Лира Кавказа и свободный стих

 Юлия Каунова издавала  интересный  журнал
 "Лира Кавказа"  -
в начале 21  века и   среди автором -поэтов  России    было много
тех,кто создавал стихотворения в  вольном   изложении -ритмично и
философски - в стиле верлибра  русского!
  Например, помнится  стих
   В. Бурича:
 " Дуешь в  волосы своего ребёнка
   читаешь названия речных пароходов
   помогаешь высвободиться  пчеле из  варенья
   каким предательством ты купил всё  это?"
 (книга БЕЛЫЙ  КВАДРАТ - М, 1988).

А  в журнале публиковали   свои произведения
 поэты Москвы:

 - Афанасьев Платон Сократович (окончил ЛГУ, издал книгу "Верлибр Арбата"- 1998;
 - Британишский Владимир Львович (Ученик Глеба Семёнова);

 -  Викторов  А.В. (ЛИТО "Весы"  вёл, а его учениками были -  Васин Вячеслав
Георгиевич и др.   С 1987  ЛО  "Нескучный  сад");

  -  Волков  Вадим  Иванович (г. Пушкино);
  -  Зуев Виктор Павлович р.1952г.;
  -  Филякин  Юрий  Петрович , друг  Афанасьева П.С.- окончил МГУ, зав. кафедрой  МГИМО.) и др.

    Славна так стихия   вольного стихосложения, когда нет   надобности   рифмовать задумки  и чувства, мысли и настроения,  а  - всё  течёт  само собою  - и  ложится  на чистые листки бумаги!
  И  путь перегорели  страсти, желания, мечты, ушла  любовь куда-то,
неведомо нам куда?
  Зато - не нужно пристраиваться для  поиска  рифмованных  строчек  по 
жизни суетной  такой и взбалмошной, но есть  - одно - верить в  добро и   свет души, в  уединение  славное, в тишь природы, красоту  мгновений   творчества  и озарений!
  Мы  волны в полётах фантазии и вдохновения, живём поэзией, а Муза нам   шепчет нужные строки  стихов...
  У  М. Волошина  удались несколько экспромтов,  когда поэт  смог  отразить  в небольшом тексте  гармонию  свободника  и белого стиха  в 1915  году:
    Не ты ли
    В  минуту тоски
    Швырнул на землю
    Весы  и меч
    И дал безумным
    Свободу  весить
    Добро и зло?

    Не ты ли
    Смесил народы
    Густо и крепко,
    Заквасил тесто
    Слезами и кровью
    И топчешь,  грозный,
    В точиле гнева?
    Не ты дли поэта кинул
    На стогни мира
    Быть  оком и ухом?
    ...
 Здесь  Волошин  выразил черты  эпохи страшных перемен мятежных, ибо  поэт нутром чуял  грядущие  катаклизмы в стране?!
  Трагичными были переживания  поэтов  тех лет :  С. Есенина, В.  Маяковского  и др .  - кои были полны  дум тяжких и противоречий в    сознании.
  Да и в наши непростые  времена,- также,  многие   поэты  с гражданским звучанием - на дивных  сайтах  Интернета - тоже  мыслят в чёт-то схоже и
резонансно  с  думами поэтов  начала прошлого века?
  Видна  судьба такая всех начал  веков в  России, когда нужно  переосмысливать  заново  вечные  вопросы  бытия и жития!
   Русский  свободный  стих  в постоянном  развитии и  не равномерен в самопознании и  самодвижении?))
   За два века  становления  верлибра  в стране, особенно  в  период  с 1917  по 1933 г. -  в  те  времена  мы помним   свободные  стихи  Есенина, Андрея Белого, Луначарского, Велемира Хлебникова, Осипа Мандельштама; В. Маяковского;  Н. Заболотского и др.
   В  период  очередной "оттепели"  в общественном развитии - с середины  50-х гг. прошлого века  - снова  ощутим всплекс  в развитии русского верлибра:
  И. Сельвинский, Ксения Некрасова;  Я. Смеляков, В. Солоухин, А. Яшин, Е. Винокуров, Н. Рыленков, О. Бергольц, Е. Евтушенко и А. Вознесенский  и др.
  Пока что  вольный  верлибр у нас   есть своего рода -  экспромт,  лабораторный  эксперимент в  мастерских поэтов  нового века.
 Хотя и выходила в свет    Антология  верлибра  страны,но  хорошие свободные стихи ещё  редкость большая в наше  компьютерное  и мобильное время?
  Ритмика свободного стиха  рвана и  немелодична, скорее она есть -  философское осмысление своего предназначения и пути в поэзии?
 Большую роль играют тут - озарения  и интонации, повторы и подтекст!
   Нельзя предсказать   каково дальнейшее  развитие  свободного стиха в  России.
  Исследователь  верлибра А.Л. Жовтис  отмечал - что:"... реакцией на классические окаменелые  формы турецкого стиха  был верлибр Хикмета,  а на  классическую форму  русского  -  стих  Маяковского и стих  Хлебникова.  Но   мы ни в коем случае  не вправе утверждать, что какой-нибудь большой   художник  с  другой  творческой  индивидуальностью  не мог  бы   революциони-
зировать  русский  стих, переведя стрелку  в направлении верлибра, как это 
произошло  в ряде европейский литератур".
 В  своё время и  мне  пришлось  заниматься переводами  польских, литовский,  болгарских и сербских  поэтов, которые  шли  в направлении  верлибра, но   к
сожалению  это был малый период - с 1981  по  1989гг.
  Во всяком случае - свободный  стих имеет права на жизнь и развитие,-  вот
бы только было  б поболее  опытных  поэтов, кто  смело ринулся   в свободную    пучину  стихосложения  ритмического  и  повторного?
  Ведь  жизнь и ритмы природы так  многообразны, как и ритмы  развития  поэзии!))
   Мыслится, что с  ходом развития творческой  личности поэта  - и путь станет  более ассиметричным и свободным, когда  устоявшие каноны  стихосложения  уже не в силах будут  привлекать  зрелых поэтов?!



Илл.-
ФОТО от автора


   


Рецензии
Да, любые новшества во всём, в том числе и в литературном творчестве, только тогда себя оправдывают и становятся чем-то новым, когда это ИСКРЕННИЙ ПОИСК автора, а не лицемерная поза, за которой чаще всего стоит его художественная пустота, а то и просто профессиональное бессилие. Я таких примеров, будучи невольно вовлечённый в литературные процессы Ленинграда-Петербурга (моя жена была прекрасный поэт Ольга Бешенковская, и здесь, на "Стихах.ру" тоже есть её страница по адресу: http://www.stihi.ru/avtor/beschenkovskaja) видел немало тому примеров...

Соломон Ягодкин   18.05.2019 11:50     Заявить о нарушении
Верно и мудро!...
Так и есть -
ДАЙ БОГ -
всех б л а г
и -
новых ОЗАРЕНИЙ!

Евгений Снежин   21.05.2019 01:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.