Волхвы Ивана Грозного

ВСТУПЛЕНИЕ               

Россия-мать! Твоя дорога
Во все эпохи горяча.
Бредёшь ты между верой в Бога
И эшафотом палача.

Как много  лет  ещё, родная,         
Твой  будет длиться Скорбный  Путь?   
И  будешь ты идти  не зная,
Куда  идти, когда свернуть?

Пройдёшь ты через словоблудье,
Через разруху, слёзы, кровь.
Но час от часа крепче будет
К тебе народная любовь.

Уйдут невзгоды, как химера.
Святыней  станет  Божий Храм.
В лихие  дни  одна лишь вера
Найти свой путь поможет нам.

И день настанет. Ты кумира
В упорной   обретёшь  борьбе.
И  станешь новым центром мира,
Как завещал Господь тебе.

Глава 1

В царских покоях притушены  свечи.
Царь не выходит из спальни почти.
И  в закоулках крамольные речи
Шёпотом стали бояре вести.

«Царь занемог  и на встречных бесился».
«Как – бы  в безумье»  порою бывал.   *
Даже Эйлоф, его лекарь, смирился,   **
Неизлечимой  болезнь называл.

Он говорил:  - «После гибели сына
Царь  ни минуты ночами не спит,
Горе снимает вином из кувшина
И от бессилья и боли вопит».

Выгнал вчера  всех заморских  учёных
И, как  поведал Борис Годунов,
Срочно велел отпустить заключённых
И отовсюду  собрать  колдунов.

Север России богат ведунами
Там этой братии не перечесть.
И, если честно сказать, между нами,
Знают   они  то, что будет  и  есть.

Несколько дней  казаки  собирали***
Тех, кому дар ясновиденья дан.
Волхвов  двенадцать. В холодном подвале       
С ними работает Бельский Богдан.

Хочет узнать  царь московский: как скоро
Жизни его будет прервана нить,               
Как избежать для России  разора               
И за  наследником трон сохранить.

Но колдуны  и вещуньи  упрямы.
Каждый своею дорогой бредёт:
Не говорят откровенно и прямо,
Что повелителя  грозного  ждёт.

Только одна  пожелала признаться.
Для остальных это было, как старт.
Названо  было число восемнадцать,  ****
Месяц весенний: апрель или март.

Эти пророчества  в прошлое канут.
Только Богдану ошибку зачтут,
Если   вещуньи и ведьмы обманут,
То и его  вместе  с ними  сожгут.

Царь наш не любит обмана и шуток.
Трудно без лести ему  услужить.
В праведном гневе  он страшен  и жуток,
С плахой и дыбою любит дружить.

Пусть лишь  на Бога   теперь уповают   
Те, кто  к  царю  на  гаданье  был зван.
Грозным недаром  его   называют - 
Очень уж лют этот русский   Иван.               

ГЛАВА  2

В залах дворцовых  застыла  тревога.
Царь  Иоанн необычно смирен.               
Грозный властитель прощенья у Бога
Молит, с утра не вставая  с колен.


Молит  за дев, им когда-то растленных,
За лихоимство,  коварство  интриг
И за две тысячи им убиенных
Мнимых врагов  и холопов  своих.

Страшно царю, потому что  сегодня
День роковой   для него  наступил.
Смерть за  углом уже. И  в преисподней
Дьявол смолу для него растопил.

И потому перед древней иконой
Он потерял и величье, и стать.
Ведь перед Господом не под короной
Книгу  с грехами придётся листать.   

В полдень, очистив молитвою душу,
Царь приказал ведунов привести
И заявил:  - Слово  я не  нарушу.
Вас только  смерть моя может спасти.

- Вы не забыли свои предсказанья:
Басни о том, что я нынче умру.
Если ошибочно ваше гаданье,
Ждёт вас хороший костёр  поутру.

Кто – то  сказал – нерешительно - робко
- День не закончен. Не гневайся, царь.
Наша пока не закончена  тропка.    
И не отпел   ещё нас  пономарь.

