Раковина Менделеева

В моей педагогической практике особое место занимает лекционные занятия у студентов заочников всех направлений подготовки.
К сожалению, действует практика пропихнуть занятия с заочниками начинающим ассистентам и аспирантам, в лучшем случае старшим преподавателям. А как же? Неужели доктор наук, профессор, заведующий кафедрой должен этим заниматься? Ему нечего делать?
Это ошибочное мнение так укоренилось, что я даже не пробую объяснять коллегам, что этот "фронт боевых действий" требует владения высшего педагогического мастерства, чтобы за  неделю общения со студентами оставить у них хоть какие-то остаточные знания и убежденность в том, что даже такая сложная наука, как химия, может быть интересная!
Уже все  привыкли, что каждый год лекционные занятия у заочников я беру на себя. Мало того, они интересуются, как это мне удается "влюбить" студента-заочника в химию?
Мои слушатели, чаще всего люди, которые 10-15 лет назад, после школы,  поступали в гуманитарный вуз, а со временем пришли к выводу, что надо получить второе высшее техническое образование.
Идеология заочного обучения заключается в том, чтобы на занятиях преподаватель  давал основные положения дисциплины и указал пути ее полного освоения  с помощью имеющихся учебников и дополнительной учебно-методической литературы.
Основную нагрузку по подготовке к экзамену студенты должны выполнить в режиме самостоятельной подготовки.
После длительных размышлений я понял, что традиционное, то есть  классическое (последовательное) изложение дисциплины "химия" перед этой аудиторией не может иметь успеха. То есть, они кое-как сдадут экзамены по дисциплине "химия", пользуясь тем, что у меня очень либеральное отношение ко "знаниям" моих студентов-заочников.
Однако, я не терял веру в то, что когда-либо я разработаю свою "программу" и механизм  преподнесения  тематики.
Наступила очередная зимняя лекционная сессия. После долгого отбора самых подходящих тем, я принял решение основательно разобраться со студентами заочного отделения с периодическим законом Менделеева, ибо, как химик и представитель точных наук, я не перестаю утверждать, что в природе нет более основательного и всеобъемлющего закона, чем Периодический закон.
Это обусловлено тем, что отсюда вытекают все природные закономерности о свойствах веществ, из чего состоит весь окружающий мир.
Если преподнести этот закон как подобает, то все остальные закономерности в природе вытекают сами собой как продукт очередного этапа развития материи.
Хотя химия одна из самых точных наук, однако она тоже не может обойтись без магии.
Оказывается, если в составе ядра атомов сосредоточено четное число протонов и нейтронов, то ядра таких атомов являются магическими, потому они обладают  высокой распространенностью в  природе. А если число протонов и нейтронов равны между собой, то считают, что ядра таких  атомов обладают двойной магичностью и максимальной распространенностью в природе. Например, ядра атомов самых распространенных элементов в природе имеют такие составы (в скобках указаны число протонов и нейтронов в ядре атома данного элемента): углерода (6+6), азота (7+7) кислорода (8+8), неона (10+10), магния (12+12),  кремния (14+14), серы (16+16), кальция (20+20), железа (26+30) и так далее.
Самое невероятное, что связано с открытием закона Менделеева, является то, что приписав к элементам порядковые  номера в 1869 году, Менделеев никакого понятия не имел о существовании протонов и нейтронов и вообще о ядре атома.
Спустя  40 лет, когда Резерфорд выдвинул ядерную модель строения атома, а потом каждый атом приобрел заряд своего ядра (число протонов в ядре), выяснилось, что приписанные Менделеевым порядковые номера элементов с точностью совпадали с зарядами ядер этих элементов.
Некоторые любители фантастики пустили слух, что Менделеев эту таблицу в таком виде увидел во сне.
Интересно, почему же такой сон не приходил в голову, например, соседу Менделеева  или алкоголику, проживающему в это же время в Санкт Петербурге? Или же сторожу химического факультета университета, где Менделеев проводил свои наблюдения?
Рассказывая эти темы студентам я уловил, что концентрация внимания приближалась к 100%-нему показателю, что никакому преподавателю в наши времена не удается достигнуть.
Концентрация зашкаливала, когда я начинал рассказы о Менделееве, как о человеке, как об очень странной, порой даже забавной а иногда и непредсказуемой  личности.
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 году  в Тобольске и  был семнадцатым ребенком в семье.
Во время учебы в гимназии Дмитрий Менделеев вовсе не тянулся к знаниям.
Интересные факты из жизни ученого включают в себя и сведения о его школьных отметках. Известно, что наиболее сложно ему давались Закон Божий и латынь, не вызывали у него особого интереса и другие науки.
У Менделеева были проблемы с учебой и в ту пору, когда он был студентом Главного педагогического института. Известно даже то, что гениальный ученый однажды оказался в числе второгодников, так как получил неудовлетворительные оценки по многим предметам. Тогда ему удалось хорошо сдать лишь математику. Однако постепенно у него появилась тяга к знаниям, он втянулся в учебу, отметки становились все лучше и лучше, благодаря чему при выпуске ему была вручена золотая медаль.
