Религиозная война на Дону и начало Кубанского войс
Из за никонианских гонений, староверы стали считать себя воинами Иисусовыми «Христа в себе носящими», а своих гонителей «работающими Сатане».
В церквах донских "пустыней" служили по старым обрядам, не поминая при этом ни царя, ни патриарха. Староверы строили укреплённые городки на Хопре и Медведице. Только на Медведице было построено 17 таких городков. Приток староверов привёл к тому, что летом 1686 года на выборах атамана Войска Донского победил старовер Самойло Лаврентьев, настоятелем собора в войсковой столице Черкасске стал старообрядческий священник Самойло Манычский, который проповедовал, что все отпали от веры и Рим, и греки, и Москва, и только на Дону осталось благочестие.
После подавления стрелецкого восстания из Москвы пришел запрет принимать в войско не только беглых холопов, но и свободных людей.
Казаки перешедшие в никонианство были недовольны засильем старообрядцев и на Дону произошел переворот.
Зимой 1688 года староверы: походный атаман Кирей Матвеев, атаман Самойло Лавреньтев, старые казаки Лев Белгородец, Павел Чекунов и сними два попа Прокофий и Самойло обвинённые в том, что хотят отбить Дон от Москвы были схвачены , отправлены в столицу и казнены на Красной площади. Тем казакам, кто привёз раскольников были сделаны щедрые подарки, всему войску Донскому было обещана премия к жалованию в 1000 рублей, плюс 1000 четвертей (3 тонны) зерна.
В ответ казаки староверы взяли боем Евтерев и Островский городки, убив около 200 никониан, а за тем отступили на реку Куму.
Староверов Дона поддержали терские казаки обвинившие донцов в измене старинному закону «с Дона выдачи нет».
Зимой донцы при поддержке стрельцов и калмыков обложили староверский городок на реке Медведице и после долгой осады взяли убив около 300 защитников. Часть защитников с женами и детьми сожгли сами себя закрывшись в курени.
Вождь староверов Левко Маноцкий спасая своих людей заключил союз с черкесским князем Шевкалом, а за тем и с Крымским ханом. Узнав об этом в 1691 году царь Пётр Первый (1672—1725) послал на Куму боярина Басова с примирительной грамотой, где прощал раскольников, предлагал им вернуться на Дон с условием, что они перейдут в никонианство.
Казаки староверы отказались и выдвинулись в сторону болотистого устья Кубани. Шевкал, который был их союзником внезапно на них напал и до места впадения Кубани в Черное море добрались только 200 из 500 человек. Там они построили городок.
Так началось Кубанское казачество. Оно началось вовсе не с переселения на Кубань запорожцев Екатериной Второй, а с беглых донцов староверов, которые бежали от своих же казаков перешедших вслед за Москвою, в никонианство.
Свидетельство о публикации №119050107343