- Что же, посмотрим.  Кострище готово.
 Вы до заката живите пока.
Ну, а потом побеседуем снова,
И подогреем  вам завтра  бока.

Царь в это утро  был радушно - весел,
Не лютовал, и не звал докторов.
Словно  уже  от  макушки до чресел*****
Полностью  был, как и  в детстве, здоров.

Что – то исправив  в своём завещанье,
Он приказал  Годунову прийти.
А колдунов покормить на прощанье
И до рассвета  держать взаперти.               

Пересмотрел  до обеда  бумаги,
Ряд неоконченных дел завершил,
А через час,  выпив   пенистой  браги,
Ванну  лечебную  принять решил.          

В бане уже музыканты играют,
Лекари    в  ряд    наготове  стоят,
Снадобья в царское  тело  втирают
И без конца   благовонья курят.               

ГЛАВА 3

Принята ванна.  В китайском халате
Царь отдыхает, присев на постель.
Как он мечтал о такой благодати
Несколько дней или даже недель.

Боль затаилась  и раны не ноют,
Да и одышки почти уже нет.
Царские ноги  уютно покоит
Пара отличных голландских штиблет.

Рядом   с  кроватью любимец  Бориска.
Бельский Богдан чуть подале стоит.
Перед Иваном с  конфетами миска,
Их  завсегда обожал московит.

- Ну-ка, зовите сюда Родиона.
Он  самый  лучший  у нас шахматист
И потому приютился  у трона,
Этот  заморский   игрок – стрекулист****.

- Он от казны   много  денег  нахапал,               
Надо бы лучше за ним надзирать.
Я бы давно посадил его на кол,
Только вот  с  кем тогда буду играть?

Тут Родион из людской  появился,
 Беглый ордынец и полу - монгол,               
Низко до пола царю поклонился
И расставлять начал  шахматный стол.

Рядом  и Бельский стоит у постели:
- Чаю  с наливочкой   выпить изволь.
Этот напиток   на  прошлой неделе
Презентовал вам английский король.

- Что же, давай. Хоть болезнь свою скрашу
Я ведь с утра ещё выпить хотел…
Принял Иван поднесённую чашу,
Выпил немного и вдруг захрипел.

На спину стал постепенно валиться,
Тут же дыханье его прервалось.
Выглядел он, словно сбитая птица,
Как остановленный   выстрелом лось.

В горнице паника, вопли, стенанья.
Паника – страха публичная дочь.
И бесполезные  кровопусканья.
И невозможность хоть чем – то   помочь.

Грозный владыка  лежал без движенья.
И, уважая покойника сан,
Митрополит совершил постриженье.
Стал после смерти Ионой Иван.

И над столицею первопрестольной,
Что засыпала  в  вечерней тиши, 
Плыл, как  знамение, звон колокольный,
Горестный  плач  по  исходу души.

Бельский  над трупом  усердно молился,
И  ему  тихо   сказал Годунов:
Вовремя, братец, ты подсуетился
Спас и себя, и своих колдунов.

- Я ведь давно твои шашни заметил,
Знал, что тебе царь российский не  мил,
Бельский ни  слова ему  не ответил
Только до долу глаза опустил…

А колдунов  хорошо угостили,
Дали деньжат и еды про запас,
После чего от греха отпустили.
Мол убирайтесь. Сейчас не до вас.

-:-

Ну, а потом  было время разгула
И унижений  в полвека длиной.
Только потом  мать -  Россия шагнула
В новое  время могучей страной.

                25.03.19 – 29.03.19.               

 ПРИМЕЧАНИЯ  1

Вот как описывает Джером Горсей    внешность Ивана Грозного:

«Он был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос — настоящий скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный, сам по своей воле и разумению управлял как внутренними, так и внешними делами государства…».

                (Сэр Джером Горсей (1550—1626) — английский дворянин,
                дипломат. Автор трёх сочинений мемуарного характера,
                содержащих  ценные сведения по истории России). 