После опубликования Менделеевым своего Периодического закона  один из его коллег-"доброжелателей" из Германии злобно высказался:-"Лучше бы этот небритый русский мужик расставил элементы в алфавитном порядке. Пользы было бы больше".
Менделеев, как и любой гений, был непризнан в своем кругу. Его кандидатуру несколько раз отклонили в Российской Академии наук. И Менделеев так и не стал членом академии (академиком) Российской Академии), хотя, по масштабу его открытий,  он является самым Крупным в числе всех знаменитостей.
Лауреатом Нобелевской премии Д. И. Менделеев тоже не стал, хотя он трижды входил в число номинантов. На тайном голосовании, которое проводилось членами Императорской академии наук, его кандидатура постоянно проваливалась, номинировали ученого исключительно иностранцы. И это не странно, так как со времен Петра I и Екатерины Великой в президиуме Российской академии наук заседали одни иностранные ученые, в основном немцы.
Россия познакомилась с водкой еще в 1843 году, когда ее предполагаемому «изобретателю» - Менделееву тогда еще не исполнилось и десяти лет.
Почему же в мире доминирует уверенность в том, что состав водки изобретен Менделеевым?
Защита докторской диссертация Д.И.Менделеева на тему «Рассуждение о соединении воды и спирта», состоялась 31 января 1865 г. в Санкт-Петербургском университете на заседании Совета физико-математического факультета. В ней отсутствует какое-либо упоминание спиртных напитков. В этой работе рассматриваются свойства, которыми обладают смеси воды и спирта.
В 1890 году, представители власти обратились к ученому за помощью. Правительство интересовало тщательно скрываемый рецепт создания бездымного пороха, который стоил слишком дорого для того, чтобы его приобретать. Менделеев взялся выполнить полученное задание, для чего ему понадобились отчеты железных дорог иностранных государств (Франция, Германия, Британия). Талантливому химику не составило особого труда разгадать рецепт пороха, после чего он изготовил его для России. Потрясающе то, что тщательно скрываемую иностранцами информацию Дмитрий легко получил из отчетов, которые находились в свободном доступе.
Менделеев настолько плодотворен, что нет возможности рассказать о всех его "подвигах", поэтому ограничимся лишь кратким перечислением его заслуг.
Для большинства людей Дмитрий Менделеев - химик, однако из всех работ за его авторством, химии посвящено лишь около 10%. Все остальные охватывают более широкий спектр наук -  геология, метрология, физика, экономика.
• Именно он придумал нефтепроводы и систему хранения этого полезного ископаемого в цистернах.
• В течение жизни он изобрёл множество приборов, не имевших до того момента аналогов.
• Именно Менделеев учредил первую Российскую палату мер и весов.
• Страстью Дмитрия было изготовление чемоданов. В Москве и Санкт-Петербурге он сумел завоевать репутацию самого выдающегося чемоданных дел мастера.
• На протяжении всей жизни учёный много курил, отчего его пальцы были жёлтого цвета.
• У него был племянник, с которым его часто путали, потому что они были полными тёзками — их обоих звали Дмитрий Иванович Менделеев.
• После первого брака и воспоследовавшего за этим развода учёному было запрещено в течение 6 лет жениться повторно, но один священник за 10 тысяч рублей (огромные деньги!) обвенчал его с новой избранницей. За это священник был лишён духовного сана.
• Прекрасно разбиравшийся в живописи Менделеев не только был ценителем этого искусства, но и публиковал рецензии на картины.
• Отчасти именно благодаря ему было создано первое в России Химическое общество.
• Менделеев был редактором знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
• В свободное время он любил играть в шахматы, читать книги и посещать балет.
• При жизни Менделеев был почётным членом более чем 90 различных академий наук.
• Он активно выступал за право женщин на высшее образование и даже был лектором на первых курсах для прекрасного пола.
• Всего за свою жизнь Менделеев опубликовал 431 научную работу.
Признайтесь, что оставаться равнодушным к таким интересным подробностям из жизни гения мирового масштаба не может оставлять безразличным даже самого пассивного и "плохого" студента.
Вот я и пользовался этим фактом.
Однако, возникает вопрос, а не злоупотреблял я при этом временем, которого и так катастрофически не хватает студенту и преподавателю при заочной форме преподавания.
Да, конечно это перебор!
Однако это предпочтительнее, чем тоскливые и "мудрые" лекции, посвященные раскрытию многих закономерностей и свойств веществ.
Уверяю Вас, что такие "умные" лекции контрпродуктивные. Наши студенты во время занятий  "находятся" в своих телефонах. И никакие угрозы или уговоры не спасут положение.
Разве что такие подробности, какие я описывал выше.
