, от движения,
«Мировой материи»
Зависят всевозможные качественные,
Определения вещей и тел,
Оно создает бесконечный,
Круговорот природы,
И разнообразные формы,
Всех телесных существ,
Возникающих и уничтожающихся,
В результате бесчисленных,
И естественных сочетаний,
Перестановок частиц материи,
Однако Толанд считал,
Что «изменения в частях,
Не влекут за собой,
Никакого изменения Вселенной,
Ибо ясно, что постоянные перемены,
Переходы и превращения материи,
Не могут вызвать ни увеличения,
Ни уменьшения,
Ее общего количества...»,
В религиозных вопросах,
Сначала был деистом,
В «Пантеистиконе» Толанд,
Пропагандирует позицию,
Натуралистического пантеизма,
Объединяющее и иногда отождествляющее,
Бога и мир,
Представители этого направления,
Склонны считать,
Что Бога как личности не существует,
«Все возникло из целого, и целое из всего»,
Вселенная бесконечна по протяжению,
Неподвижна в целом,
Одновременно неразрушима,
И необходима,
И в смысле вечного,
Существования в прошлом,
И вечного пребывания в будущем»;
Философ Толанд,
Большое влияние оказал,
На развитие философии,
В Европе,
И Северной Америке.


Рецензии