Лира Кавказа и свободный стих
"Лира Кавказа" -
в начале 21 века и среди автором -поэтов России было много
тех,кто создавал стихотворения в вольном изложении -ритмично и
философски - в стиле верлибра русского!
Например, помнится стих
В. Бурича:
" Дуешь в волосы своего ребёнка
читаешь названия речных пароходов
помогаешь высвободиться пчеле из варенья
каким предательством ты купил всё это?"
(книга БЕЛЫЙ КВАДРАТ - М, 1988).
А в журнале публиковали свои произведения
поэты Москвы:
- Афанасьев Платон Сократович (окончил ЛГУ, издал книгу "Верлибр Арбата"- 1998;
- Британишский Владимир Львович (Ученик Глеба Семёнова);
- Викторов А.В. (ЛИТО "Весы" вёл, а его учениками были - Васин Вячеслав
Георгиевич и др. С 1987 ЛО "Нескучный сад");
- Волков Вадим Иванович (г. Пушкино);
- Зуев Виктор Павлович р.1952г.;
- Филякин Юрий Петрович , друг Афанасьева П.С.- окончил МГУ, зав. кафедрой МГИМО.) и др.
Славна так стихия вольного стихосложения, когда нет надобности рифмовать задумки и чувства, мысли и настроения, а - всё течёт само собою - и ложится на чистые листки бумаги!
И путь перегорели страсти, желания, мечты, ушла любовь куда-то,
неведомо нам куда?
Зато - не нужно пристраиваться для поиска рифмованных строчек по
жизни суетной такой и взбалмошной, но есть - одно - верить в добро и свет души, в уединение славное, в тишь природы, красоту мгновений творчества и озарений!
Мы волны в полётах фантазии и вдохновения, живём поэзией, а Муза нам шепчет нужные строки стихов...
У М. Волошина удались несколько экспромтов, когда поэт смог отразить в небольшом тексте гармонию свободника и белого стиха в 1915 году:
Не ты ли
В минуту тоски
Швырнул на землю
Весы и меч
И дал безумным
Свободу весить
Добро и зло?
Не ты ли
Смесил народы
Густо и крепко,
Заквасил тесто
Слезами и кровью
И топчешь, грозный,
В точиле гнева?
Не ты дли поэта кинул
На стогни мира
Быть оком и ухом?
...
Здесь Волошин выразил черты эпохи страшных перемен мятежных, ибо поэт нутром чуял грядущие катаклизмы в стране?!
Трагичными были переживания поэтов тех лет : С. Есенина, В. Маяковского и др . - кои были полны дум тяжких и противоречий в сознании.
Да и в наши непростые времена,- также, многие поэты с гражданским звучанием - на дивных сайтах Интернета - тоже мыслят в чёт-то схоже и
резонансно с думами поэтов начала прошлого века?
Видна судьба такая всех начал веков в России, когда нужно переосмысливать заново вечные вопросы бытия и жития!
Русский свободный стих в постоянном развитии и не равномерен в самопознании и самодвижении?))
За два века становления верлибра в стране, особенно в период с 1917 по 1933 г. - в те времена мы помним свободные стихи Есенина, Андрея Белого, Луначарского, Велемира Хлебникова, Осипа Мандельштама; В. Маяковского; Н. Заболотского и др.
В период очередной "оттепели" в общественном развитии - с середины 50-х гг. прошлого века - снова ощутим всплекс в развитии русского верлибра:
И. Сельвинский, Ксения Некрасова; Я. Смеляков, В. Солоухин, А. Яшин, Е. Винокуров, Н. Рыленков, О. Бергольц, Е. Евтушенко и А. Вознесенский и др.
Пока что вольный верлибр у нас есть своего рода - экспромт, лабораторный эксперимент в мастерских поэтов нового века.
Хотя и выходила в свет Антология верлибра страны,но хорошие свободные стихи ещё редкость большая в наше компьютерное и мобильное время?
Ритмика свободного стиха рвана и немелодична, скорее она есть - философское осмысление своего предназначения и пути в поэзии?
Большую роль играют тут - озарения и интонации, повторы и подтекст!
Нельзя предсказать каково дальнейшее развитие свободного стиха в России.
Исследователь верлибра А.Л. Жовтис отмечал - что:"... реакцией на классические окаменелые формы турецкого стиха был верлибр Хикмета, а на классическую форму русского - стих Маяковского и стих Хлебникова. Но мы ни в коем случае не вправе утверждать, что какой-нибудь большой художник с другой творческой индивидуальностью не мог бы революциони-
зировать русский стих, переведя стрелку в направлении верлибра, как это
произошло в ряде европейский литератур".
В своё время и мне пришлось заниматься переводами польских, литовский, болгарских и сербских поэтов, которые шли в направлении верлибра, но к
сожалению это был малый период - с 1981 по 1989гг.
Во всяком случае - свободный стих имеет права на жизнь и развитие,- вот
бы только было б поболее опытных поэтов, кто смело ринулся в свободную пучину стихосложения ритмического и повторного?
Ведь жизнь и ритмы природы так многообразны, как и ритмы развития поэзии!))
Мыслится, что с ходом развития творческой личности поэта - и путь станет более ассиметричным и свободным, когда устоявшие каноны стихосложения уже не в силах будут привлекать зрелых поэтов?!
Илл.-
ФОТО от автора
Свидетельство о публикации №119050401783
Соломон Ягодкин 18.05.2019 11:50 Заявить о нарушении
Так и есть -
ДАЙ БОГ -
всех б л а г
и -
новых ОЗАРЕНИЙ!
Евгений Снежин 21.05.2019 01:16 Заявить о нарушении