А  вот как описывает далее англичанин последний день жизни Ивана Грозного, 18 марта 1584 года:

«В полдень он пересмотрел свое завещание, не думая, впрочем, о смерти, т. к. его много раз околдовывали, но каждый раз чары спадали, однако на этот раз дьявол не помог. Он приказал главному из своих врачей и аптекарей приготовить все необходимое для его развлечения и ванны. Желая узнать о предзнаменовании созвездий, он вновь послал к колдуньям своего любимца; тот пришел к ним и сказал, что царь велит зарыть их или сжечь живьем за их ложные предсказания: день наступил, а он в полном здравии, как никогда. Колдуньи отвечали: «Господин, не гневайся. Ты знаешь, день окончится, только когда сядет солнце». Бельский поспешил к царю, который готовился к ванне. Около третьего часа дня царь вошел в нее, развлекаясь любимыми песнями , как он привык это делать; вышел около семи, хорошо освеженный. Его перенесли в другую комнату, он сел на свою постель, позвал Родиона Биркина, своего любимца, и приказал принести шахматы. Он разместил около себя своих слуг, своего главного любимца и Бориса Федоровича Годунова, а также других. Царь был одет в распахнутый халат, полотняную рубаху и чулки; он вдруг ослабел и повалился навзничь. Произошло большое замешательство и крик… Тем временем царя охватил приступ удушья, и он был уже бездыханен. Явился митрополит и наскоро совершил обряд пострижения [в монахи], нарекая Иоанна Ионою. Ударили в колокол на исход души. Народ заволновался, толпа бросилась в Кремль. Борис [Годунов] приказал затворить, ворота».
   Русский  историк Н. Костомаров описывает смерть Ивана  Грозного несколько иначе:
 "В начале 1584 года открылась у него страшная болезнь; какое-то гниение внутри; от него исходил отвратительный запах. Иноземные врачи расточали над ним свое искусство; по монастырям раздавались обильные милостыни, по церквам велено молиться за больного царя, и в то же время суеверный Иван приглашал к себе знахарей и знахарок. Их привозили из далекого севера; какие-то волхвы предрекли ему, как говорят, день смерти... Иван то падал духом, молился, приказывал кормить нищих и пленных, выпускал из темниц заключенных, то опять порывался к прежней необузданности... Ему казалось, что его околдовали, потом он воображал, что это колдовство было уже уничтожено другими средствами. Он, то собирался умирать, то с уверенностью говорил, что будет жив. Между тем тело покрывалось волдырями и ранами. Вонь от него становилась невыносимее.
Наступило 18 марта. Около третьего часа царь отправился в приготовленную ему баню и мылся с большим удовольствием; там его тешили песнями. После бани царь чувствовал себя свежее. Его усадили на постели; сверх белья на нем был широкий халат. Он велел подать шахматы, сам стал расставлять их, никак не мог поставить шахматного короля на свое место и в это время упал. Поднялся крик; кто бежал за водкой, кто за розовей водой, кто за врачами и духовенством. Явились врачи со своими снадобьями, начали растирать его; явился митрополит и наскоро совершил обряд пострижения, нарекая Иоанна Ионою. Но царь уже был бездыханен. Ударили в колокол на исход души. Народ заволновался, толпа бросилась в Кремль. Борис Годунов приказал затворить, ворота.
                Иван Грозный был похоронен рядом с убитым им сыном Иваном в Архангельском соборе. Династия Рюриковичей пресеклась, ведь Федор Иванович, младший сын царя, находился на троне очень недолго и потомства не оставил. Началось Смутное время.
     О ВОЛХВАХ