Однажды, увлекшись беседами о жизни Менделеева, я пошел дальше.
Я рассказал студентам, как Менделеев в зрелом возрасте влюбился в близкую подругу своей дочери  и из-за нее бросил университет.
Разногласия в семье Менделеевых были всегда. Феозва Никитична мечтала о тихом семейном счастье в большом деревенском доме. А Дмитрий Иванович был одержим наукой, любил путешествовать и был открыт для всего нового. На пятом десятке он без памяти влюбился в юную дочь казачьего полковника из Урюпинска Анну Попову, которая приехала в Петербург поступать в Академию художеств. Поначалу великий ученый даже не понял, что с ним происходит. Просто вдруг стал замечать, что в присутствии Анны начал испытывать приступы одиночества. Большим плюсом в Анне Ивановне было то, что к  занятиям Дмитрия Ивановича наукой она относилась очень спокойно.
Менделеев не стал скрывать от Феозвы Никитичны, что полюбил другую. Но супруга категорически отказалась давать ему развод. Узнав об этом, а также о чувствах своей дочери к Дмитрию Ивановичу, родители Анны запрещают им видеться. Менделеев обещал не искать встреч с Анной Ивановной, но сдержать слова был не в силах. Ноги сами шли туда, где он мог встретить девушку. Менделеев часами поджидал Анну в Академии художеств. Тогда отец возлюбленной Дмитрия Ивановича отправил дочь на всю зиму в Италию. Менделеев обещал не напоминать ей о себе, потому каждый день писал письма девушке, но не отправлял их, а складывал в ящик.
Видя, что приятель его сходит с ума, друг Менделеева Андрей Николаевич Бекетов (один из основоположников физической химии и химической динамики, заведующий академической химической лабораторией университета),  отправляется к жене Менделеева, к Феозве Никитичне, дабы убедить ее дать развод. И она соглашается! Менделеев в то время должен был ехать в Алжир на научный конгресс. Бекетов с радостной вестью застал его на пристани. Естественно, после таких новостей о конгрессе не могло быть и речи. Дмитрий Иванович прямиком отправился в Рим. Оттуда влюбленные поехали в Египет, побывали в Испании.
Оформить второй брак у Д.И. Менделеева с семнадцатилетней художницей Анной Ивановной Поповой долго не получалось. Она была моложе прославленного химика на 26 лет, а ученый был влюблен в неё с 1878 года. С трудом добившись развода, ученый все же был наказан за развод с первой женой. По указанию церкви, он не мог в течение нескольких лет жениться официально. А в это время у пары уже была первая дочь. Однако, уговорив за 10 000 рублей батюшку Адмиралтейской церкви, он в 1881 году был обвенчан с любимой женщиной. А батюшку, конечно же, лишили сана за самоуправство и мздоимство.
Во втором браке у Дмитрия Ивановича родилось четверо детей. Двойняшки Василий и Мария, дочь Любовь и сын Иван.
Любовь Дмитриевна Менделеева была замужем за известным поэтом А.Блоком.
Чтобы усилить впечатление об образе Менделеева, я в финале рассказал о "раковине Менделеева". Эту историю мне рассказали сотрудники химического факультета Ленинградского государственного университета.
"Менделеев настолько был увлечен научным трудом, что при очередном ремонте его кабинета, он попросил сделать раковину на уровень его ширинки. Так можно было экономить время и сходить в туалет по "малому" прямо в кабинете, не отходя от экспериментального стола.
Мужской туалет в химическом факультете находился в противоположном крыле этажом ниже.
И можете себе представить, что такой увлеченный наукой человек, чтобы быть рядом с любимой, решился бросить университет...
Настало время экзаменов.
В беседе со студентами, я в основном отвечал на их вопросы и соответственно, по содержанию вопросов,  ставил им оценки.
Меня поразил один студент, который на мой вопрос:
- Как Вам понравилось наше общение? Как Вам лекции?
- Очень интересные. Я их слушал практически затаив дыхание, чтобы не пропустить какую либо подробность.
Воодушевленный такой высокой оценкой по поводу наших общений, я задал дополнительный вопрос:
- А что именно больше всех Вас поразило или запомнилось?
- Раковина Менделеева,- с горящими глазами ответил студент.
Я с трудом сдерживал свой внутренний хохот. Однако надо было ответить и продолжать беседу.
Не долго подумав, я процитировал Екклесиаста:
- И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь...
P.S. Осталось впечатление недоговоренности, типа и что дальше? Что получил на экзамене этот студент?
Я благодарен этому студенту тем, что написал этот увлекательный и интересный рассказ.
Но времени не было для размышлений. Надо было принимать решение.
Интуитивно и виртуально я испытал к этому студенту большую симпатию. Особенно за его юмор, если предположить, что он пошутил (хотя я далек от мысли, что он пошутил).
Поэтому я ему поставил отличную оценку...
30 апреля 2019 года. Брянск.


Рецензии