Царь приказал доставить Вельскому  с севера из Лапландии «множество кудесников и колдуний», которые должны были предсказывать ему будущее. В Москве волхвы находились под стражей, и их мог посещать лишь Богдан Вельский, «единственный, кому царь доверял узнавать и доносить ему их ворожбу». Эти колдуны и предсказали царю, что 18 марта он умрет, и царь «впал в ярость» и обещал, что  если  в  этот день   предсказание не исполнится, то  они все будут сожжены.
День протекал за обычными занятиями, царь занимался делами, а «около третьего часа дня» направился в баню. В этой части рассказ Горсея может быть подтвержден документально.
В сохранившемся фрагменте книги выдач из казны отмечено, что «в канун государева преставленья» один из приближенных Ивана IV, Тимофей Хлопов, «взял к государеву делу два полотна тверских» — полотняные простыни, которыми царь вытирался после бани. Из бани «царь вышел около семи, хорошо освеженный, его перенесли в другую комнату, посадили на постель, он позвал Родиона Биркина, дворянина, своего любимца, и приказал принести шахматы». Затем царь «вдруг ослабел и повалился навзничь. Произошло большое замешательство и крик. Одни посылали за водкой, другие — в аптеку за ноготковой и розовой водой, а также за его духовником и лекарями». Однако, когда они пришли, царь уже скончался.
Русские источники лишь в одном отношении дополняют рассказ Горсея. Прибежавший духовник Феодосий Вятка «возложил на него, отшедшаго государя, иноческий образ и нарекоша во иноцех Иона».

Скептики отрицают все загадочное в нашей жизни, однако есть мистические явления, неподдающиеся логике. Например, колдуньи предрекли смерть Ивана Грозного, и их прогноз оказался точным.

Этот факт доподлинно известен. В последний год своей жизни царь повелел привезти в Москву из Архангельска тамошних бабок-колдуний. Доставили ко двору 12 ведьм и посадили их под замок. Доверенный царя каждый день посещал старух и докладывал царю о том, что они говорили. Однажды все ведьмы в один голос объявили, что царь умрёт 18 марта. За такое ложное предсказание царь повелел сжечь их живьем именно 18 марта. Однако когда рано утром явился слуга, чтобы исполнить волю царя, ведьмы подняли возмущённый крик: день, мол, только начался, неведомо ещё, как он завершится. По свидетельствам современников, ничто в этот день не предвещало несчастья, и царь был на удивление весел. Сел играть в шахматы, но вдруг покачнулся, схватился за грудь и через несколько минут умер, сообщает
               
ПРИМЕЧАНИЯ  2

1. «Царь занемог  и на встречных бесился»
             «Как – бы  в безумье»  порою бывал   *   -   Есть предположение, что Иван Грозный   был болен сифилисом.  Во  времена   Ивана Грозного  сифилис лечили ртутью («жидким серебром»). Современные эксперты пришли к заключению, что  ртутная интоксикация  была основной причиной неадекватного поведения  и излишней жестокости  царя. При хроническом отравлении  ртутью  наблюдаются эпилептические припадки,  психическое возбуждение. Именно такие припадки, по словам очевидцев, были и у Грозного.  Во время  припадка  царь приходил «как бы в безумье», на губах выступала пена или ни с того ни с сего «бесился на встречных». Возможно, любимого сына Ивана он ударил посохом именно во время вспышки «ртутного гнева», а позже, осознав, «целые ночи вопил от горя». Наследник умер на 11-й день. 
2. Даже Эйлоф  пред болезнью смирился   ** - Иоганн  Эйлоф -  заморский лекарь, лечивший    Ивана Грозного.
3. Казак — «вольный человек», «свободный, независимый человек», «искатель приключений», бродяга.
 «Князья посылали толпы своих промышленников, ватаги, к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Печерскую за рыбою, зверем и птицею: из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаем, что уже тогда три ватаги великокняжеские ходили на море со своим ватамманом (ватагаманом, атаманом)». Именно из этих людей возникали первые казачьи дружины  (Соловьёв С.М. 1851-1879 гг).
4. «..от макушки до чресел» - Чресла - это бедра, еще переводится как поясница, а вообще это район туловища ниже пояса.
5. Стрекулист – слово имеет несколько значений:
                - Бойкий писака
                - Проныра, ловкач
                - Обманщик, плут
             -  Пронырливый человек, ловкач (первонач. о мелком чиновнике)


Рецензии